Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
УМК, автор программы
Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Цель урока
Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте
Задачи урока
- учить работать с фразеологическим словарём; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.
воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
Формирование УУД:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;
• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»;
• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;
• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;
• составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс |
УМК, автор программы | Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий |
Учитель | Агаджан Е.А. |
Тема урока, № урока в рабочей программе | Фразеологизмы №22 |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте |
Задачи урока |
воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность; |
Формирование УУД: | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; • работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове; • составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | Приветствует детей. Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, улыбнитесь! И за парты тихонько садитесь! - Откройте тетради и запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя. Садятся за парты. - Пишут в тетради число и классная работа. |
2.Актуализация знаний и мотивация | - (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: Синонимы Фразеологизмы Антонимы - Какое слово лишнее? - Почему? - А что такое синонимы? - Что такое антонимы? | - Читают слова. - Фразеологизмы. - Потому что мы его не знаем. - Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы и очень близки (метель, вьюга, пурга…). - Антонимы – это слова, противоположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой). |
3.Организация познавательной деятельности 3.1.целеполагание | - Скажите, как вы думаете, какая тема урока? - Верно (Слайд 3). - Какую цель урока мы поставим? | - Фразеологизмы. - Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и научиться находить их в тексте. |
3.2. открытие нового знания | - Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы. - Что такое фразеологизмы? (Спрашивает одного ученика). - Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»? - А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»? - А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно ли вы сказали (Слайд 4), слова на экране: Брать на буксир, и Висеть на телефоне. - Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить. - Что значит «Брать на буксир»? - Что значит «Висеть на телефоне»? - (Слайд 5). Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь. - Молодцы. Вернёмся на страницу 49-ую и посмотрим упражнение 83-ье. Прочитайте. - Кто из вас знает, кого называют словом Тапир? - (Слайд 6) – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров. - Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»? - Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился». - Оно употреблено в прямом или в переносном значении? - Почему? - Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень много. ФИЗМИНУТКА. | Открывают учебники и читают определение. Читает один ученик: - …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заменить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает - рано, до рассвета». Высказывают предположения. Высказывают предположения. Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов. Читают про себя. - …Это означает – помогать отстающему. - …Это означает – Часто и долго говорить по телефону. Пишут в тетради. Читает один ученик: Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном. Да так и не дорос… Высказывают предположения. - Расстроился, приуныл… - В переносном. - Потому что это фразеологизм. |
3.3. первичное закрепление | - Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. | - Фразеологизмы. Читает вслух ученик. - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти вперед. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь. |
3.4. самостоятельная работа | - Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя. Гладить по голове унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»? - Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец? - Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте. Проверка по эталону: - Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у меня? - Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено? - Что делает мальчик? - Какому фразеологизму соответствует рисунок? - Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился. - А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов. - Посмотрите на доску, (Слайд 8) это моё предложение, которое я составила: «От школы до моего дома рукой подать». - Прочитайте мне предложения, которые составили вы. Самостоятельная работа:(Слайд 9). - Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте. Собирает карточки для проверки. | Читают фразеологизмы. - Хвалить. - Нашли. Выполняют см. в тетради. Сравнивают свою работу. Смотрят на рисунок. - Мальчик изображен. - Думает, грустит… - «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом». Составляют предложение самостоятельно в тетради. Смотрят на доску. Несколько учеников читают свои предложения. Слушают задание. - Да. (Выполняют см. работу.) |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? - Почему? - Например? 1. Поднимите зелёный карандаш, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами; 2. Поднимите жёлтый карандаш, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи; 3. Поднимите красный карандаш, если вам было ничего не понятно. | - Фразеологизмы. - Устойчивые сочетания слов. - Переносное. - Потому что иногда фразеоло-гизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное. - Ломать голову – думать. |
8. Домашнее задание | - Стр. 50 упр. 87 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...