Сценарий урока по русскому языку. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Еланцева Анастасия Александровна

Сценарий урока по русскому языку «Учимся писать буквы согласных в корне слова» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx68.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока:

Тема урока, класс, дата проведения (октябрь)

«Учимся писать буквы согласных в корне слова»  

 УМК: «Школа ХХ1 века».

Класс: 2-й  

Автор программы:  Иванов С.В.

Авторы учебника:  Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. /Под ред. Журовой Л.Е./, «Русский язык» (учебник для 2- класса).

Тип урока.

Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний. 

Цели урока.

  1. Цель, направленная  на достижение предметных результатов на основе практических упражнений систематизировать знания учащихся по теме урока, автоматизировать навык проверки правописания данной орфограммы.
  2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД): формировать осознанность правописания через развитие  познавательных универсальных учебных действий (работа с информацией), регулятивных универсальных учебных действий (самоконтроль, коррекция).
  3.  Цель, направленная на формирование коммуникативных результатов (УУД): Развивать  навыки сотрудничества при работе в малой группе, способствовать формированию мотивации к изучению русского языка как средству общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, толковые словари, интернет. Дидактический материал к уроку:  мультимедийная презентация к уроку;  шаблон для кластера (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями); карточки с критериями оценивания творческой работы групп.

Технология, формы работы на уроке

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

В процессе урока чётко просматриваются три стадии: вызов – осмысление – рефлексия (структура урока соответствует технологии ТРКМ).

На стадии вызова формируется  интерес к изучаемой теме, учащихся мотивируют  к дальнейшим действиям, побуждают к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала.

На стадии осмысления предлагается  самостоятельная работа в группе по составлению кластера. Цель данной работы – систематизация знаний и представление информации в графическом виде.

Работа в группах целесообразна, так как в соответствии с ФГОС необходимо уделять серьезное внимание  формированию навыков сотрудничества через использование учебного диалога, коллективный поиск, ситуацию успеха на уроке.

На стадии рефлексии проверяется степень усвоения темы (через тестовое задание), а также использован такой прием ТРКМ, как рефлексивная таблица.

Можно отметить, что вся информация, полученная на уроке, учащимися  критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, приобретают навыки сотрудничества и взаимодействия.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии

ВЫЗОВ:

1.Стадия вызова.

1.1.Мотивация (организационно-мотивационный момент):

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

1.2.Фонетическая зарядка.

Устная работа по алфавиту. Дети хором называют весь алфавит, голосом и темпом выделяя гласные и согласные.  По просьбе учителя дают  характеристику звукам  [г] и [г∙] и букве, которая их обозначает.

Прием ТРКМ «Верно ли?».

-Верно ли, что [г] обозначает согласный звук?

- Верно ли, что [г] обозначает глухой звук?

- Верно ли, что у [г] есть только твердая пара?

1.3.Словарно-орфографическая работа.

Учитель:

Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите сами, внимательно слушая и выполняя мои инструкции.

1-я буква этого слова - обозначает согласный звук, которому мы сейчас давали характеристику, работая по алфавиту;

2-я этого слова - непроверяемый безударный гласный в слове «корова»;

3-я буква этого слова - первый звук в слове «рак»

4-я буква этого слова -  ударный гласный в слове «горох»;

5-я буква этого слова - парный звонкий согласный глухому согласному звуку «т»

- Назовите это слово.      

ГОРОД

Учитель:

-Как вы понимаете смысл этого слова? Что такое город?

-Давайте найдем и прочитаем толкование этого слова в толковом словаре

Работа с толковыми словарями  в группе.

Целеполагание 

 Учитель:

Давайте произнесем это слово и послушаем, какой звук мы слышим на конце слова?

-А какой буквой на письме обозначили этот звук?  На письме этот глухой согласный звук обозначили буквой д.  Докажите.

- В какой позиции звук и буква не всегда совпадают, написание вызывает сомнение?

Ответы детей, в результате которых делается вывод:

На конце слова парные согласные являются сомнительными, их надо проверять.

Учитель:

- Исходя из объяснения данной орфограммы, как вы думаете, какая сегодня тема урока?                        

Дети:

« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова »          

Учитель:

- А что мы должны  сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных   согласных на письме?

Дети:

  Нужно подбирать проверочное однокоренное слова так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель:

-   Как проверить парный согласный в корне слова?

- Как вы думаете, а как мы будем работать над этой темой, что будем учиться делать?

Ответы детей, в результате которых делается вывод:

Учиться находить слова с сомнительным согласным на конце слова и правильно подбирать проверочные слова.

Учитель:

- Посмотрите на новое словарное  слово. Какие способы проверки  мы можем здесь использовать? Как проверить правильность написания парного согласного? Назовите проверочные слова. Запишите эти слова и подчеркните орфограмму графически.

Город - города, городок, пригородный.    

Взаимопроверка.

Учитель: работая в группе, восстановите алгоритм проверки данной орфограммы.

Обсуждая в группах, ребята восстанавливают правильный порядок алгоритма проверки данной орфограммы.

Взаимопроверка.

- Давайте еще раз вспомним, алгоритм проверки парных согласных?

1.5.Работа с предложением.

- А как вы думаете, почему именно в октябре, мы изучаем это словарное слово? Верно, в октябре день рождения нашего любимого города.

- А сейчас посмотрите, внимательно, что вы видите на доске?

 раскинулся реки чудесный  на город берегу

Ответы детей, в результате которых делается вывод:

Это набор слов.

Учитель:

- Составьте из данных слов предложение о городе. О чем мы должны помнить, составляя предложение? Ответы детей. 

Работа   на интерактивной доске (комментированное письмо)

Работа с предложением:  характеристика предложения; подчеркнуть основу предложения и выписать словосочетания.

На берегу реки раскинулся чудесный город.

Стадия осмысления (познавательные и коммуникативные УУД)

Учитель:

-А как вы думаете, что принято делать в день рождения? А какой мы ученики можем городу сделать подарок?

-Ребята, а давайте сделаем с вами подарок городу, выполнив следующее упражнение.

- Давайте сначала вспомним, какие парные согласные  вы знаете?  

Работа   на интерактивной доске

- А в каком случае звук и буква не всегда совпадают, а написание вызывает сомнение? (на конце слова парные согласные являются сомнительными, их надо проверять)

-А какие способы проверки мы с вами знаем? 

Организация самостоятельной работы в группах.

Учитель:

В группах вам нужно заполнить «грозди» кластера.                             

Ваша задача обозначить в «кластере» изученные ранее на уроках способы проверки сомнительного согласного.

Вам даны слова, которые необходимо будет распределить и записать в кластер в третьем ряду в группы по способам проверки.

Слова: утю.., заво..,  моро.., тетра..ь, сапо.., дож..ь, гру.., огоро..

Составление «Кластера» (прием ТРКМ)

Для детей:

Проверка работы групп (защита своих работ).

1 группа – 1 способ с примерами;

2 группа – 2 способ с примерами;

3 группа – 3 способ с примерами.

Организация творческой работы в группах (применение знаний в новой ситуации).

Учитель:

-У вас лежат конверты.   Раскройте, и посмотрите, что в них?

- Как одним словом  можно назвать то, что там вы прочитали?

Ответы детей (это предложения)

- Какое задание к этим предложениям вы можете предложить?

Ответы детей (составить предложения так, чтобы получился текст)

  1. На этом месте раньше была тайга.
  2. Теперь здесь вырос горо...
  3.  В центре города бьёт чудесный фонтан
  4. На перекрёстках улиц разбито множество доро...
  5. Всюду множество цветочных клум...

Проверка на интерактивной доске.

Учитель:

- У вас находятся рядом чистые полоски бумаги. Подумайте, и  предложите  такое задание, чтобы они были заполнены.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Обсудите задание в группе. Дайте возможность каждому члену группы высказать  свою точку зрения. (коммуникативные УУД)

Предполагаемые ответы детей (можно озаглавить текст, составить новые предложения, о городе,  дополнив этот текст какой-то «изюменкой»)

Проверка выполнения задания.

Творческий конкурс на лучший текст о любимом городе. От каждой группы выбираем представителя в состав жюри, которые будут оценивать работу групп.

Дети  каждой группы читают   предложения, которыми они дополнили текст и заголовок к тексту.

Критерии оценивания работы группы:

5баллов- работа выполнена полностью, нет орфографических ошибок, слова в предложениях связаны между собой по смыслу. Присутствует «изюменка» оригинальность.

4 балла- работа выполнена полностью, нет орфографических ошибок, слова в предложениях связаны между собой по смыслу.

3балла-работ выполнена частично, допущены 1-2 ошибки

1-2 балла- работа выполнена частично и есть грубые ошибки

Группы  учащихся представляют свой конечный продукт творческой деятельности.

Подводятся итоги конкурса.

Можно предложить дополнительное задание, если количество баллов будет совпадать.

Найдите  в тексте слова на изученную орфограмму и докажите правильность написания данной буквы. Взаимопроверка (коммуникативные УУД)

Стадия рефлексии.

Учитель:

- А сейчас проведем небольшой тест.

Тест.

  1. Обведи парные согласные.
    з, н, с, ч, б
  2. Обведи слова с парной согласной на конце.
    Кот, дом, рак, луг, нос
  3. Вставь букву:

Ду..,   арбу..,   са..,  носоро…

* Подчеркни слова, которые являются  проверочными

   Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Взаимопроверка

Рефлексия:

Для чего нужны мне эти знания? Где эти знания в жизни Вам могут пригодиться?

Я

научился

Мне было трудно,

но интересно ……

Домашнее задание:

Я предлагаю Вам выполнить дома задание творческого характера. Каким бы вы хотели видеть наш город в далёком будущем. Будет ли это рассказ, стихотворение, коллаж, презентация, решать и творить Вам. Я с нетерпением буду ждать Ваших работ. Спасибо за урок.

Краткий самоанализ урока.

Для достижения цели и задач урока  используется технология развития критического мышления, технология  деятельностного  метода обучения, особенность которого  заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку понятий.

В процессе урока чётко просматриваются три стадии: вызов – осмысление – рефлексия (структура урока соответствует технологии ТРКМ).

На стадии вызова формируется  интерес к изучаемой теме, учащихся мотивируют  к дальнейшим действиям, побуждают к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала.

На стадии осмысления предлагается  самостоятельная работа в группе по составлению кластера. Цель данной работы – систематизация знаний и представление информации в графическом виде.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество): задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Работа в группах целесообразна, так как в соответствии с ФГОС необходимо уделять серьезное внимание  формированию навыков сотрудничества через использование учебного диалога, коллективный поиск, ситуацию успеха на уроке.

На стадии рефлексии проверяется степень усвоения темы (через тестовое задание), а также использован такой прием ТРКМ, как рефлексивная таблица.

Можно отметить, что вся информация, полученная на уроке, учащимися  критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, приобретают навыки сотрудничества и взаимодействия.

Данный урок построен в соответствиями с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения, направлен на достижение 3-х групп результатов.

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

  • Сайт ЦРМ «ЛУЧ» «Приемы технологии развития критического мышления» (http://www.cerm.ru/index.php?page=43).
  • Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows  95/98/NT/2000/Me/XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  • Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс

Урок закрепления по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс....

Сценарий урока по русскому языку для 2 класса

Сценарий урока по теме: "Упражнения в распознавании однокоренных слов"...

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная р...

Сценарий урока по русскому языку для 1 класса "Строчные буквы л, м"

Сценарий урока русского языка соответствует УМК "Школа 2100". На уроке использовались игровые приемы, деятельностный метод обучения....

Сценарий урока по русскому языку 2 класс Устаревшие слова по программе начальная школа 21 век

Сценарий урока по русскому языку 2 класс Устаревшие слова по программе начальная школа 21 век...