Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»
Урок русского языка
в 4 классе по теме:
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Подготовила
учитель начальных классов
Муртазина О.Н.
2021 г.
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование и материалы:
- Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2014 год.
- Индивидуальные карточки
- Задания для работы в парах
- Задания для работы в группах
- Таблица: алгоритм определения склонения имени существительного
- Презентация «Урок русского языка. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
- Проектор
- Экран
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Посмотрели все направо,
Посмотрели все налево,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок мы свой начнем.
Посмотрите, все ли готово к уроку?
Запишите число, классная работа.
Минутка каллиграфии
_Ее Оо ьь Нн Сс
ес нь со не ос ен се (придумайте слова с этими слогами)
осень (запишите транскрипцию слова)
(Как переносится это слово?
Подберите к нему родственные слова (осенний, осенины).
Какими частями речи они являются?
(взаимопроверка)
Пальчиковая гимнастика
- Подготовим пальчики к работе (массаж пальцев)
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
2.Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...
(Существительное)
Правильно.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей.
Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет)
Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)
Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочтите предложение (слайд 5)
Каждый день прибавляет частицу мудрости.
- Что это? (Пословица.)
- Объясните её смысл.
- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частицу, мудрости).
- Определите их род и склонение.
Проверяем на доске.
- Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова.
(День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)
- Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?
- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).
- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)
- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного)
4. Актуализация знаний.
Допишите пословицы:
1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , торопись ... .
– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.
Скажите, пожалуйста, как вы определяли склонения имен существительных? Что вы делали?
Посмотрите на вашем столе карточки, распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.
Как определить склонение существительного?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.
Уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме именительного).
Учитель: - Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
Затем дается задание: "Выписать существительные по склонениям". Взаимопроверка по образцу.
5. Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах.
Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.
Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба
6. Физкультурная минутка.
Мы работали, писали и немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
-- Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей.
Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло!
7.Работа в группах.
У каждой группы на столе лежит «кейс» (папка-конверт на кнопке). Учащимся необходимо выполнить задания кейса.
( После завершения работы каждый командир группы оглашает результат).
8. Работа по учебнику.
Откройте учебник.
Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.
Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 177. Первый ряд выполняет первый столбик предложений. Второй ряд – второй столбик.
Взаимопроверка.
Дополнительные задания на карточках:
Определи склонение и падеж существительных:
Определите падеж и склонение существительных.
Выйти в к…стюме (_____________),
почистить …дежду (_____________),
ехать в …втобусе (_____________),
следить за законом (_____________),
забыть т…традь (_____________),
любоваться р….биной (____________),
стоять под б….рёзой (_____________),
появилась изм…розь (_____________),
найти под кр…ватью (_____________),
радоваться св…боде (______________),
надеть пальто (_______________).
9. Словарная работа.
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.
Посмотрите на репродукцию картины Анатолия Соломянного, художника– пейзажиста. Почему его так называют?
Составьте предложение по картине со словом пейзаж. (На картине Анатолия Соломянного изображён великолепный предзимний пейзаж.)
Запишите это предложение.
Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.
Мы с вами не ответили на вопрос: зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? (Мнения детей)
Склонение существительных нужно определять для того, чтобы грамотно писать слова, принадлежащие к разным склонениям. Очень часто у существительных являются безударными падежные окончания, например:
как писать правильно о гостье или о гостьи;
на станции или на станцие и т.д.
10. Рефлексия
Лестница успеха
Мне понятно и я могу объяснить другому | ||
Я понял, но не могу объяснить | ||
Я не все понял |
Поставить смайлик на выбранную ступеньку.
Какова была цель нашего урока? Смогли ли мы ее достичь?
10. Дифференцированная домашняя работа.
Разноуровневые задания на карточке (приложение 4)
Кейс 1 (работа в группах) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материал на тему «Три склонения имен существительных».
- Как определить склонение существительного?
__
___________________________________________________________________
1. Как определить склонение существительного?
___________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Составьте таблицу склонений имени существительного?
Склонение | I склонение | II склонение | III склонение | |
Род |
|
|
| |
Окончания |
|
|
|
|
Решение
Кейс 2 (работа в группах)
Материал на тему «Три склонения имен существительных».
- Как определить склонение существительного?
__
___________________________________________________________________
1. Как определить склонение существительного?
___________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Составьте таблицу склонений имени существительного?
Склонение | I склонение | II склонение | III склонение | |
Род |
|
|
| |
Окончания |
|
|
|
|
Решение
Приложение № 1
Карточки
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Приложение 2
Карточки для работы в парах
Работа в парах. Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение. Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба |
Работа в парах. Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение. Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба |
Приложение 3
Карточки для индивидуальной работы
Ф.И.___________________________ Определите падеж и склонение существительных. Выйти в к…стюме (_____________), почистить …дежду (_____________), ехать в …втобусе (_____________), следить за законом (_____________), забыть т…традь (_____________), любоваться р….биной (____________), стоять под б….рёзой (_____________), появилась изм…розь (_____________), найти под кр…ватью (_____________), радоваться св…боде (______________), надеть пальто (_______________). | Ф.И.___________________________ Определите падеж и склонение существительных. Выйти в к…стюме (_____________), почистить …дежду (_____________), ехать в …втобусе (_____________), следить за законом (_____________), забыть т…традь (_____________), любоваться р….биной (____________), стоять под б….рёзой (_____________), появилась изм…розь (_____________), найти под кр…ватью (_____________), радоваться св…боде (______________), надеть пальто (_______________). |
Ф.И.___________________________ Определите падеж и склонение существительных. Выйти в к…стюме (_____________), почистить …дежду (_____________), ехать в …втобусе (_____________), следить за законом (_____________), забыть т…традь (_____________), любоваться р….биной (____________), стоять под б….рёзой (_____________), появилась изм…розь (_____________), найти под кр…ватью (_____________), радоваться св…боде (______________), надеть пальто (_______________). | Ф.И. __________________________ Определите падеж и склонение существительных. Выйти в к…стюме (_____________), почистить …дежду (_____________), ехать в …втобусе (_____________), следить за законом (_____________), забыть т…традь (_____________), любоваться р….биной (____________), стоять под б….рёзой (_____________), появилась изм…розь (_____________), найти под кр…ватью (_____________), радоваться св…боде (______________), надеть пальто (_______________). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Домашнее задание:
Разноуровневые задания
1-ый уровень
Найдите окончание каждого существительного. Определите склонение.
Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед, яблоня, рожь, лужайка, поле, колесо.
2-ой уровень
Запишите существительные группами по склонениям.
Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, мышь, мышка, скрипач, скрипка.
3-ий уровень.
Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.
Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива.
Лестница успеха
Мне понятно и я могу объяснить другому | ||
Я понял, но не могу объяснить | ||
Я не все понял |
Мне понятно и я могу объяснить другому | ||
Я понял, но не могу объяснить | ||
Я не все понял |
Поставить смайлик на выбранную ступеньку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе
Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....
Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"
Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...
Урок русского языка по теме "Определение склонения имен существительных в косвенных падежах." 4 класс
Урок русского языка УМК "Школа России"...
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...
Урок по русскому языку "Алгоритм определения склонения имен существительных"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Алгоритм определения склонения имен существительных"....