Конспект урока « Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus._yazyka_2_klass_avtor_uchebnik.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс, автор учебника В. В. Репкин

Тема: « Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний).

Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся о словоизменительных типах слов, называющих  предметы, действия,  признаки.
  • Развивать  познавательный интерес;  умение выделять главное,  анализировать собственные знания, определять их точные границы, работать в малых  группах, в парах.
  • Воспитывать  чувство  взаимопомощи,  ответственности, коллективизма, уважительное отношение  к различным точкам зрения.

Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия

Форма организации познавательной деятельности: коллективно-распределительная

Методы обучения:

  1. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: метод  решения учебных задач.
  2. По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные, практические
  3. По степени взаимодействия учителя и учащегося: учебный диалог, дискуссия, самостоятельная работа.
  4. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка  к восприятию, создание ситуации успеха, учебная деятельность, направленная на конкретизацию открытых способов действия.
  5. Методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль 1, 2(рефлексия) уровней.

Педагогический прием: « Ловушка»

Оборудование и оснащение урока:

  • Информационные учебно-наглядные пособия

- презентация к уроку по теме: «Важнейшие типы изменения слов»,  составленная в программе Power Point.

ЦОР к учебнику В.В. Репкина «Русский язык», 2 класс.

  • Учебно- наглядные пособия для выполнения практических заданий:

- индивидуальные карточки- задания, схема «Важнейшие типы изменения слов».

  • Технические средства информации:

- мультимедийная установка

-проектор

-компьютер

-программа Microsoft Office-Power Point.

  • Атрибуты:

           - бейджики для учащихся;

           

Ход урока

  1. Организационный момент  (слайд 1)

1.1.   Готовность класса к уроку.

      1.2    Психологический настрой учащихся на урок.

Дети на перемене встают в круг.

Учитель:

-Добрый день, ребята. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ладошек ваших друзей.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.

Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь друг другу.

             Вы хороший, дружный класс.

 Урок  получится у нас!

Учитель:

Наш урок будет проходить под девизом: Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта.

  1. Создание ситуации успеха

2.1 Диалог персонажей ( слайд2)

Робот: Ребята, скорее на помощь, скорее.

Алеша: Что случилось, Сам Самыч?

Робот: Полученная  информация по теме «Важнейшие типы изменения слов» не систематизирована.

Маша: Что делать, Алеша?

Алеша: Решать проблему!

Папа: Думаю, у вас достаточно знаний, чтобы с ней справиться. Успехов!

Учитель: Ребята, какая проблема возникла  у наших героев?

Что значит систематизировать знания?

Что говорит нам толковый словарь? (слайд 3)

Кто из вас готов помочь  нашим героям  справиться с проблемой? Молодцы. Я рада, что вы не бросаете друзей в беде.

Но как мы можем им помочь? (цель урока)

Как это пригодиться вам?

 3. Тема, цель урока (слайд 4)

Учитель: Тема нашего урока: «Важнейшие типы изменения слов» (систематизация знаний). слайд 4  Сегодня мы должны будем вспомнить все типы изменения слов названий предметов, действий и признаков.

Работать на уроке мы будем в группах. Надеюсь вам комфортно друг с другом. Работайте  дружно. За каждое правильно выполненное группой задание вы сможете надевать на ниточку вот такую бусинку. Контролировать свои  знания будем  с помощью листа самоконтроля. Подумайте, насколько легко вы выполняете изменения   слов на начало урока и сделайте отметку в листе самоконтроля.

4. Учебные действия, способствующие решению УЗ

  4.1. Повторение сведений о возможных типах изменения слов.

Учитель:  Так  что же  случилось с Сам Самычем?

(На доске появляются слайды: слайд 5 с фотографией робота, папкой «Важнейшие типы изменения слов». Щелкаем на папку – появляется слайд 6, три папки: названия предметов, названия действий, названия признаков.)

- Ребята, мне кажется, что робот действительно торопился на уроках. Согласны? Ваш рабочий стол укомплектован необходимыми документами. Возьмите желтые папки и восстановите их содержимое. Для этого разложите по папкам все предложенные вам изменения.

4.2. Выполнение задания - работа в малых группах.

4.3. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия

Давайте проверим вашу работу.

Приготовьте папку - «Названия предметов». Слайд7 с ответом. Оценка. Бусинка.

Приготовьте папку - «Названия действий».  Слайд 8 с ответом. Оценка. Бусинка.

Приготовьте папку - «Названия признаков». Слайд 9 с ответом. Оценка. Бусинка.

Возьмитесь за руки, если  все три папки оказались собраны верно. Молодцы!

 

4.4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Ребята, вы внимательные? Давайте проверим. Если вы  услышите

слово название предмета – присядьте; слово название действия – похлопайте в ладоши, слово название признака – встаньте.

Учитель:  Молодцы. Но чтобы вы ничего не путали и не забывали, робот приготовил вам маленький сюрприз.  (Слайд 10) Найдите папку №1, в ней опорные  схемы. Я думаю, что они обязательно вам пригодятся во время работы.

4. 5. Конкретизация  открытых способов действия.

Учитель:

 Надеюсь, наш робот в порядке (открывает следующий  слайд - на нем надпись)  

Необходимо провести тестирование системы.( слайд 11)

Учитель: Выполненной работы недостаточно, чтобы он успешно функционировал. Сумеем ли мы проверить систему? И что значит тестировать?

Обратимся к словарю(12слайд)

 (Открываем слайд 13. В нем 5 папок с тестами внутри.)

Учитель: Чтобы провести проверку системы, нужно выполнить задания, которые находятся в этих папках №2.

Каждая группа получает свою папку и выполняет полученное задание.

1 группа. 

Алёша проверил орфограмму слабой позиции в слове  з(и, е)ма изменением данного слова  по числу. Запиши, что у него получилось.

_______________________________________________________________________________

2 группа  

Сам Самыч  и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове  д(а,о)ёшь.

 Запиши, какое изменение они использовали.

3 группа

Сам Самыч  и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове  п(а, о)сла (коров)

П-сла - пас

- Это изменение по лицу: Я пасла…. Ты пас, - считает Алеша

- Нет, это изменение по роду,- возразил Сам Самыч.

С кем согласен ты? Докажи и запиши свой ответ. 

П-сла – пас- это изменение _..._____________________________________________________

4 группа

Маша и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове в(и, е)сёлый записав следующие изменения.

В-сёлый, в-сёлая, в-сёлое.

 Какое изменение они выполнили? Удалось ли им выполнить проверку?

В-сёлый, в-сёлая, в-сёлое –это изменения_...______________________________________

5 группа

Маша и Алеша проверяли орфограмму слабой позиции в слове б(о,а)льшой, записав изменения:

Б-льшой, нет б-льшого, рад б-льшому, вижу б-льшого

  Какое изменение они выполняли? Удалось ли им проверить орфограмму?

Б-льшой, нет б-льшого, рад б-льшому, вижу б-льшого – это изменения_....____________

4.6. Выполнение задания - работа в малых группах.

4.7. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия

Учитель: Ребята, положите ручки, давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Группа называет свой ответ (слайды 13-17).  Дети выслушивают товарищей и отмечают свое умение  в карточке.  Если группа выполнила задание правильно,  дети нанизывают бусинку).

  Учитель: Ребята, как вы думаете, все ли изменения одинаково хорошо помогают проверить орфограммы слабых позиций? Это значит, что мы всегда будем писать слова - признаки с пропусками?...

Учитель: Действительно, мы просто что-то ещё не знаем. (Вопрос на доску)

4.8. «Ловушка»

 Учитель: Переходим к тесту 2.  Объединитесь в пары. Приготовьте папку № 3. В ней 4 слова (ветка, кошка, дарю, нарядила). Разделите слова на группы (слайд 18 ).  Возьмите по одному слову и проговорите друг другу изменения своего слова. Определите, какая буква пропущена? Если у вас возникнут трудности, воспользуйтесь карточками - помощниками.

4.9. Выполнение задания - работа в малых группах, в парах  

4.10. Контроль учителя, самоконтроль, рефлексия

Учитель: Кому удалось выполнить изменения? Кому нет?  Какие изменения вы выполнили? Что интересного заметили? Лист. Бусинка.

5.Итог урока

Учитель:

5.1. Ребята, как вы думаете, сумели ли мы выполнить поставленную задачу? Надпись на слайде: Информация систематизирована.  Робот готов продолжить обучение. (слайды 18-19)

5.2. Молодцы.  Сделайте последнюю отметку в листе самоконтроля. На сколько хорошо вы умеете выполнять изменения слов названий предметов, действий и признаков на конец урока? Посмотрите, что у вас получается хорошо, с чем нужно ещё поработать. Мы с Сам Самычем желаем   вам всегда оставаться успешными.

6. Домашнее задание 

Дома выполните изменения, которые вызывали у вас затруднения больше всего. Слова подберите сами.

7.Рефлексия

         Встаньте в круг. Растяните свои ниточки. Посмотрите, какое ожерелье у нас получилось. Это крупинки ваших знаний собрались в один большой успех. Всегда оставайтесь такими же успешными и дружными. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»"

Конспект урока по информатике  и ИКТ "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»" (Горячев)...

План-конспект урока по теме: "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Глагол""

Это урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление постоянных и не постоянных признаков глагола, развитие орфографической зоркости и формирование навыка грамотного письма, а так же работа над кул...

Урок математики в 1 классе. Систематизация знаний по теме «Прибавление и вычитание чисел 1,2».

Урок направлен на организацию деятельности учащхися по закреплению и систематизации знаний случаев сложения и вычитания с числами 1,2....

Конспект урока русского языка "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное".

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Гармония"  с использованием логико-смысловых моделей для обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное"....

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Урок окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории"

В статье представлена технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории". Защита урока была представлена на Всероссийск...