Технологическая карта урока "Развитие речи" (4 класс I отделение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Марина Николаевна Самородова

Технологическая карта урока развитие речи по теме: "Подготовка к изложению" (1 урок). На уроке осуществлено первичное знакомство с текстом, проведена словарная работа (уточнены лексические значения слов и словосочетаний), определены тип текста, тема и главная мысль рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта 

урока развития речи

Учитель: Самородова М.Н.

2019 - 2020 уч. год

Тема: Подготовка к изложению «Учитель и уточка» (В.Бочарников)

Класс: 4А класс (1 отделение)

Дата проведения: 18.03.2020

Цель: подготовить обучающихся к письменному пересказу (изложению) рассказа

Планируемые результаты

Предметные

- формирование  связности и последовательности изложения,

- уточнение лексического значения слов,

- осмысление прочитанного рассказа,

- деление текста на части, озаглавливание их,

- составление плана.

Метапредметные

познавательные УУД:

- расширение и уточнение значения слов по теме,

- обогащение словарного запаса учащихся на материале урока.

- формирование навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения;

коммуникативные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания,

- точное выражение своих мыслей;

- участие в речевой коммуникации,

- составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова;

регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- выполнение учебного действия в парах

Коррекционно-развивающие

- развитие связной речи учащихся на материале урока,

-  оформление ответов фразой,

- развитие слухового восприятия на материале урока.

- исправление ошибок в своей речи и речи товарищей

Личностные

- положительное отношение к учению;

-выражение эмоций при оценке своей деятельности на уроке;

- понимание причин успеха и неудачи

- оценивание деятельности товарищей на уроке;

- понимание их причин успеха и неудачи

- контроль результатов своей деятельности и товарищей

- выбор поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Межпредметные связи:

русский язык (фгс)

окружающий мир

Ресурсы занятия (оборудование): текст «Учитель и уточка» (В.Бочарников), словарь, таблички.

Учитель и уточка

 В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю, махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
           — Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

В.Бочарников

Ход урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

I. Организация начала урока

  1. Приветствие

Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

- Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.

(работа на слух за экраном)

- Какой сейчас урок, Денис?

- Кто напомнит, как мы работаем на уроке?

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя.

- Здравствуйте.

(дети отвечают полным предложением)

- Сейчас урок развития речи.

- На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, думать, исправлять ошибки товарища, следить за звуками, правильно строить предложения.

II. Основной этап урока

  1. Постановка учебной задачи
  2. Прогнозирование плана учебной деятельности

- Вы правильно сказали, сейчас урок развития речи, как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

- Вы правильно думаете, сегодня будем готовиться к изложению.

- Кто напомнит, что такое изложение?

- Молодцы, ребята. Давайте составим план урока.

 

(на доске поэтапно открывается план)

План урока:

  1. слушать рассказ и отвечать на вопросы;
  2. читать рассказ и уточнять значение слов;
  3. определять тип текста;
  4. определять  тему и главную мысль;

- Читаем план урока.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Я думаю, что сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению.

- Изложение – это устный или письменный пересказ текста.

Составляют план урока

- Мы будем слушать рассказ, читать и уточнять лексическое значение трудных слов, определять тип текста, тему и главную мысль.

Читают план урока

  1. Работа с текстом
  • чтение текста учителем

- Посмотрите на первый пункт плана, что будете делать?

- Верно. Ребята, я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте, потом будем обсуждать, что вы услышали, запомнили.

- Вам понравился рассказ?

- О ком говорится в рассказе?

-О чем говорится в рассказе?

- Мы будем слушать рассказ.

Дети воспринимают текст только на слух.

- Да / Мне понравился рассказ / Мне понравился этот рассказ.

- В этом рассказе говорится об учителе и уточке.

- Этот рассказ об учителе и уточке.

В рассказе говорится о том, как учитель спас уточку, а потом отпустил её на свободу.

  • чтение трудных слов из текста

- Посмотрите на второй пункт плана, что будем делать?

-Правильно, будем читать рассказ. Но сначала прочитаем трудные слова и словосочетания.  При чтении обратите внимание на правила орфоэпии, произносите все звуки чётко. Будем читать вместе, затем по одному. Слушайте внимательно, потом будете оценивать чтение друг друга.

- Как будем читать, Егор?

- Хорошо, молодец. Читаем вместе.

На доске:

приволо́к с речки По́кши

ра́нена в крыло́

появи́лись полыньи́ – пла́вала в полынье́

кры́лышко за́жило

у́точка заволнова́лась

то нырнёт, то вы́нырнет

- Хорошо, все молодцы. Теперь будем читать по цепочке, начинай, Глеб.

- Оцени, как читал Глеб, Арина.

(смотрят на план урока) Будем читать рассказ.

Ученики читают слова сначала вместе, затем по цепочке.

- Будем читать вместе, потом по одному.

Ученики читают слова сначала вместе, затем по цепочке.

(имя ребёнка за экраном)

(ребята устно оценивают чтение друг друга)

  • Чтение текста учениками по смысловым частям
  • Словарная работа

Физминутка

  • Продолжение работы по тексту

  • Определение типа текста

  • Определение темы

  • Определение главной мысли

  • Придумывание названия

- Посмотрите второй пункт плана. Что будем делать?

- Хорошо. Ребята, а как мы читаем?

- Правильно. Все трудные слова мы с вами прочитали вместе.

-  Читай первый абзац, Артём.

- Хорошо, молодец.

-  Ребята, найдите слово «приволок».  

Что значит это слово? Кто знает, как можно сказать по-другому?

- По-другому можно сказать притащил, приволочил.

- Понятно?

- Прочитай название речки, Арина.

- Кто хочет сказать это предложение по-другому?

- Отвечай, Миша.

- Правильно Миша ответил?

- Хорошо. Найдите словосочетание «была ранена в крыло».

- Как можно сказать по-другому?

- Да, вы правы. Еще можно сказать «было повреждено крыло», «была травма крыла».

- Кто может сказать это предложение по-другому?

- Отвечай, Глеб.

- Правильно ответил Глеб, ребята?

- Найдите слово «зажило». Кто знает, как сказать по-другому это слово?

Скажи это предложение по-другому, Артём.

- Найдите словосочетание «привыкли друг к другу».

- Кто знает, что значит привыкли друг к другу? Как сказать по-другому?

- Посмотрите внимательно, «друг к другу» - у этих слов с разными глаголами разные формы (разные окончания, употребляются с предлогом и без): привыкли друг к другу, полюбили друг друга, стали дружить друг с другом.

- Скажи всё предложение по-другому, Артём.

- Хорошо, Артём, молодец.

- Читай второй абзац, Миша.

- Найдите слово «полыньи».

Кто знает, что это такое?

- Слушайте внимательно. Полыньи – это слово во множественном числе, в единственном числе говорят «полынья». Полынья – это место на реке, где уже нет льда. Ещё по-другому можно сказать «промоина». Посмотрите на картинку, это промоина. Кто догадался, как во множественном числе будет слово «промоина»?

Вам понятно?

- Скажи это предложение по-другому, Арина.

- Хорошо, молодец.

- Найдите слово «заволновалась». Кто знает, как можно иначе сказать это слово?

- Правильно.

- Скажи это предложение по-другому, Глеб.

- Ты прав, молодец.

- Прочитай поведение уточки, Миша.

- Что значит «хлопать крыльями»?

- Посмотрите, как вы понимаете, что уточка стала проситься на волю? Можно сказать «хотела жить на свободе», «Хотела улететь», «просилась на волю».

- Ребята, посмотрите, это длинное предложение. Давайте составим из него 2 предложения.

- Составь первое предложение, Денис.

- Составь второе предложение, Глеб.

- Молодец, правильно.

- Читай третью часть, Арина.

- Кто покажет, как учитель гладил уточку.

Хорошо.

 

- Ребята, а что такое «разлука»?

Найдите в тексте слова «пришла разлука». Как вы понимаете это выражение?

- Да. Ещё можно сказать «наступило время расставаться», «пора прощаться».

Скажите, а как вы понимаете, что значит  «учитель чувствовал, что пришла разлука»?

Почувствовать можно аромат, запах. А как это «чувствовать разлуку»? Скажите по-другому.

- Верно, вы молодцы!

- Найдите в рассказе слова «вынес на волю». Как вы понимаете, куда он вынес утку?

- Да, я согласна с тобой.

- Посмотрите, я покажу вам, как учитель выпускал утку (учитель изображает) + показываю, видео, как человек выпускает утку на волю.

- Вам всё понятно?

Предлагает сделать физминутку.

- Ребята, давайте немного отдохнём.

- Читай четвёртый абзац, Егор.

- Посмотрите на картину. Что это?

В рассказе говорится «то нырнёт, то вынырнет». Посмотрите, как уточка плавала в полынье (показываю на картине, как ныряет и выныривает уточка).

- Почитай, что сказал учитель уточке, Арина.

- Попробуйте сказать слова учителя по-другому.

- Молодцы. Хорошо.

- Что мы делали?

Посмотрите на третий пункт плана, что будем делать?

- Как ты думаешь, какой это тип текста, Денис?

- Объясни, почему ты так думаешь?

- Молодец, ты прав!

- Повтори, какой это тип текста, Егор

- Давайте вспомним, что такое тема текста?

- Подумайте, какая тема этого текста.

- Ребята, вы согласны?

- Кто напомнит, что такое главная мысль рассказа?

- Какая главная мысль этого рассказа, как ты думаешь, … ?

- Кто согласен?

- Посмотрите внимательно, чего-то в этом рассказе не хватает. Как вы думаете, чего?

- Будем озаглавливать рассказ.

Будете работать в парах.

Вы в парах придумываете название рассказа, потом будем выбирать лучшее название и оценивать друг друга.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Будем читать текст по смысловым частям и уточнять лексическое значение трудных слов.

Мы читаем внимательно, соблюдаем правила орфоэпии, следим за звуками.

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

(дети предлагают свои варианты)

Приволок (с речки) – притащил, приволочил.

- Да, я понял (а)

- Покша.

- Я хочу / Можно я отвечу? Спросите, пожалуйста, меня.

- Когда наступила осень, уточку притащил с речки Покши кот.

- Да, верно.

Я думаю, можно сказать у уточки болело крыло / Можно сказать « у уточки было ранено крыло»

Была ранена в крыло – было повреждено крыло, была травма крыла, было ранено крыло.

Я хочу ответить.

- У уточки было ранено крыло.

- Да, Глеб ответил правильно.

Зажило (крылышко) – перестало болеть, уже не болело.

- Учитель лечил птичку, и её крыло быстро перестало болеть.

- Можно сказать подружились, полюбили друг друга.

Привыкли друг к другу – подружились, полюбили друг друга, стали дружить друг с другом.

- Учитель и уточка стали дружить.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

(дети предлагают свои варианты)

Полыньи  – промоины.

- Да, я понял (а)

На реке появились промоины / На реке лёд стал таять.

- Можно сказать «стала волноваться, переживать», «забеспокоилась».

- Утя стала переживать.

- Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Хлопать крыльями – махать крыльями

Проситься на волю – проситься на свободу.

- Утя часто начала взлетать, бегать, махать крыльями.

- Она хотела жить на свободе.

(читает третью часть)

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю,махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

(один ребёнок показывает на игрушке)

Разлука – расставание, прощание.

Я думаю, что можно сказать «пришло время расстаться»

Пришла разлука - пришло время расстаться, пора прощаться, наступило время расставаться.

Чувствовал (что пришла разлука) – понимал (что пора прощаться).

Я думаю, на улицу.

Учитель вынес утку на волю, махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Да, мне понятно.

(читает четвёртую часть)

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
           — Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

- Это полынья.

— Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

- Наконец пришла весна! Ты теперь будешь жить на свободе.

- Будем определять тип текста, тему и главную мысль.

- Я думаю, что это текст-повествование.

В этом тексте повествуется, рассказывается о событии, которое произошло с учителем и уточкой. А еще в тексте много глаголов.

- Это текст-повествование.

- Тема текста – это о чём говорится в рассказе.

- Тема рассказа: учитель спас уточку от гибели, а потом отпустил на волю.

Да, я думаю также.

- Главная мысль рассказа – это то, что хотел сказать автор, написав рассказ.

- Я думаю, автор хотел сказать, что человек должен заботиться о животных, но не держать их в неволе.

- Я согласен.

- Я думаю, что ещё должно быть название рассказа.

(дети называют варианты, учитель записывает их на доску, совместно выбираем лучший вариант)

III. Организация окончания урока (занятия)

Рефлексия учебной деятельности

  • организация подведения итогов.

  • самооценка достижений обучающихся

  • общая оценка учителя

(обязательно оценивается речевая активность учащихся и произносительная сторона речи)

Подводит итог урока, обращая внимание на план урока. Задаёт домашнее задание.

- Домашнее задание - выучить словарь, на следующем уроке мы продолжим готовиться к изложению.

- Сейчас вы расскажите, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Сегодня вы работали …, говорили … .

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Технологическая карта урока, 4 класс, русский язык, "Наречие как часть речи"

Данная технологическая карта может быть использована для изучения новой части речи - "наречия"....

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.

Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....

Технологическая карта " Части речи.Имя числительное"

Технологическая карта по русскому языку по теме " Части речи. Имя числитльное"...

Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Речь и альтернативная коммуникация» Тема "Зима"

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" . Тема "Зима". Развитие связной речи. Класс 4 (вариант 2) "Особый ребенок"....