Урок по русскому языку "Алгоритм определения склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Алгоритм определения склонения имен существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».
Учитель: Иванова Жанна Владимировна
Класс: 4 МБОУ «Иваново- Эсинская СОШ» Ковровского района Владимирской Области.
УМК: «Школа России»
Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
ЦЕЛЬ: содействовать в разработке алгоритма определения склонения любых существительных; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду существительных, употребленных в косвенных падежах, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка и изобразительного искусства, любви к родине, природе, к своему краю.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, словарики, листы формата А4 и формата А3- по 6 шт., маркеры- 6 шт, интерактивная игра «Определи склонение» автор- Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области; книга Е. Каменевой «Какого цвета радуга» М. Детская литература, 1987 ;учебники для 4 класса Л.А.Неменской «Изобразительное искусство» М.: Просвещение,2014; учебники В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык, 4 класс» М.: Просвещение ,2014 г, рисунки - пейзажи детей, тетради.
Ход урока:
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок . Мы позвали в гости не только учителей из других школ нашего района, но и попросили к нам на урок заглянуть иностранные, заимствованные из других языков, слова , которые так сроднились с нашими исконно русскими словами, что мы и не замечаем их иноязычного происхождения.
2.Актуализация
-Итак, приглашаем всех на вернисаж! (слайд 1)
-Что такое «вернисаж»? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? ( в толковом словарике)
-Посмотрите в нашем толковом словаре на с. 152.
- Есть ли оно там? (нет) Где еще можно его поискать?(возможно, это иностранное слово ) Посмотрим в словаре иностранных слов, с.158.Что оно означает? (Открытие художественной выставки)
-Из какого языка оно к нам пришло? ( из французского)
-Какие затруднения может вызвать это слово? ( безударные гласные «е» и «и»)
-Почему буква «Ж» выделена зеленым цветом, а не красным? (Ее можно проверить)
-Запишите это слово в словарик и в тетрадь.
- К какой части речи относится это слово? ( имя существительное)
-Определите его склонение.( м.р., нулевое окончание, 2-ое склонение)
- Для чего нужно уметь определять тип склонения существительного? (чтобы правильно писать окончания сущ-ных в косвенных падежах)
-Постарайтесь определить тему урока.(Склонение имен существительных) ,
-Какую цель поставим ( учиться определять тип склонения любых сущ-ых )
-Да, мы сегодня попробуем составить алгоритм определения склонения сущ-х. А что такое алгоритм? ( Это строго определенная последовательность, порядок действий, направленных на решение поставленной задачи. Шаги алгоритма нельзя менять местами) (слайд 2)
3. Работа со словарным словом.
-Итак, у нас- открытие выставки - вернисаж.(слайды 3- 13)
-Какие картины здесь представлены?
Как их назвать одним словом? ( пейзажи) (слайд 14)
-Что такое «пейзаж»? Посмотрите в толковом словаре.(зачитываем со стр.153)
-Сколько значений у этого слова? ( 2) Как называются такие слова? (многозначные)
На доску- плакат «Лексическое значение слова «пейзаж»
-Какая буква может вызвать сомнение в этом слове? ( безударная гласная «е»)
-Запишите это слово в словарик и в тетрадь. Посмотрите на оба записанных слова. Заметили для себя что-то интересное?
4. Работа в группах.
-Предлагаю вам провести микроисследования в группах. Отчет каждой группы- страничка журнала «Юный словесник» Одна страничка уже есть.(слайд 15)
Задания для групп:
- В книге Е.Каменевой «Какого цвета радуга» найдите статью «Пейзаж», прочитайте ее и выпишите слова, родственные слову «пейзаж». Разберите их по составу, определите, какой частью речи являются эти слова.
- Проведите сравнение слов «пейзаж» и «вернисаж» Что общего? Напишите.
- Просклоняйте слова «вернисаж», «пейзаж». Что общего? Существительные какого склонения изменяли?
- Проведите звуко- буквенный разбор слова «пейзаж».
Отчеты групп- на доску. Оцениваем работу групп смайликами.
5.Этап выявления места и причины затруднения.
- Посмотрите на слайд(слайд 16). Прочитайте предложение. Найдите ошибки в определении склонения существительных(устно).
Осенний лес (2 скл.) стоял в своем желто- багровом уборе(2 скл.), напоминая пейзажи (4 скл.) русского художника (1 скл.) Левитана (1 скл.)(слайды 17,18)
-Как вы думаете, почему ошибся ученик, определяя склонение сущ-х?( не поставил в И.п., неправильно определил род)
6. Этап открытия нового знания.
-Попробуем составить алгоритм определения склонения сущ-х. Работаем в группах.
1 группа: складывает пирамидку из шагов алгоритма
2 группа: складывает паззл из шагов алгоритма
3 группа: раскладывает предложения в нужном порядке.
4 группа: вставляет пропущенные слова
-Проверяем.(слайд 19,20)
6.Первичное закрепление.
-А теперь немного отдохнем и одновременно попробуем применить алгоритм на практике. Игра «Передай эстафету» ( по интерактивной игре «Определи склонение»)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Откройте учебник изо на с.16. Найдите предложение о том, что приходит вслед за золотой осенью? Запишите его в тетрадь и, следуя алгоритму, определите склонение всех имен сущ-х.
Доп-но: синтаксический разбор предложения.
Проверка(слайд 22):
-Назовите сущ. 3-го скл (осенью, радость) Почему они имеют разные окончания? (стоят в разных падежах)
- Что надо сделать, чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже?
-Как разобрали предложение? Какой частью речи является слово «вслед»? (наречием, следом за…)
- Репродукции каких художников-пейзажистов вы видите? (Исаак Ильич Левитан, Игорь Грабарь, Иван Иванович Шишкин, Николай Рерих, Виктор Борисов- Мусатов) (слайд 23)
-Посмотрите на слайд, какой пейзаж здесь изображен? (морской)
-А вы знаете, как он называется? (марина, а художник - маринист).Кстати, имя Марина означает «морская»(слайд 24)
8. Инструктирование по домашнему заданию.
- Для закрепления материала выполните дома упр.179 с.101(слайд 25)
9. Рефлексия.
- Урок завершается. Смогли ли мы достичь цели, составили ли мы алгоритм определения склонения сущ-х? Запомнили ли мы, как пишется словарное слово пейзаж?
- Оцените свое настроение в конце урока. Дорисуйте смайлик. (слайд 26)Поместите его в тетрадь.
-Наш урок-вернисаж состоялся. Выставка открыта!(Открыть на стенде выставку «Наши пейзажи» из рисунков учеников, выполненных заранее)
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-458013-1465377572.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"
Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-267018-1536182088.jpg)
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-267018-1536182088.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1365762-1638718228.jpg)
Открытый урок по русскому языку " Определение падежей имен существительных" 3 класс.
Задачи: 1. формировать умение различать падежи;2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;3. организовать деятельность по постановке учебной задачи, планировании деятельност...