Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
В 4 «Б» классе
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ «Дивеевская СОШ»
Калинина Галина Николаевна
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Цель: развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Задачи:
- создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов;
- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
- учиться ставить учебные задачи;
- систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
- научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;
- учиться контролировать и оценивать себя.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
- Организационный момент
- Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Встаньте ровно, распрямитесь
И друг другу улыбнитесь.
Поприветствуйте гостей
И начнём урок скорей!
- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.
- Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
2) Минутка чистописания
Км ксм ос мс вт ав Г Г Г
- Что объединяет соединения букв на первой строке?
- Какое слово можно составить?
- Подберите родственные слова. (Космос, космонавт, космический, космодром).
- Кто знает, в каком году состоялся первый полёт человека в космос? (1961г.)
3) Словарная работа
- Прочитайте группу слов на доске.
Гонит, читает, прыгает, моет, доказывает, дышит, сверкает, машет, чинит, пилит, стелет, говорит.
- Что общего у этих слов?
- На какие две группы можем разделить эти слова?
- Вспомните алгоритм определения спряжения глаголов.
1.Поставить глагол в н.ф.
2.Посмотреть на что оканчивается глагол- если на ить, то это глагол 2 спр.
( называют глаголы исключ.)– если на еть, ать, оть, уть, ять, ыть, то это глагол 1 спр. ( искл.-брить, стелить)
- Запишите слова в 2 группы.
- Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемой ситуации
-Прочитайте запись на доске.
Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки.
-Является ли данная запись текстом? Почему?
-Определите тему текста?
-Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте?
- Что общего у слов с пропущенными буквами.
- Вставьте пропущенные буквы и объясните, почему вставили именно эти буквы.
-Какое слово вызвало затруднение и почему. ( распускает)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения.)
- Работа по теме урока
1. - Для того, чтобы верно написать окончание глагола распускает давайте обратимся к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»(приложение 1).
- Рассмотрите таблицу. Какие признаки глаголов указаны в таблице?
1 спряжение | 2 спряжение |
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют. | –ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят. |
-Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.? 3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. Д
-Какие признаки глагола распускает вы должны знать, чтобы определить по данной таблице его окончание.
- В таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение.
- Для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать в глаголе распускает, нужно определить его число, лицо, спряжение.
- Определяют, что это глагол 1 спряжения в форме 3 лица, единственного числа. По таблице узнают, что у глаголов 1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание – ет.
- Физкультминутка
Руки вверх, перед собой!
Вправо, влево головой!
А теперь вперед, назад!
Отдохнуть ты будешь рад!
Руки в стороны веди
И руками покрути.
Потянулись и вздохнули.
Мы вдыхаем-выдыхаем,
И к уроку приступаем.
- Самостоятельная работа самопроверкой
Работа на карточках.
Задание 1: подберите и запишите в тетрадь синонимы к данным глаголам в форме 2 лица, единственного числа.
Сиять, браниться, бросать, гореть, громыхать, вернуть, доверять, мёрзнуть, беречь, возражать, торопится.
Задание 2: Спиши в тетрадь, в скобках укажи спряжение. Поставь глаголы в форму 2 лица единственного числа, напиши правильно окончания.
Сверкать ( ), ругать ( ) , кидать ( ), пылать ( ), грохотать ( ), возвращать ( ) , верить ( ) , зябнуть ( ) , хранить ( ) , спорить ( ) , спешить ( ) .
Задание 3: Спиши, определи спряжение глагола и напиши правильно окончание.
Сверка шь ( ), руга шь ( ), кида ешь ( ),
пыла ешь ( ), грохоч шь ( ), возвраща шь ( ),
вер шь ( ), зябн шь ( ), хран шь ( ),
спор шь ( ), спеш шь ( ).
- Работа по учебнику
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 100, упражнение 200. Что нужно сделать?
- Давайте прочитаем памятку все вместе, по цепочке.
- Как определить безударное личное окончание глагола?
- Итак, я предлагаю вам обобщить эти знания в более сжатый алгоритм:
1.Определи время, лицо и число глагола.
2.Поставь глагол в начальную форму, определи его спряжение. Посмотри, не является ли глагол исключением.
3. Вспомни окончания данного спряжения в нужном лице и числе, запиши окончание.
- Обратите внимание на то, что безударные личные окончания глаголов – это орфограмма. Ее нужно выделять, как и все остальные орфограммы.
Пользуясь этим алгоритмом, выполним задание 202 и 203 на доске и в тетради.
- Рефлексия деятельности
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте облако голубым цветом.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте облако фиолетовым цветом.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, раскрасьте серым цветом.
- Покажите свои облака. Молодцы!
- Подведение итогов урока
- Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?
- Добились ли вы цели, которую ставили для себя на урок?
– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....
- Мне нравится (1)