Урок русского языка. Тема: Способы проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Юракова Наталья Юрьевна

В представленном конспекте урока дан материал о способах проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка     3 класс      Учитель: Юракова Н.Ю.

Тема: Способы проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными.

Задачи: 

1)Научить писать слова с парными по звонкости/глухости согласными, подбирать проверочные слова

2) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,  формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость

3)Формировать умение принимать учебную задачу урока

4)Научить слушать, вступать в диалог

5)Учить оценивать свои достижения при выполнении заданий

6)Развивать умение применять знания на практике

7)Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям

Планируемые результаты:

- предметные:

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила при записи слов и предложений собственных и предложенных учителем; овладевают умением проверять написанное.

Проявляют позитивное отношение к правильности устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции.

- личностные:

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Демонстрируют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и многообразии.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания в дополнительной литературе, в учебнике;

- коммуникативные: анализируют изучаемые объекты, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят свой ответ в устной форме. Осуществляют анализ и сравнение. Используют в общении правила вежливости, проявляют инициативу и сотрудничество, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

I. Орг.момент

II. Минутка чистописания

Объяснение и запись фразеологизма

Вертеться как белка в колесе.

III. Словарная работа

Узнавание слов по их лексическому значению, по переводу, по подбору однокоренных слов и синонимов. Запись слов

Мороз, месяц, медведь, Россия, яблоко, тетрадь.

IV. Повторение

Учащиеся работают в парах взаимопроверки

- Необходимо обозначить значимые части слова.

                            СОСТАВ СЛОВА

Подбери не менее 2 однокоренных слова

Снег __________________________________

Выдели приставку в словах

Отполз,  подумал,   выход.

Выдели суффикс в словах

Котик,  лисонька,   веточка.

Разбери слова по составу

Подземный,   морской. 

Проверка выполненного задания на доске

V. Введение в тему, постановка учебной задачи

- Послушайте стихотворение. Подумайте, над чем сегодня будем работать?

Живут себе два брата:
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука:
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный,
Такой хороший звук,
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.

-Ответьте на вопросы:
- Что будем проверять? (парную согласную в корне (в середине слова), на конце слова)
- Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

V. Работа по теме урока 

1. Самостоятельная работа.

- Исправьте ошибки (словосочетания  заранее записаны на доске)

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки, блиский друк.

- На какие две группы можно разделить слова, в которых вы исправляли ошибки? По какому признаку? (сущ./прил.; орфограмма в конце слова и в середине, в корне слова)

 2. На доске слова: ЗУБКИ – ЗУБЫ

- Что можно сказать об этих словах?

- Однокоренные.

- В каком слове ошибкоопасное место?

- ЗУБКИ.

- Почему?

- Согласный находится в середине слова перед суффиксом «к».

- Выбрать из ряда однокоренных слов проверочные слова (слова записаны на карточке)

ЗУБОК, ЗУБ, ЗУБАСТЫЙ, ЗУБНОЙ

Дети выполняют работу в парах.

- Кто выбрал слово ЗУБНОЙ? Докажите.

(Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.)

- Вывод: это и есть второй способ проверки слов с парными согласными. О нём мы еще не говорили.

- Давайте попробуем проверить наши слова этим способом.

(грибки - грибной; зубки – зубной; ягодки - ягодный) дубки-? => не ко всем словам!

   

VI. Физ.минутка

VII. Работа по учебнику

Стр.111 упр.208, 209 – устно

Стр.112 - правило

Упр.210 – по заданию

VIII. Итоговая рефлексия

- Давайте выберем знатоков парных согласных. Выбрать нужно одно верное утверждение.

Утверждения:

а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.

б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.

в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.

IХ. Домашнее задание

-Рабочая (печатная) тетрадь, стр.58 упр.144, 145; учебник, стр.112 - правило  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце

Урок закрепления полученных знаний.Цели:  1. Формирование навыков грамотного письма, развитие умение находить слова с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова.  ...

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости  согласными на конце слова.Это урок открыти...

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости  согласными на конце слова.Это урок открыти...

презентация к уроку русского языка.Тема "Способы подбора проверочных слов" УМК "Гармония"

Обобщение.Как решать орфографические задачи в корне слова.Как искать проверочные слова для корня слова....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»

Конспект урока поможет развить такие навыки, как умение работать в группе. индивидуально, в паре, используя инновационные и здоровьесберегающие технологии...

Интерактивная презентация к уроку русского языка на тему: «Правописание слов с парными по звонкости – глухости согласными звуками на конце или перед согласными»

Использование интерактивных презентаций в ходе урока является одной из популярных форм современных уроков....