Открытый урок по чтению
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: А. Пушкин. «Осень» (отрывок); М. Лермонтов. «Осень»; А.К Толстой. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад..».
Цель урока: Знакомство с произведениями русских поэтов об осени. Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»
Задачи:
- Познакомить со стихами об осени русских поэтов и обобщить знания детей об осени.
- Развивать речь детей и выразительность чтения.
- Воспитывать любовь к природе, уметь видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Организационный момент.
Хорошая книга привыкла к почтенью.
И тот получает пятерки по чтенью,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки как старших, привык уважать. Садитесь.
- Ребята, если у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку, поднимите красный листочек, если вам безразлично- желтый, и если вы тревожитесь, все ли у вас получится- зеленый.
Речевая разминка.
- Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...(Листопад)
- На листочках прочитайте строчки про себя. Какой звук передает шуршание осенней листвы? (ш) Покажите при чтении как шуршат листья.
- Скажем быстро и четко скороговорку. (подчеркнутые слова менять, радостно, грустно)
Под ногами в листопад листья желтые лежат и шуршат, шуршат, шуршат.
- Отгадайте загадки. О каком времени года загадки?
- Густым туманом стелется
Дождем промозглым делится
И зябко с ней и хлопотно
В душе тоска и холодно. (осень)
- Какая здесь описывается осень? (дождливая, холодная, тоскливая)
- Вашим домашним заданием было изобразить золотую осень.
- А может кто-то из вас и нарисовал дождливую, холодную осень?
(рисунки)
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Зажгла огней рябиновый костер. (осень)
- А здесь какая осень? (яркая, разноцветная)
- А кто изобразил на своих рисунках именно такую осень?(рисунки)
- Загадки и рисунки у нас об одном времени года, но одинаковая ли в них осень? Нет. Александр сергеевич Пушкин писал об осени «Довольно скучная пора», а Николай алексеевич Некрасов сказал в одном из своих стихов «Славная осень».
- О чем же будем говорить? Какая тема нашего урока?
- На уроке нас ждет встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых тоже рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена?
- Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству поэтов об осени и должны ответить: Осень! Унылая пора или очей очарование?
- Вы сегодня постараетесь решить этот вопрос, доказывая друг другу свою правоту с помощью цитат из произведений об осени.
Постановка целей урока.
- А цели, какие поставим на уроке?
1. Познакомиться со стихотворениями об осени русских поэтов.
2. Научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
3. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.
4. Развивать речь и выразительность чтения
- Откройте уч. на стр. 105
- Стихотворения А. Пушкина , М. Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, и Н.А. Некрасова были написаны в разное время. Каждый видел и описывал природу по–своему, но что-то роднит все эти стихи Что? Попробуйте догадаться сами (самостоятельное чтение стихов)
- Попробуйте при чтении увидеть картины, которые поэты рисовали словами. Почувствуйте настроение каждого стихотворения.
Работа со стихотворением во время чтения.
- Какое стихотворение кому больше понравилось?
- Чем, по–вашему похожи все эти произведения? Что в них общего?
(стихи, об осени, любовь к осени)
Словарная работа.
- Много можно услышать, увидеть, почувствовать, если быть внимательным к словам поэта. Попробуем это сделать.
Как понимаете слова…
багрец – багряный, темно – бордовый цвет листьев,
сень– лиственный покров деревьев, в листьях,
мгла – серое, неясное как в тумане небо,
бор- сосновый лес
тускл – не яркий,
долина – поле, луг,
поникши-становиться вялым, увядать
поневоле-вопреки желанию, не зависимо от него.
ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву
ядреный – бодрящий, освежающий,
студеный – холодный,
поблёкнуть – потемнеть, выцвести,
Работа со стихотворение после чтения
1. - Начнем читать в той последовательности в какой осень покоряет природу. - Какое стих. о начале осени? ( А.С. Пушкин)
- Какова тема стихотворения?(красота природы, восхищение ею)
- Много эпитетов, прилагательных, найдите.
- Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно-синяя.)
- Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою.)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.)
— Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова, образы передают грусть, тоску? (Унылая пора, увяданье, седой зимы у грозы.)
— А восхищение, радость? («Очей очарованье», «прощальная краса».)
— В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворение. Какому неживому явлению придаются, приписываются человеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса).
- Как вы понимаете последнюю строчку? (Скоро станет холодно, выпадет снег, будут дуть холодные ветры.)
— Какое короткое, образное выражение «седой зимы угрозы», а сколько картин оно рисует!
- Как надо читать это стихотворение? (радостно)
- Какое бы вы предложили свое название этому стихотворению.
2. - Какое стихотворение о середине осени? По каким приметам вы догадались?
- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)
- Что мы ощущаем при чтении? (грусть)
- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)
- - Что произошло с елями? (поникли)
- - Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”? (жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)
- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)
- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)
- Почему месяц тусклый? (туман, небо в тучах)
3.- В каком стихотворении говорится о том, что уже и орехи в лесу собраны и цветы не цветут, нет грибов и ягод. Вот почему сад стал бедным.
- Сравним строки М.Ю. Лермонтова и А. К. Толстого
Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
Листья пожелтелые по ветру летят;
- Созвучие. Два разных поэта практически одинаковыми словами передают движение листьев.
-Чем любуется поэт? Кисти –ярко- красные вянущих рябин.
4 - Какое стихотворение о поздней осени? (Н. Некрасова)
- Подобрать синоним к слову Славная- чудесная, отличная превосходная.
- Нравится ли Н.А Некрасову осень?
-Какими словами автор описывает воздух? Ядрёный в данном случае какой?
(Свежий, чистый, морозный.)
-Как по стихотворению можно догадаться, что лес уже скинул листву?
(У леса постель)
- С чем сравнивается лёд? Лёд, как тающий сахар
- Опавшие листья? Листья, как ковёр.
- Как называется такой приём в литературе? (сравнение)
- Для чего поэты используют эти приемы?(ярче, красочнее описать природу)
- Вы тоже старайтесь в своей речи использовать сравнения и олицетворения и ваша речь станет ярче и образнее.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки - в стороны),
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо – влево),
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
Групповая работа
А теперь мы разделимся на группы, (по рядам) получим задания и выполним их. Работайте дружно, слушайте друг друга.
У каждой группы свое задание. Вы должны заполнить таблицы и сделать по ним вывод.
1группа
Нравится ли поэтам осень, соедините стрелочками.
Автор стихотворения | Отношение автора к осени |
А. Пушкин М. Лермонтов А. Толстой Н. Некрасов А. Майков | Нравится осень Грустит с приходом осени |
Выберите верное утверждение.
- Большинство поэтов любили осень и писали о ней свои стихи.
- Большинство поэтов не любили осень.
Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.
2 группа
О какой поре осени стихи поэтов, соедините стрелочками.
Автор стихотворения | Периоды осени |
А. Пушкин М. Лермонтов А. Толстой Н. Некрасов | Ранняя осень (сентябрь) Середина осени (октябрь) Поздняя осень (ноябрь) |
Выберите верное утверждение.
- Русские поэты описывали только раннюю осень.
- Русские поэты описывали только середину осени.
- Русские поэты описывали все периоды осени.
- Русские поэты описывали только позднюю осень.
Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.
3 группа
Много ли авторы используют прилагательных в своих стихах? Соедини стрелочками.
Автор стихотворения | Количество прилагательных |
А. Пушкин М. Лермонтов А. Толстой Н. Некрасов А. Майков | Много прилагательных Мало прилагательных |
Выберите верное утверждение и продолжи.
- Русские поэты в своих стихах использовали много прилагательных для того, чтобы …...
- Русские поэты в своих стихах мало использовали прилагательных, потому, что……..
Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.
- Какой общий вывод мы можем сделать?
Вывод: Большинство поэтов любили осень и писали о ней свои стихи. Русские поэты описывали все периоды осени. Они в своих стихах использовали много прилагательных для того, чтобы украсить ими свое стихотворение.
Обобщение по разделу. (фронтальная работа)
- Мы сегодня заканчиваем читать раздел об осени. Давайте вспомним все произведения, которые мы о ней читали.
1.По цитате назвать произведение.
- Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит. (Некрасов)
- Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетавшие лес были видны далекие облака и синий густой воздух. ( К. Паустовский «Барсучий нос»
- Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли. ( Ф Тютчев «Листья»
- Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К Бальмонд «Осень»)
- Залегли в теплые берлоги лежебоки – медведи, свернувшись в клубочек и заснули колючие ежи. ( И. Соколов - Микитов «Листопадничек»)
Вывод:
- Осень разная: яркая и разноцветная, серая и холодная. Осень – красавица, волшебница, чародейка. В народе про осень говорят: осень погод восемь. Она каждому из нас интересна чем - то своим. И только вам решать любить её или грустить с её приходом.
А я считаю, что
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать.
То, что нам назначено природой,
Надо благодарно принимать.
Итог урока.
- Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?
- Какое стихотворение понравилось больше всего, почему?
- Какие приемы используют поэты для передачи настроения, осенних картин? (Сравнение, эпитеты, олицетворения.)
- Как же мы решим, что такое осень: унылая пора или очей очарованье?
- И в подтверждение этого я хочу прочитать стихи гениального русского поэта А. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса!
- Вы можете сходить в библиотеку и почитать книги об осени.
Дом задание
- Наизусть одно из стихов
- Сочините свое четверостишие об осени (по желанию)
Осень. Осень. Осень. Слышится где – то вдали
Осень. Осень. Осень. Короче становятся дни.
Рефлексия
Урок заканчивается. За это время у нас выросли 3 осенних удивительных дерева, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок был для вас полезен, и вы хорошо работали, приклейте –зеленый листочек, урок интересный, я принимал в нем активное участие, было комфортно. Приклейте- желтый. Пользы от урока получил мало, мне было неинтересно, приклейте- красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)
Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...
Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».
Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....