Конспект урока « Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
2 класс, автор учебника В. В. Репкин
Тема: « Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний).
Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся о словоизменительных типах слов, называющих предметы, действия, признаки.
- Развивать познавательный интерес; умение выделять главное, анализировать собственные знания, определять их точные границы, работать в малых группах, в парах.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, коллективизма, уважительное отношение к различным точкам зрения.
Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия
Форма организации познавательной деятельности: коллективно-распределительная
Методы обучения:
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: метод решения учебных задач.
- По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные, практические
- По степени взаимодействия учителя и учащегося: учебный диалог, дискуссия, самостоятельная работа.
- В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, создание ситуации успеха, учебная деятельность, направленная на конкретизацию открытых способов действия.
- Методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль 1, 2(рефлексия) уровней.
Педагогический прием: « Ловушка»
Оборудование и оснащение урока:
- Информационные учебно-наглядные пособия
- презентация к уроку по теме: «Важнейшие типы изменения слов», составленная в программе Power Point.
ЦОР к учебнику В.В. Репкина «Русский язык», 2 класс.
- Учебно- наглядные пособия для выполнения практических заданий:
- индивидуальные карточки- задания, схема «Важнейшие типы изменения слов».
- Технические средства информации:
- мультимедийная установка
-проектор
-компьютер
-программа Microsoft Office-Power Point.
- Атрибуты:
- бейджики для учащихся;
Ход урока
- Организационный момент (слайд 1)
1.1. Готовность класса к уроку.
1.2 Психологический настрой учащихся на урок.
Дети на перемене встают в круг.
Учитель:
-Добрый день, ребята. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ладошек ваших друзей.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь друг другу.
Вы хороший, дружный класс.
Урок получится у нас!
Учитель:
Наш урок будет проходить под девизом: Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта.
- Создание ситуации успеха
2.1 Диалог персонажей ( слайд2)
Робот: Ребята, скорее на помощь, скорее.
Алеша: Что случилось, Сам Самыч?
Робот: Полученная информация по теме «Важнейшие типы изменения слов» не систематизирована.
Маша: Что делать, Алеша?
Алеша: Решать проблему!
Папа: Думаю, у вас достаточно знаний, чтобы с ней справиться. Успехов!
Учитель: Ребята, какая проблема возникла у наших героев?
Что значит систематизировать знания?
Что говорит нам толковый словарь? (слайд 3)
Кто из вас готов помочь нашим героям справиться с проблемой? Молодцы. Я рада, что вы не бросаете друзей в беде.
Но как мы можем им помочь? (цель урока)
Как это пригодиться вам?
3. Тема, цель урока (слайд 4)
Учитель: Тема нашего урока: «Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний). слайд 4 Сегодня мы должны будем вспомнить все типы изменения слов названий предметов, действий и признаков.
Работать на уроке мы будем в группах. Надеюсь вам комфортно друг с другом. Работайте дружно. За каждое правильно выполненное группой задание вы сможете надевать на ниточку вот такую бусинку. Контролировать свои знания будем с помощью листа самоконтроля. Подумайте, насколько легко вы выполняете изменения слов на начало урока и сделайте отметку в листе самоконтроля.
4. Учебные действия, способствующие решению УЗ
4.1. Повторение сведений о возможных типах изменения слов.
Учитель: Так что же случилось с Сам Самычем?
(На доске появляются слайды: слайд 5 с фотографией робота, папкой «Важнейшие типы изменения слов». Щелкаем на папку – появляется слайд 6, три папки: названия предметов, названия действий, названия признаков.)
- Ребята, мне кажется, что робот действительно торопился на уроках. Согласны? Ваш рабочий стол укомплектован необходимыми документами. Возьмите желтые папки и восстановите их содержимое. Для этого разложите по папкам все предложенные вам изменения.
4.2. Выполнение задания - работа в малых группах.
4.3. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия
Давайте проверим вашу работу.
Приготовьте папку - «Названия предметов». Слайд7 с ответом. Оценка. Бусинка.
Приготовьте папку - «Названия действий». Слайд 8 с ответом. Оценка. Бусинка.
Приготовьте папку - «Названия признаков». Слайд 9 с ответом. Оценка. Бусинка.
Возьмитесь за руки, если все три папки оказались собраны верно. Молодцы!
4.4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ребята, вы внимательные? Давайте проверим. Если вы услышите
слово название предмета – присядьте; слово название действия – похлопайте в ладоши, слово название признака – встаньте.
Учитель: Молодцы. Но чтобы вы ничего не путали и не забывали, робот приготовил вам маленький сюрприз. (Слайд 10) Найдите папку №1, в ней опорные схемы. Я думаю, что они обязательно вам пригодятся во время работы.
4. 5. Конкретизация открытых способов действия.
Учитель:
Надеюсь, наш робот в порядке (открывает следующий слайд - на нем надпись)
Необходимо провести тестирование системы.( слайд 11)
Учитель: Выполненной работы недостаточно, чтобы он успешно функционировал. Сумеем ли мы проверить систему? И что значит тестировать?
Обратимся к словарю(12слайд)
(Открываем слайд 13. В нем 5 папок с тестами внутри.)
Учитель: Чтобы провести проверку системы, нужно выполнить задания, которые находятся в этих папках №2.
Каждая группа получает свою папку и выполняет полученное задание.
1 группа.
Алёша проверил орфограмму слабой позиции в слове з(и, е)ма изменением данного слова по числу. Запиши, что у него получилось.
_______________________________________________________________________________
2 группа
Сам Самыч и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове д(а,о)ёшь.
Запиши, какое изменение они использовали.
3 группа
Сам Самыч и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове п(а, о)сла (коров)
П-сла - пас
- Это изменение по лицу: Я пасла…. Ты пас, - считает Алеша
- Нет, это изменение по роду,- возразил Сам Самыч.
С кем согласен ты? Докажи и запиши свой ответ.
П-сла – пас- это изменение _..._____________________________________________________
4 группа
Маша и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове в(и, е)сёлый записав следующие изменения.
В-сёлый, в-сёлая, в-сёлое.
Какое изменение они выполнили? Удалось ли им выполнить проверку?
В-сёлый, в-сёлая, в-сёлое –это изменения_...______________________________________
5 группа
Маша и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове б(о,а)льшой, записав изменения:
Б-льшой, нет б-льшого, рад б-льшому, вижу б-льшого
Какое изменение они выполняли? Удалось ли им проверить орфограмму?
Б-льшой, нет б-льшого, рад б-льшому, вижу б-льшого – это изменения_....____________
4.6. Выполнение задания - работа в малых группах.
4.7. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия
Учитель: Ребята, положите ручки, давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Группа называет свой ответ (слайды 13-17). Дети выслушивают товарищей и отмечают свое умение в карточке. Если группа выполнила задание правильно, дети нанизывают бусинку).
Учитель: Ребята, как вы думаете, все ли изменения одинаково хорошо помогают проверить орфограммы слабых позиций? Это значит, что мы всегда будем писать слова - признаки с пропусками?...
Учитель: Действительно, мы просто что-то ещё не знаем. (Вопрос на доску)
4.8. «Ловушка»
Учитель: Переходим к тесту 2. Объединитесь в пары. Приготовьте папку № 3. В ней 4 слова (ветка, кошка, дарю, нарядила). Разделите слова на группы (слайд 18 ). Возьмите по одному слову и проговорите друг другу изменения своего слова. Определите, какая буква пропущена? Если у вас возникнут трудности, воспользуйтесь карточками - помощниками.
4.9. Выполнение задания - работа в малых группах, в парах
4.10. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия
Учитель: Кому удалось выполнить изменения? Кому нет? Какие изменения вы выполнили? Что интересного заметили? Лист. Бусинка.
5.Итог урока
Учитель:
5.1. Ребята, как вы думаете, сумели ли мы выполнить поставленную задачу? Надпись на слайде: Информация систематизирована. Робот готов продолжить обучение. (слайды 18-19)
5.2. Молодцы. Сделайте последнюю отметку в листе самоконтроля. На сколько хорошо вы умеете выполнять изменения слов названий предметов, действий и признаков на конец урока? Посмотрите, что у вас получается хорошо, с чем нужно ещё поработать. Мы с Сам Самычем желаем вам всегда оставаться успешными.
6. Домашнее задание
Дома выполните изменения, которые вызывали у вас затруднения больше всего. Слова подберите сами.
7.Рефлексия
Встаньте в круг. Растяните свои ниточки. Посмотрите, какое ожерелье у нас получилось. Это крупинки ваших знаний собрались в один большой успех. Всегда оставайтесь такими же успешными и дружными. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатике "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»"
Конспект урока по информатике и ИКТ "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»" (Горячев)...
План-конспект урока по теме: "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Глагол""
Это урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление постоянных и не постоянных признаков глагола, развитие орфографической зоркости и формирование навыка грамотного письма, а так же работа над кул...
Урок математики в 1 классе. Систематизация знаний по теме «Прибавление и вычитание чисел 1,2».
Урок направлен на организацию деятельности учащхися по закреплению и систематизации знаний случаев сложения и вычитания с числами 1,2....
Конспект урока русского языка "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное".
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Гармония" с использованием логико-смысловых моделей для обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное"....
Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...
Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...
Урок окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории"
В статье представлена технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории". Защита урока была представлена на Всероссийск...