Тема:"Единственное и множественное число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок по русскому языку 2 класс.Тема:"Единственное и множественное число  имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Тема: Единственное и множественное число  имен существительных 

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели урока:

 Содержательная: повторение знаний об единственном  и множественном числе имен сущ.

Деятельностная: формирование умения подбирать проверочные слова с помощью изменения формы числа.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение различать определять число имен сущ.

2.  Развивать умение писать грамотно слова на изученные орфограммы

3. Повторить сведенье об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

4.Развивать орфоэпические навыки.

Развивающие:

  1. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  2. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  3. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  4. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.
  5. Развивать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
  6. Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.
  2. Развивать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

 1. Умение различать определять число имен сущ.

2.   Умение писать грамотно слова на изученные орфограммы

3. Знания  об одушевлённых и неодушевлённых именах сущ.

4.Умение произносить слова в соответствии с  орфоэпические навыки.

Личностные:

  1. Положительное отношение к языковой деятельности.
  2. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

1. Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения;

2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Оборудование: слайды презентации, учебник, распечатки текста (карточка), .

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России).  Стр- 63.

План:

  1.   Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Игра «Внимание»
  1. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

        2.1 Игра «Лови ошибку»

        2.2. Выборочное списывание(работа по карточкам)

        2.3 Орфографическая минутка 

3. Локализация индивидуальных затруднений

         Наблюдение над языковым материалом .

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

            4.1. Формулирование темы урока

            4.2. Формулирование цели урока и задач

5. Этап реализации построенного проекта 

           5.1.Определение  числа имен сущ.

           5.2. Работа у доски (3 предложение)

           Физкультминутка

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

            Подбор проверочного слова с помощью изменения числа

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

            Подбор проверочных слов( упр.109. вторая строка)

 8.Этап включения в систему знаний и повторения

 

           Правописание букв

 9. Этап рефлексии учебной деятельности

           9.1 Рефлексия

           9.2 Домашнее задание

             

                                                                                                     

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лидия Васильевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.  

1.2.Проверка готовности к уроку

-Садится еще рано.

-Я проверю какие вы внимательные .

-Готовы ли вы к уроку?

- Мы  будем  играть с вами.

-Игра называется «Внимание».

1.3.Игра «Внимание»

-Правила игры:

-Если я называю множественное число имени существительного, то вы хлопаете.

-Если я называю единственное число имени существительного, то вы приседаете.

-Тетрадь, ручка, ёлки, сапог, шишки, учебник,

добрый, колючки, собака, ручки, лисы, ворона.

-Ребята, какое слово было первым?

-Какое слово было последним?

-Почему вы не выполнили не какого действия, когда я сказала добрый?

-Какое слово я назвала и в единственном и во множественном числе?

-Молодцы, ребята!

-Вы очень внимательные.

Проверим на сколько внимательны вы будите в следующей игре.

 

Дети настраиваются на работу, играют в игру и отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Пр.1

Л.1

Л.2

2. Этап актуализации и  фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

Задача: повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

2.1.Игра «Лови ошибку»

–Игра называется  «Лови ошибку».

- Я буду читать вам фразы, а вы, если не согласны со мной,  поднимаете руку и исправляете меня.

1. Слово ПРОСТЫНИ употребляется только во множественном числе.

2.Имя существительное изменяется по числам.

3.Имина существительное в единственном числе обозначает два или несколько предметов.

4.При изменении числа имени существительного 

изменяется его форма.

- Молодцы, ребята вы очень внимательны.

-Я желаю, чтобы вы  оставались такими же  внимательные до конца урока.

 2.2. Выборочное списывание(работа по карточкам)

-Ребята, а теперь вы поработаете по одному.

-Каждый за себя.

-  Первому варианту   нужно написать существительные единственного числа, а второму варианту существительное множественного число.

-Подчеркните орфограмму.

ХОлод(ед.ч.) сковал землю.

ДЕревья(мн.ч.) покрыты инеем.(слов. Слово)

С береЗы сыпались снЕжИнки(мн.ч.)

Под нОгами хрустел снег(ед.ч.)

-Ваша задача вставить при необходимости пропущенные буквы.

Что вы вставили?

-Какие орфограммы встретились в предложениях?

 -Поменяйтесь листочками.

-Проверьте товарища, сидящего рядом с вами по эталону на слайде.

- Если всё записано  правильно, поставьте на полях  + , а если были ошибки, то –

- Поднимите руку те, у кого +.

- Остальным я желаю быть внимательнее.

- Верните друг другу листочки.

- Что мы с вами сейчас делали?

- Вы молодцы, вы показали мне, что вы внимательные ребята.

-исправляют ошибки

-нет , простынЯ

-первое слово холод (ед.ч.)

Проверочное слово холодА

(по аналогии проговариваем все слова)

- разделительный мягкий  знак, парные согласные, жи -ши ,парные гласные, словарное слово

-вставляли пропущенные буквы, изменяли форму слова и выписывали единственное и множественное число имени существительного

Фронтальная, индивидуальная

Пр.1

Пр.2

Пр.4

Л.1

Л.2

К.1

К.2

 

Р.1

3. Локализация индивидуальных затруднений

Задача: организация анализа учащимися

возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

  3.Наблюденияе над языковым материалом .

- Ребята, посмотрите на слайд.

- Что вы видите?

Сосны

хлеба

грибы

травы

Сосн

хле…

гри…

тр..ва

  1. По какому признаку слова объединены в группу?

  1. Как связаны между собой слова двух групп?
  2. Это форма или слова однокоренные?

     

     4.Сразу вы это поняли?

5.Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.

6.Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?

     7.Расмотрите первую пару слов.

      8.Можем ли мы утверждать, что слова мн.ч       являются проверочными для слов ед.ч, для 2 столбика?

 

-слова

-1 столбик существительные множественного числа, а второй столбик существительные единственного числа

- это однокоренные слова, одно слово проверяемое другое проверочное.

Нет

-Да, можем.

Фронтальная

Пр.1

Пр.4

Л.1

Р.2

К.1

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

-Как вы думаете какова тема нашего урока ?  

4.2. Формулирование цели и задач урока

- Какую цель мы перед собой поставим?

  - А какие задачи поставим на уроке?

Да мы сегодня будем учится безошибочно определять число имён существительных, образовывать формы ед. и множественного числа, выписывать сущ., писать грамотно, красиво.

- Единственное и множественное число  имен существительных 

- Узнать больше о  имени существительных ед.ч и мн. Ч.

- Безошибочно определять число имён существительных, образовывать формы ед. и множественного числа, выписывать сущ., писать грамотно, красиво.

Фронтальная

П.1

Р.2

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-

5.1.Определение  числа имен сущ.

Ребята, а как определить число имен существительных?

 -Проверим,  смежите ли вы определить число. Посмотрите, какое интересное упражнение.

Прочитайте упражнение.

Что написано?

А в скобках?

 -по вариантом – определить число имен сущ.

1-ЕД.Ч

2-МН.Ч.

1.Не птичка(ед.ч.), а с крыльями(мн.ч.). (Бабочка)

2.Не книжка(ед.ч.), а с листьями(мн.ч.). (Капуста)

5.2. Работа у доски (3 предложение)

3.С хвостом(ед.ч.), а не зверь(ед.ч.), с перьями(мн.ч), а не птица(ед.ч.).(Рыба)

-К доске…

-Как ты оцениваешь свою работу..

Как бы вы его оценили …

-Подчеркните в словах изученные орфограммы.

-Определите, в каком числе употребляются имена существительные.

-Молодцы, ребята!

- Физкультминутка (2раза)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/203000/2/img9.jpg

-нужно определить один предмет или несколько

-загадки

отгадки

 

-форма множественного числа

-форма единственного числа

Фронтальная, индивидуальная

 

 

Пр.1

Пр.2

Пр.4

Л.1

П.1

Р.1

Р.2

К.1

 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Подбор проверочного слова с помощью изменения числа

-Да ребята вы умеете определять число имен существительных, а умеете ли вы подбирать форму числа?

-Проверим!

Посмотрите материал упражнения 109-го

-Почему здесь пропущены буквы ?

-А как проверить безударную гласную в корне слова?

-А можно ли проверить безударную гласную изменив число имени сущ.?

-Давайте проверим ваш ответ!

-Первое слово  (сосна).

-Определите число.

 -Подберите проверочное слово.

 -Посмотрите, как мы должны записать проверочное слово?

- почему( чтобы не ошибиться)

А теперь запишем наше слово  сосна соедините две одинаковых буквы дугой.

Как мы запишем следующее слово? ( по аналогии)

-Для чего дугой выделяем?

 

-( первая строчка)

1.Сосна-сосны,трава-травы,дерево-деревья,письмо-письма,пчела-пчелы.

-Какая форма числа является проверочными для слов первой группы.

-Какая форма числа является проверочным для слов первой группы.

-Молодцы, ребята !

 

- их надо вставить

Надо изменить число имен сущ.

-да

-Ед.ч

-сОсны

-С начало записываем проверочное слово, а затем проверяемое.

-Таким образом, мы показываем, что при изменении числа проверяемая гласная не изменилась.

Фронтальная

Пр.1

Пр.4

Л.1.

Л.2

П.1

Р.1

К.2

К.1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Подбор проверочных слов( упр.109. вторая строка)

Ребята посмотрите строку 2

Что вы заметили?  

Что мы должны сделать , чтобы под проверить слово?.

Дрозд проверочное ,дрозды проверяемое.

Запишите образцы соедините гласные, которые не изменились.

1.Сосна-сосны,трава-травы,дерево-деревья,письмо-письма,пчела-пчелы.

2.Дрозды-дрозд,хлеба-хлеб,грачи-грач, моря-море, грибы-гриб.

Какой вывод мы должны сделать?

-Видите, ребята, как важно уметь подбирать, изменять форму слова от этого зависит ваша грамотность!

 

-работают самостоятельно с проверкой по эталону

-это сущ. Мн.ч.

- изменить число

 

-когда проверяем слово меняется его форма

Фронтальная и индивидуальная

 

Пр.1

Пр.2

Пр.4

Л.1

Л.2

П.2

 К.1

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Правописание букв .

-Посмотрите на слова в упр. 110 .

-На какие группы они распределены?  

1_wwN-pE1CY

-Давайте образуем от существительного 1 группы форму единственного  числа.

-Какая орфограмма в этом слове как проверить слово..- лебеди

-Какие буквы вы написали, в конце каждого слова, подчеркните орфограмму.

Как вы проверяли эти написание ( меняли форму числа)

-одушевлённые (кто)

-неодушевлённые (что)

Меняли форму числа

 Фронтальная

Пр.1

Пр.2

Пр.3

Пр.4

Л.1

Л.2

П.1

К.1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия

-Зачем нужно уметь образовывать формы единственного и множественного числа

- Ребята, наш урок подошёл к концу.

-Я очень рада вашей работой на уроке.

- Какова была цель урока?

-Достигли мы с вами цели?

-Какими вы были для того, чтобы достичь нашей цели?

Что нового мы узнали на уроке об им суще ед.ч и мн. ч..

- Оцените, пожалуйста,  свою работу на уроке по руке.

9.2. Домашнее задание

-они могут быть проверочными

Фронтальная

П.1

П.2

К.2

Х…лод сковал землю. Д…ревья   покрыты инеем. С бере…ы сыпались сн…ж…нки. Под н…гами хрустел снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и мн...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные...

Русский язык 2 класс. Тема: Единственное и множественное число существительных.

Тема: Единственное и множественное число существительных....