Конспект урока по русскому языку " Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В документе представлен конспект урока и технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.doc | 160 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Мосалева Татьяна Ивановна.
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Цель урока: Организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Учебные задачи:
I Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формировать умение:
- сотрудничать с одноклассниками, уважительно относиться к другой точке зрения;
- справляться с трудностями и добиваться поставленной цели.
II Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные
Формировать умение:
- самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
- принимать и сохранять учебные задачи, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- анализировать, синтезировать и делать выводы по изучаемому материалу.
Коммуникативные
Формировать умение:
- работать в парах сменного состава и статичных группах;
- слушать и слышать одноклассников;
- излагать свое мнение, грамотно выступать.
Познавательные
Формировать умение:
- устанавливать логические связи и соответствия между объектами
- структурировать знания
- выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
III Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Развивать фонематический слух учащихся
- Формировать умение использовать мягкий знак, для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова
- Закреплять знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация слайдов, карточки для работы в группах, учебник "Русский язык" В.П.Канакина, В.Горецкий 2 класс, дидактический материал к учебнику "Русский язык" 2 класс. В.П.Канакина.Электронный учебник.
Ход урока:
( Слайд 1)
I.Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.
Давайте проверим
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
И внимательно глядят?
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Ребята, послушайте загадки
И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.
Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)
( СЛАЙД 2 )
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
( Стол)
Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)
-Как назвать эти предметы одним словом? (мебель )
( СЛАЙД 3)
-Что объединяет эти слова? ( слайд 4)
- Где стоит ь? (ь в середине и в конце слова)
- Кто готов назвать тему нашего урока?
III. Cообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
(ПРАВОПИСАНИЕ Ь В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ПЕРЕД ДРУГИМИ СОГЛАСНЫМИ.)
(СЛАЙД 5)
-Для чего служит мягкий знак ?
(обозначает мягкость согласного звука)
- Ребята, откройте тетради.
-Учитель. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
Правильно их положите и запишите: число , классная работа.
1. Каллиграфическая минутка
Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения .
ь льт льч льд льц
2. Словарная работа
Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки.
Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,
Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.
-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?
- А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.
(СЛАЙД 6)
- А какие же тогда слова будут однокоренными?
(Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках)
Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.
-Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.
А какая мебель стоит у вас в комнате?
(столы, стулья, диваны и т.п)
-Ребята, написания этих слов вы должны запомнить.
IV. Первичное закрепление материала
- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:
МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК
НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.
ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,
НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.
ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ
ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?
БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?
(Это сделал мягкий знак!)
-Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении?
- Какие? (уголь, сказать)
(слова вывешиваются на доску на карточках. )
- Сколько в каждом слове звуков, букв,
Уголь- 5 букв, 4 звука;
Сказать – 7 букв, 6 звуков;
(СЛАЙД 7)
- Почему?
Вывод : Ь - не имеет звука.
2.Самостоятельная работа
А сейчас поработаем самостоятельно.
(СЛАЙД 8)
Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.
Конь-…
зверь-…
пень-…
день-…
уголь-…
Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине .
(Например: окунь — окуньки, огонь – огоньки)
- Выполним самопроверку.
(СЛАЙД 9)
- Кто выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы!
-Какую роль выполняет ь в этих словах?
Вывод: Обозначает мягкость согласного звука.)
- Ребята, а ь может стоять в начале слова?
Так чем же особенная буква ь?
(Сначала отвечают устно)
(СЛАЙД 10)
- у нее нет собственного звука;
- обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;
- не может стоять в начале слова;
- не имеет заглавной буквы
V.Физкультминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
VI. Творческое применение и добывание знаний.
- Словарный диктант.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. Я читаю загадки, а вы записываете только отгадки.
Первое слово с большой буквы, остальные через запятую.
- Слушаем внимательно!
(Слайды 11-16 )
1.Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два. (Огонь)
2. Одну меня не съешь,
А без меня - не вкусна еда. (Соль)
3. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
4. У двух матерей по пять сыновей
Одно имя всем. (Пальцы)
5. Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Письмо)
6. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
(СЛАЙД 17)
- Ребята, когда вы записывали слова, хватило ли вам строчки, чтобы записать?
- А кому из вас пришлось воспользоваться переносом?
- Какие слова вы перенесли?
-А как правильно перенести слова с ь знаком?
- Давайте вспомним правила переноса слов .
( рассказывают правило)
- Коллективная работа
- Открываем учебники на стр.126 упр.206
- Читаем задание.
( Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова)
-Что еще нам нужно сделать в этом упражнении?
(Читают второе задание)
- А теперь запишем по образцу.
(Образец пишу на доске. Выделяю корень, подчёркиваю ь )
Пишут по очереди у доски.
- Какое ещё задание нам нужно выполнить?
-Какие слова выделенные? ( на доске)
-Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой
(Разделяют слова для переноса)
ПРОВЕРИТЬ ( сверьте с доской)
Какое правило переноса мы применили?
Работа в парах.
(РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ)
(Рабочая тетрадь №131 , с 60)
VII. Домашнее задание
Упр.209 с. 128 (Слайд 18)
VIII. Итог урока и рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Какую роль играет Ь на конце и в середине слова?
- Как переносить слова с Ь в середине?
(СЛАЙД 19)
- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью предложений. Выберите и прочитайте, что вы ощутили сегодня на уроке.
На уроке мне
- Всё было понятно
- Было трудно
- Было интересно
- Прибавилось знаний
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Мы вместе справились со всеми трудностями на уроке .
И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
( Слайд)
Оценки за урок получают…….
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Учитель: Мосалева Татьяна Ивановна, МБОУ «Вяткинская СОШ» УМК: «Школа России» Класс: 2
Предметная область: филология (русский язык)
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Цель урока: Организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Учебные задачи:
I Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формировать умение:
- сотрудничать с одноклассниками, уважительно относиться к другой точке зрения;
- справляться с трудностями и добиваться поставленной цели.
II Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные
Формировать умение:
- самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
- принимать и сохранять учебные задачи, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- анализировать, синтезировать и делать выводы по изучаемому материалу.
Коммуникативные
Формировать умение:
- работать в парах сменного состава и статичных группах;
- слушать и слышать одноклассников;
- излагать свое мнение, грамотно выступать.
Познавательные
Формировать умение:
- устанавливать логические связи и соответствия между объектами
- структурировать знания
- выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
III Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Развивать фонематический слух учащихся
- Формировать умение использовать мягкий знак, для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова
- Закреплять знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация слайдов, карточки для работы в группах, учебник "Русский язык" В.П.Канакина, В.Горецкий 2 класс, дидактический материал к учебнику "Русский язык" 2 класс. В.П.Канакина.Электронный учебник.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Организует проверку готовности к уроку. | Эмоционально настраиваются на урок. Контролируют готовность к уроку, определяют и формулируют назначение своей деятельности на уроке, записывают дату в тетрадях. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать |
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Выход на тему и цели. Мотивация учебной деятельности урока. | 1)Предлагает учащимся отгадать загадки с целью выхода на тему урока. 2)Предлагает ответить на вопрос: - Для чего служит Ь? 3)Каллиграфическая минутка Предлагает вспомнить написания соединений Ь с другими буквами. | Отгадывают загадки, предлагают свои формулировки темы урока. Отвечают на вопрос учителя. Вспоминают написание соединений. . | Регулятивные: Формулируют тему урока, определяют и принимают учебные задачи. Познавательные: Актуализируют знания по теме. Коммуникативные: Высказывают свои предположения, принимая общую точку зрения. |
III. Словарная работа. | Знакомит детей со словами: коньки, мебель. Организует работу над словарными словами, прописывая их на доске. Создаёт условия для включения учащихся в беседу о значении овощей и фруктов в жизни человека. Организует взаимопроверку написанного. | . Работают со словарными словами Записывают словарные слова с проговариванием орфограмм корня и предложение. Осуществляют взаимопроверку написанного. | Регулятивные: Планируют работу со словарными словами. Познавательные: Развивают орфографическую зоркость, знакомятся с новыми словарными словами. Коммуникативные: Вступают в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
IV. Первичное закрепление материала. | 1)Организует работу учащихся по определению слов с Ь знаком в середине и на конце слова. 2)Самостоятельная работа Предлагает детям самостоятельно выполнить задания по карточкам 3)Организует проверку по выполнению данной работы. | Находят и записывают слова в соответствии с заданием учителя. Индивидуально выполняют работу по карточкам. Выполняют проверку. | Регулятивные: Анализируют выполненную работу. Познавательные: Закрепляют полученные знания. Коммуникативные: Вступают в диалог во время проверки работы. |
V. Динамическая физминутка. | Организует динамическую физминутку. Контролирует правильность выполнения упражнений. | Выполняют упражнения. | Коммуникативные: выполнение упражнений совместно с одноклассниками Регулятивные: контролирование скорости и правильности выполнения движений. |
VI.Творческое применение и добывание знаний | 1)Предлагает отгадать загадки и записать только слова соответствующие теме урока. 2)Коллективная работа. Предлагает выполнить задания в учебнике, на стр 126, упр 206. 3)Работа в парах. Предлагает интерактивную игру | Выполняют задание учителя. Работают по учебнику. Проверяют работу по электронному учебнику. Работают в парах. | Регулятивные: сохраняют учебную задачу; планируют её реализацию. Познавательные: Структурируют знания Коммуникативные: Вступают в диалог с одноклассниками и учителем, при проверке задания. |
VII. Домашнее задание | Задает и объясняет д/з | Слушают и записывают д/з. | Регулятивные: Анализируют задания. Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | 1)Подводит итог урока. Выясняет, достигнута ли цель урока. 2)Предлагает оценить свою работу с помощью предложений | Отвечают на вопросы по теме урока. Рефлексируют , выбирая предложнение. | Познавательные: Выясняют уровень нового знания. Коммуникативные: Слушают одноклассников , высказывают свое мнение, доброжелательно относятся к ним. Регулятивные: Устанавливаю соответствие между поставленными задачами и полученными знаниями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок во 2 классе "Правописание мягкого знака в конце и середине слова".
Конспект урока для 2 класса по программе "Школа России" с использование интерактивной доски...
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными
Планк конспект урока на тему: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными....
Презентация к уроку правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными
Презентация к уроку правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными. Урок сказка " Гуси-лебеди"...
Методическая разработка урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.Консект урокаПрезентацияСловарная работаКарточки с заданиямиРефлексия(итог)...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными"....