Сценарий урока по русскому языку для 2 класса
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Шевелева  Анастасия Викторовна

Сценарий урока по теме: "Упражнения в распознавании однокоренных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку по разделу «Слово»

Тема: Упражнения в распознавании однокоренных слов

Цель: совершенствовать умение распознавать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся однокоренными словами, развивать творческие способности учащихся.
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
  • обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи

Развивающие:

  • развивать  умение самостоятельно добывать и использовать  необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
  • развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
  • развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  •  формировать ценностно-ориентированного отношения к  воспитывать любовь к родному краю, мотивированное  стремление беречь и охранять природу родного края;
  • формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим!

Чистописание

2. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите Классная работа.

Словарная работа с введением новых слов.

Знакомство с правописанием слова рябина.

– Отгадайте загадку.

Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Ягоды - не сладость,

Зато глазам – радость,

И садам – украшение,

И дроздам, снегирям - угощение. (Рябина)

– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ – «костёр рябины красной».

– Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный, розовый или черный камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)

– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. Рябые, говорили в народе.

Запись слова рябина в тетрадях по чистописанию

Звуко - буквенный анализ слова рябина. Выделение опасного места [р'иб'ина] – 3 слога, 6 букв, 6 звуков.

– Как легче запомнить написание этого слова?

Ассоциации детей, возможно, курочка Ряба.

1.Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1. Лингвистический эксперимент.

- Что мы прочитали? (предложение)

И клюют ту рябину… мои снегири.

- Найдите слова - предметы в этом предложении. (рябину, снегири)

- Найдите слова - действия в этом предложении. (клюют)

– Как вы думаете Кто? или что? будет эти действия производить? (рябина или снегири.)

– Какое здесь будет действующее лицо? (снегири)

КТО? снегири (что делают?) клюют.

– В каком слове часто заключается подсказка к поиску центра, главных слов в предложении? (В слове-названии действия.)

Вывод. Главные слова (грамматическая основа) в предложении тесно связаны по смыслу, кто-то в предложении должен производить действие. Он называется действующее лицо.

2. Формулирование задач урока.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим находить главные слова в предложении.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учиться находить грамматические основы.

Учиться составлять предложения по схемам.

Учиться подбирать слова-названия действий по вопросам.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Воспитательный момент – Как помочь птицам зимой? Чем мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)

V. Пальчиковая гимнастика

1. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

2.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

3.Дотрагтиаемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.  

VI.Развитие умений

Класс делится на группы по 5 человек.

1-е задание: на умение находить грамматические основы.

– Прочитать задание и договориться в группах о работе.

Взаимопроверка:

– Прочитайте грамматическую основу предложения. Остальные группы оценивают правильность выполнения.

Читают от групп по очереди по одному предложению.

2-е задание: на умение составлять предложения по схемам.

Взаимопроверка:

– От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой схеме они соответствуют.

Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Центр, главные слова, грамматическая основа.)

Работа в парах

3-е задание: упр. 91 – на умение восстановить вопросы в диалоге на основе ответов-названий действий.

– Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.

Каждая группа предлагает свой вариант диалога. Обосновывают по одному примеру от группы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось восстановить вопросы?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Игра «Третий лишний».

  • Коса, косой, косичка.
  • Гора, гористая, гори.
  • Вода, водить, водитель.
  • Парк, парковый, паркет.

VII. Итог урока. 

Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?

Выбрать верное утверждение.

а) Чтобы найти корень, надо изменить форму слова.

б) Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова

VIII. Домашнее задание: упр.102, стр.49 или подобрать группы слов так, чтобы можно было провести игру «Третий лишний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...