Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Макарова Ольга Семеновна

Урок русского языка по программе "Перспектива" ,для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 1 классе.28.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Макарова О.С.

Предмет: Русский язык.

Класс: 1

Авторы УМК:  «Перспектива». Климанова Л. Ф. Русский язык. 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.

Тип урока: Комбинированный.

Тема урока: Слово и его значение.

Цель урока: создать условия для ознакомления с понятием «слово», как сочетание букв, имеющее значение.

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;

- соотносить слово и его значение;

- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;

- продолжать формировать навык каллиграфического письма;

развивать орфографическую зоркость.

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные

Общеучебные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять поиск и представление информации;

- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

Логические:

- анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- сравнивать, обобщать;

- выдвигать гипотезы.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.

Коммуникативные:

- формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, в группах, используя для этого речевые средства;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой коммуникации.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • самостоятельная.

Технологии:

  • проектные;
  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);
  • информационно – коммуникационные (интерактивная доска, документ-камера, система голосования);
  • игровые.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
  • наглядные;
  • практические;
  • частично-поисковые.

Оборудование:

  • компьютер;
  • аудио ресурсы;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать детей на начало урока.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня Вас

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу, пожелайте тем самым добра и успехов в работе на уроке. Садитесь.

- Мы начинаем урок русского языка.

-  Мы отправляемся в путешествие на маленьком кораблике.

Приветствуют друг друга, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные: освоение способов речевого общения.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

2 мин

2. Чистописание. Актуализация знаний.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.

Проблемная ситуация.

А). Минутка чистописания.

- С чего начинается путешествие с карты, узнаем место куда мы поплывет. Выполним задание.

.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Б). Запишите, что можете понять, что я написала на доске:

Рр

Россия, ребёнок, рариля, ручка, ракета.

- Что не записали? (Рариля)

- А про остальные записи, что скажем? Это что? ( Слова – есть значение, понятны)

 - О чём будем говорить на уроке?

( О словах)

- Тема урока : «Слово и его значение»

- Мы поплывет к острову Слов.

Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Записывают буквы и слова.

 - ( Рариля)

Нет значения, не можем объяснить это.

 ( У других слов есть значение и мы их понимаем)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

7 мин

3. Постановка учебной задачи.

Цель: формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.

- Прочитайте в учебнике ( Стр. 15 в учебнике), что отвечает профессор Самоваров Иван Иванович на вопрос ученика ,Вани Смирнова.

 Задание 1.

 - Выполним задание, чтобы наше путешествие было приятным и не было шторма.

Учебник, с. 15, № 28.

Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.

- Слово состоит из звуков и букв.

-Чем отличаются звуковые модели 1-го и 2-го слов?2-го и 3-го?

-Меняется ли при этом значение слов?

-Обозначьте звуки буквами и запишите слова.

-Приведите свои примеры.

 - А мы продолжаем наше путешествие  и нам встретились и другие морские суда ( На картинке лодка, парусник, ладья, корабль)

- Выполним задание и поплывём дальше.

Задание 2.

с.16, №29.

-Что видите на рисунке слева? (Ладья-судно с парусом и веслами)

-Почему другие слова не подходят к рисунку?  (Лодка не подходит,  т.к. у  лодки

нет парусов. Парусник тоже не подходит, т.к. у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль - большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах.)

Физминутка.

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши,

(Присели.)

Плывет лодочка-краса —

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

- Нам встретился остров со скалами, чтобы не столкнуться, надо выполнить задание и поплывём дальше.

  Задание 3. Продолжим работу.

 - Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

 1гр.слов отвечают на вопросы  кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Какая?

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.

Сравнивают слово и предмет.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Записывают слова.

Приводят примеры.

Читают вывод на с.15

Выполняют упражнения для  осанки.

Отвечают на вопросы.

Распределяют на группы.

11 мин

2 мин

4. Работа над новым материалом.

Цель:учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.

Задание 4. И снова в путь.

Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание (Загадка)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

Задание 5. Подбери слово - предмет

Учебник, с. 16, № 30.

- Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.

-самостоятельно постройте модель слова радуга.

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг.

Составляют предложение.

Строят модель слова радуга. Самооценка.

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

10 мин

5. Применение нового материала.

Цель:

установить степень усвоения учащимися данной темы;

закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.

Задание 6. Значение слова.

с.17, №32.Работа над пословицей.

Сравнение слова с орешком. 

О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
 Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «
Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п.

Запишите пословицу в  тетрадь.

 - Вот мы и попали на осров Слов.

  - И мы скажем слова:

 Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

Отвечают на вопросы.

6 мин

6. Рефлексия.

Цель: учить самоорганизации при выполнении учебного задания.

О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют?

- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

Кто доволен свое работой на уроке?

Закончите предложение:

Я запомнил….

Я научился….

Отвечают на вопросы.

7 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.

Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК  Верещагиной И.Н....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

Технологическая карта урока математики «Особое событие, у которого значение одной из характеристик равно 1» (УМК «Эльконин-Давыдов», 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний об особом событии в математике.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с особым событием в математике.Формировать умение определять равномерные...