Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе "В решете воду не удержишь"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Ожидаемые результаты:
Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Метапредметные:
- Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
2. Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
3. Регулятивные: обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формировать умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_reshete_vodu_ne_uderzhish.docx | 344.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учебный предмет: Родной русский язык
УМК «Школа России»
Тема: В решете воду не удержишь
Тип урока: открытие нового знания
Цель: ознакомление учащихся с домашней утварью, обучение понимания значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Задачи урока:
Дидактические: создать условия для знакомства учащихся со значением русской поговорки.
Развивающие: создать условия для развития познавательной сферы; учить проводить анализ, сравнение и классификацию изученных и исследуемых объектов по заданным критериям; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
Ожидаемые результаты:
Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Метапредметные:
- Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
- Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Регулятивные: обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формировать умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; обогащение активного и пассивного словарного запаса
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация; учебник
Ход урока
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Беседа | Психологический настрой на деятельность. - Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть. - Сегодня к нам пришел гость (на экране появляется Домовёнок Кузя) - Кто узнал нашего гостя? Правильно, это Домовёнок Кузя! Шесть веков ему, седьмой, Он не толстый, не худой. Подпоясан кушачком И с волшебным сундучком. | Приветствуют учителя, Отвечают на вопросы. | Эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации успеха, доверия. |
2. Актуализация знаний | Словесный практический, выполнение упражнений по образцу Подводящий диалог | Каллиграфическая разминка - Здравствуйте, ребята! А я вам принес интересную вещь. А какую – вы узнаете, если отгадаете загадку: Носом – вдох, а выдох – ртом, Поиграем с ветерком! Я подую на игрушку – Заверталася …. (вертушка). - Ачто такое вертушка? Давайте запишем это слово в тетрадь! - Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем правильно писать! Читает записку: - Знакомая девочка Наташа мне написала записку, но я что-то не могу понять, что написано. Помогите мне, пожалуйста! - Домовёнок Кузя просит нашей помощи, давайте расшифруем! На доске запись:NSB PZEШRЕWNТSЕ ВDJОRQДУ UНYVЕ УLJДSZЕYРQЖRИFШЬ. Говорит слова от лица Домовёнка Кузи: - ААА, я понял! Это же пословица! Я ее хорошо знаю! - Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы?Какие слова были не понятны? Словарная работа (работа с толковым словарём). - Давайте-ка запишем эту пословицу в тетрадь. (Записывает образец на доске) - Какое слово для вас было непонятным? - Попробуем сформулировать тему урока (ответы детей) - Тема нашего урока: «В решете воду не удержишь». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова цель урока? (ответы детей). - Ответить на эти вопросы нам поможет наш гость, он как раз подготовил для вас задание в учебнике на странице 53. | Записывают слово в тетрадь Хоровое чтение стихотворения: Я тетрадочку открою и с наклоном положу, Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу! Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! Ответы детей: В решете воду не удержишь Отвечают на вопрос учителя По образцу записывают пословицу в тетрадь При помощи наводящих вопросов учителя дети формулируют тему урока. | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.Совершенствование навыка письма в одну линейку. Коммуникативные:Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. |
3. Работа по теме урока | Словесный вопросно-ответная беседа | 1) Упражнение 1, с.53. -Отгадайте загадки. Подсказка: во всех загадках одна отгадка. (Луна) - Что общего у луны с предметами на рисунках? - Люди сравнивали далекое и непонятное с тем, что было рядом, чем пользовались каждый день. Всё, что находилось рядом называли домашней утварью. 2) Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 54-55) - Прочитайте в учебнике на страницах 54-55, что же такое домашняя утварь? - Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. - А что такое утварь? От какого глагола произошло это слово? - Из чего делали древнерусскую посуду? - Рассмотрите рисунок на с.54-55. Назовите предметы домашней утвари. (корыто, ушат, крынка, чугунок, самовар, коромысло, решето, хлебная лопата, ухват и др.) У печи стояли ухваты, которые доставали чугуны с едой. Рядом с топкой стояла кочерга, которой поворачивали горящие дрова. На полках хранились печные горшки и кувшины из глины. Деревянные ковши, миски, кружки. Вилок в старину не было. Пользовались удобными деревянными ложками. | Читают задание вслух, отвечают на вопросы учителя Один ученик читает вслух, остальные про себя ответы детей | Познавательные: Осуществляют выполнение учебной задачи, возможности её решения. Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебнойи игровой деятельности. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и самооценку. |
4.Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика | - Ну, хватит баклуши бить - давайте щи варить! – говорит Кузя. - Какие нам для этого нужны овощи?(Дети называют: картошка, морковка, лук, капуста) - Правильно ребята. А капусту мы с вами вместе нарубим. Пальчиковая гимнастика«Мы капусту рубим»: - Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) - Мы капусту режем, режем! (2 раза) -Мы капусту солим, солим!(2 раза) - Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) - Мы морковку трем, трем! (2 раза) - Вот и готово. Куда поставим чугунок? В печку? | Отвечают на вопросы Повторяют движения: - изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз - ребром ладошки водим вперед и назад - собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту - энергично сжимают и разжимают кулачки - правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку | |
5. Работа по теме урока | Практический | 3)Упражнение 2, с. 55. - Ну чтож, Домовёнок Кузя увидел, как вы умеете отгадывать загадки, варить щи. А как вы умеете работать в паре он еще не знает. - Ваша задача - на рисунках звездного неба найти ковш, решето, коромысло. - Какой картинке справа соответствует картинка слева? Соедините эти картинки стрелками. - Какие слова были новыми для вас? (Орион, Плеяды) - Созвездие Орион названо в честь гигантского охотника в греческой мифологии, которого звали Орион. Плеяды называют звездными скоплениями. | У каждого на парте лежит листок с заданием. Проверяют работу со слайда. | Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль в соответствии с целевой установкой. |
6. Первичное закрепление и отработка изученного материала | Словесный репродуктивный Метод поощрения | - Как вы думаете, что же можно сравнить с решетом? Давайте прочитаем предложения в учебнике на странице 56 - Прочитайте названия предметов, которые сравниваются с решетом (фронтальная работа). Запишите эти слова в тетрадь. - Домовёнок Кузя вместе с вами внимательно читал эти предложения. У него появился вопрос – почему в первом тексте слово «Решето» написано с заглавной буквы? - Найдите и прочитайте еще раз этот текст. - Давайте обратимся к рубрике «Из истории языка и культуры» и узнаем о прохождении слова «решето». - Ребята, Домовёнок Кузя принес для вас небольшой сюрприз (На слайде Кузя показывает мешок) - Как вы думаете, что в этом мешке? - Кузя нам дает подсказку: Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. Ответ: Подсолнух. Каждому выдает по «семечке», которые выполнены в виде модулей черного цвета, на обратной стороне каждого модуля представлены загадки про решето и пословицы, которые схожи со значением - бессмысленное, пустое занятие. Задает наводящие вопросы, ведет диалог. - Как вы думаете, а зачем Домовёнок Кузя подарил вам такие необычные семечки? - Да, действительно, вы узнали очень много новых пословиц и поговорок! | Ответы детей читают по цепочке несколько раз Записывают слова в тетрадь Ведут диалог Работают с текстом Слушают учителя, следят за чтением учителя Отгадывают загадку и получают по «семечке». Нескольким детям достались одинаковые: - если загадки, то дети поднимают руку и все дружно отгадывают; - если пословицы, то говорят о ее значении, доказывают, что она схожа по смыслу с фразой: носить воду в решете. Ответы детей | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний. Коммуникативные: Выбирают адекватные способы поведения ивзаимодействия с партнерами во время игровой деятельности Регулятивные: Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок. |
7. Итог урока | Беседа | - Что такое решето? Какие слова можно сравнить с решетом? Что означает выражение «решетом воду носить»? - О чем мы говорили сегодня на уроке? Какова цель урока?(учитель задает наводящие вопросы). - Мы узнали, что такое «домашняя утварь» | Ответы детей | Познавательные:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные:Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной Регулятивные: Планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
8. Рефлексия | Индивидуальная работа | «Шкала успеха». - Домовёнок Кузя с вами прощается, но ему, как и мне, интересно узнать, как же вы оцениваете свою работу на уроке. - Я предлагаю каждому из вас взять «шкалу» и передвинуть ее так, чтобы ее расположение соответствовало вашему успеху на уроке. - Если вы считаете, что вам нужно быть более внимательным на уроке, то располагаете «шкалу по середине», если вы хорошо работали, но не всё получилось, то чуть выше середины. А если кто-то из вас уверен, что на уроке он работал отлично, то передвинуть шкалу на самый верх. | Выбирают ту шкалу (изображение), которая соответствует его представлениям о качестве выполненной работы | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний, повышение интереса к предмету. Коммуникативные: Умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми |
9.Домашнее задание | Составить предложение со словом «решето». |
Приложение 1
Загадки: 1. Кругло и широко, Дыр много, А пролезть нельзя. (решето) | 6. Труда много, а толку мало. |
2. Новая посуда вся в дырах. (решето) | Пословицы и поговорки о труде 7. Больше дела, меньше слов. |
Пословицы и поговорки о бесполезном деле: 3. Толочь воду в ступе. | 8. Пошло дело как по маслу |
4. Пустую воду сколько не вари - навару не будет. | 9. Не спеши языком, торопись делом. |
5. Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц и того и не знал. | 10. Хорош человек у дела |
Этапы урока и хронометраж
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
I. | Организационный момент | |
II. | Актуализация знаний | |
2.1. | Каллиграфическая разминка | |
2.2. | Словарная работа | |
III. | Работа по теме урока | |
3.1. | Постановка учебной задачи | |
3.2. | Решение учебной задачи | |
IV. | Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) | |
V. | Работа по теме урока | |
5.5. | Решение учебной задачи | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс
УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Редактирование текста2
Тема урока: Редактирование текстаЦель урока: Создать условия для овладения учащимися умениями находить ошибки, допущенные в построении текста, редактировать текст....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....
Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Личные местоимения"
Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению....
Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема: «Дождик вымочит, а...