Технологическая карта урока "Развитие речи" (4 класс I отделение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока развитие речи по теме: "Подготовка к изложению" (1 урок). На уроке осуществлено первичное знакомство с текстом, проведена словарная работа (уточнены лексические значения слов и словосочетаний), определены тип текста, тема и главная мысль рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_razvitiyu_rechi_4_klass_1_otd.docx | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат № 33
Выборгского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта
урока развития речи
Учитель: Самородова М.Н.
2019 - 2020 уч. год
Тема: Подготовка к изложению «Учитель и уточка» (В.Бочарников) | Класс: 4А класс (1 отделение) Дата проведения: 18.03.2020 | ||
Цель: подготовить обучающихся к письменному пересказу (изложению) рассказа | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные - формирование связности и последовательности изложения, - уточнение лексического значения слов, - осмысление прочитанного рассказа, - деление текста на части, озаглавливание их, - составление плана. | Метапредметные познавательные УУД: - расширение и уточнение значения слов по теме, - обогащение словарного запаса учащихся на материале урока. - формирование навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения; коммуникативные УУД: - осознанное построение речевого высказывания, - точное выражение своих мыслей; - участие в речевой коммуникации, - составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова; регулятивные УУД: - постановка учебной задачи, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - выполнение учебного действия в парах | Коррекционно-развивающие - развитие связной речи учащихся на материале урока, - оформление ответов фразой, - развитие слухового восприятия на материале урока. - исправление ошибок в своей речи и речи товарищей | Личностные - положительное отношение к учению; -выражение эмоций при оценке своей деятельности на уроке; - понимание причин успеха и неудачи - оценивание деятельности товарищей на уроке; - понимание их причин успеха и неудачи - контроль результатов своей деятельности и товарищей - выбор поведения в соответствии с общепринятыми правилами. |
Межпредметные связи: русский язык (фгс) окружающий мир | |||
Ресурсы занятия (оборудование): текст «Учитель и уточка» (В.Бочарников), словарь, таблички. |
Учитель и уточка
В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.
Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю, махнул руками снизу вверх и сильно кинул.
Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
— Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!
В.Бочарников
Ход урока
Этапы урока Виды работ | Содержание деятельности учителя | Характеристика деятельности обучающихся | |
I. Организация начала урока | |||
| Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность. - Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь. (работа на слух за экраном) - Какой сейчас урок, Денис? - Кто напомнит, как мы работаем на уроке? | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя. - Здравствуйте. (дети отвечают полным предложением) - Сейчас урок развития речи. - На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, думать, исправлять ошибки товарища, следить за звуками, правильно строить предложения. | |
II. Основной этап урока | |||
| - Вы правильно сказали, сейчас урок развития речи, как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? - Вы правильно думаете, сегодня будем готовиться к изложению. - Кто напомнит, что такое изложение? - Молодцы, ребята. Давайте составим план урока.
(на доске поэтапно открывается план) План урока:
- Читаем план урока. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Я думаю, что сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению. - Изложение – это устный или письменный пересказ текста. Составляют план урока - Мы будем слушать рассказ, читать и уточнять лексическое значение трудных слов, определять тип текста, тему и главную мысль. Читают план урока | |
| - Посмотрите на первый пункт плана, что будете делать? - Верно. Ребята, я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте, потом будем обсуждать, что вы услышали, запомнили. - Вам понравился рассказ? - О ком говорится в рассказе? -О чем говорится в рассказе? | - Мы будем слушать рассказ. Дети воспринимают текст только на слух. - Да / Мне понравился рассказ / Мне понравился этот рассказ. - В этом рассказе говорится об учителе и уточке. - Этот рассказ об учителе и уточке. В рассказе говорится о том, как учитель спас уточку, а потом отпустил её на свободу. | |
| - Посмотрите на второй пункт плана, что будем делать? -Правильно, будем читать рассказ. Но сначала прочитаем трудные слова и словосочетания. При чтении обратите внимание на правила орфоэпии, произносите все звуки чётко. Будем читать вместе, затем по одному. Слушайте внимательно, потом будете оценивать чтение друг друга. - Как будем читать, Егор? - Хорошо, молодец. Читаем вместе. На доске: приволо́к с речки По́кши ра́нена в крыло́ появи́лись полыньи́ – пла́вала в полынье́ кры́лышко за́жило у́точка заволнова́лась то нырнёт, то вы́нырнет - Хорошо, все молодцы. Теперь будем читать по цепочке, начинай, Глеб. - Оцени, как читал Глеб, Арина. | (смотрят на план урока) Будем читать рассказ. Ученики читают слова сначала вместе, затем по цепочке. - Будем читать вместе, потом по одному. Ученики читают слова сначала вместе, затем по цепочке. (имя ребёнка за экраном) (ребята устно оценивают чтение друг друга) | |
Физминутка
| - Посмотрите второй пункт плана. Что будем делать? - Хорошо. Ребята, а как мы читаем? - Правильно. Все трудные слова мы с вами прочитали вместе. - Читай первый абзац, Артём. - Хорошо, молодец. - Ребята, найдите слово «приволок». Что значит это слово? Кто знает, как можно сказать по-другому? - По-другому можно сказать притащил, приволочил. - Понятно? - Прочитай название речки, Арина. - Кто хочет сказать это предложение по-другому? - Отвечай, Миша. - Правильно Миша ответил? - Хорошо. Найдите словосочетание «была ранена в крыло». - Как можно сказать по-другому? - Да, вы правы. Еще можно сказать «было повреждено крыло», «была травма крыла». - Кто может сказать это предложение по-другому? - Отвечай, Глеб. - Правильно ответил Глеб, ребята? - Найдите слово «зажило». Кто знает, как сказать по-другому это слово? Скажи это предложение по-другому, Артём. - Найдите словосочетание «привыкли друг к другу». - Кто знает, что значит привыкли друг к другу? Как сказать по-другому? - Посмотрите внимательно, «друг к другу» - у этих слов с разными глаголами разные формы (разные окончания, употребляются с предлогом и без): привыкли друг к другу, полюбили друг друга, стали дружить друг с другом. - Скажи всё предложение по-другому, Артём. - Хорошо, Артём, молодец. - Читай второй абзац, Миша. - Найдите слово «полыньи». Кто знает, что это такое? - Слушайте внимательно. Полыньи – это слово во множественном числе, в единственном числе говорят «полынья». Полынья – это место на реке, где уже нет льда. Ещё по-другому можно сказать «промоина». Посмотрите на картинку, это промоина. Кто догадался, как во множественном числе будет слово «промоина»? Вам понятно? - Скажи это предложение по-другому, Арина. - Хорошо, молодец. - Найдите слово «заволновалась». Кто знает, как можно иначе сказать это слово? - Правильно. - Скажи это предложение по-другому, Глеб. - Ты прав, молодец. - Прочитай поведение уточки, Миша. - Что значит «хлопать крыльями»? - Посмотрите, как вы понимаете, что уточка стала проситься на волю? Можно сказать «хотела жить на свободе», «Хотела улететь», «просилась на волю». - Ребята, посмотрите, это длинное предложение. Давайте составим из него 2 предложения. - Составь первое предложение, Денис. - Составь второе предложение, Глеб. - Молодец, правильно. - Читай третью часть, Арина. - Кто покажет, как учитель гладил уточку. Хорошо.
- Ребята, а что такое «разлука»? Найдите в тексте слова «пришла разлука». Как вы понимаете это выражение? - Да. Ещё можно сказать «наступило время расставаться», «пора прощаться». Скажите, а как вы понимаете, что значит «учитель чувствовал, что пришла разлука»? Почувствовать можно аромат, запах. А как это «чувствовать разлуку»? Скажите по-другому. - Верно, вы молодцы! - Найдите в рассказе слова «вынес на волю». Как вы понимаете, куда он вынес утку? - Да, я согласна с тобой. - Посмотрите, я покажу вам, как учитель выпускал утку (учитель изображает) + показываю, видео, как человек выпускает утку на волю. - Вам всё понятно? Предлагает сделать физминутку. - Ребята, давайте немного отдохнём. - Читай четвёртый абзац, Егор. - Посмотрите на картину. Что это? В рассказе говорится «то нырнёт, то вынырнет». Посмотрите, как уточка плавала в полынье (показываю на картине, как ныряет и выныривает уточка). - Почитай, что сказал учитель уточке, Арина. - Попробуйте сказать слова учителя по-другому. - Молодцы. Хорошо. - Что мы делали? Посмотрите на третий пункт плана, что будем делать? - Как ты думаешь, какой это тип текста, Денис? - Объясни, почему ты так думаешь? - Молодец, ты прав! - Повтори, какой это тип текста, Егор - Давайте вспомним, что такое тема текста? - Подумайте, какая тема этого текста. - Ребята, вы согласны? - Кто напомнит, что такое главная мысль рассказа? - Какая главная мысль этого рассказа, как ты думаешь, … ? - Кто согласен? - Посмотрите внимательно, чего-то в этом рассказе не хватает. Как вы думаете, чего? - Будем озаглавливать рассказ. Будете работать в парах. Вы в парах придумываете название рассказа, потом будем выбирать лучшее название и оценивать друг друга. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. | - Будем читать текст по смысловым частям и уточнять лексическое значение трудных слов. Мы читаем внимательно, соблюдаем правила орфоэпии, следим за звуками. В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу. (дети предлагают свои варианты) Приволок (с речки) – притащил, приволочил. - Да, я понял (а) - Покша. - Я хочу / Можно я отвечу? Спросите, пожалуйста, меня. - Когда наступила осень, уточку притащил с речки Покши кот. - Да, верно. Я думаю, можно сказать у уточки болело крыло / Можно сказать « у уточки было ранено крыло» Была ранена в крыло – было повреждено крыло, была травма крыла, было ранено крыло. Я хочу ответить. - У уточки было ранено крыло. - Да, Глеб ответил правильно. Зажило (крылышко) – перестало болеть, уже не болело. - Учитель лечил птичку, и её крыло быстро перестало болеть. - Можно сказать подружились, полюбили друг друга. Привыкли друг к другу – подружились, полюбили друг друга, стали дружить друг с другом. - Учитель и уточка стали дружить. Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю. (дети предлагают свои варианты) Полыньи – промоины. - Да, я понял (а) На реке появились промоины / На реке лёд стал таять. - Можно сказать «стала волноваться, переживать», «забеспокоилась». - Утя стала переживать. - Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю. Хлопать крыльями – махать крыльями Проситься на волю – проситься на свободу. - Утя часто начала взлетать, бегать, махать крыльями. - Она хотела жить на свободе. (читает третью часть) Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю,махнул руками снизу вверх и сильно кинул. (один ребёнок показывает на игрушке) Разлука – расставание, прощание. Я думаю, что можно сказать «пришло время расстаться» Пришла разлука - пришло время расстаться, пора прощаться, наступило время расставаться. Чувствовал (что пришла разлука) – понимал (что пора прощаться). Я думаю, на улицу. Учитель вынес утку на волю, махнул руками снизу вверх и сильно кинул. Да, мне понятно. (читает четвёртую часть) Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет. - Это полынья. — Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле! - Наконец пришла весна! Ты теперь будешь жить на свободе. - Будем определять тип текста, тему и главную мысль. - Я думаю, что это текст-повествование. В этом тексте повествуется, рассказывается о событии, которое произошло с учителем и уточкой. А еще в тексте много глаголов. - Это текст-повествование. - Тема текста – это о чём говорится в рассказе. - Тема рассказа: учитель спас уточку от гибели, а потом отпустил на волю. Да, я думаю также. - Главная мысль рассказа – это то, что хотел сказать автор, написав рассказ. - Я думаю, автор хотел сказать, что человек должен заботиться о животных, но не держать их в неволе. - Я согласен. - Я думаю, что ещё должно быть название рассказа. (дети называют варианты, учитель записывает их на доску, совместно выбираем лучший вариант) | |
III. Организация окончания урока (занятия) | |||
Рефлексия учебной деятельности
(обязательно оценивается речевая активность учащихся и произносительная сторона речи) | Подводит итог урока, обращая внимание на план урока. Задаёт домашнее задание. - Домашнее задание - выучить словарь, на следующем уроке мы продолжим готовиться к изложению. - Сейчас вы расскажите, как вы оцениваете свою работу на уроке. - Что мы делали сегодня на уроке? - Чему вы научились сегодня на уроке? - Сегодня вы работали …, говорили … . | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...
Технологическая карта урока, 4 класс, русский язык, "Наречие как часть речи"
Данная технологическая карта может быть использована для изучения новой части речи - "наречия"....
Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)
Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...
Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.
Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....
Технологическая карта " Части речи.Имя числительное"
Технологическая карта по русскому языку по теме " Части речи. Имя числитльное"...
Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Речь и альтернативная коммуникация» Тема "Зима"
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" . Тема "Зима". Развитие связной речи. Класс 4 (вариант 2) "Особый ребенок"....