Открытый урок по чтению
план-конспект урока по русскому языку

Ермолова Оксана Ивановна

Открытый урок "А.С. Пушкин, М. Лермонтов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_osen.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. Пушкин. «Осень» (отрывок); М. Лермонтов. «Осень»; А.К Толстой. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад..». 

Цель урока: Знакомство с произведениями русских поэтов об осени. Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»

Задачи:

  1. Познакомить со стихами об осени русских поэтов и обобщить знания детей об осени.
  2. Развивать речь детей и выразительность чтения.
  3. Воспитывать любовь к природе, уметь видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы. 

Ход урока

Организационный момент.

Хорошая книга привыкла к почтенью.

И тот получает пятерки по чтенью,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки как старших, привык уважать. Садитесь.

- Ребята, если у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку, поднимите красный листочек, если вам безразлично- желтый, и если вы тревожитесь, все ли у вас получится- зеленый.

Речевая разминка.

- Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...(Листопад)

- На листочках прочитайте строчки про себя. Какой звук передает шуршание осенней листвы? (ш) Покажите при чтении как шуршат листья.

- Скажем быстро и четко скороговорку. (подчеркнутые слова менять, радостно, грустно)

Под ногами в листопад листья желтые лежат и шуршат, шуршат,  шуршат.

- Отгадайте загадки. О каком времени года загадки?

- Густым туманом стелется

Дождем промозглым  делится

И зябко с ней и хлопотно

В душе тоска и холодно. (осень)

 - Какая здесь описывается осень? (дождливая, холодная, тоскливая)

- Вашим домашним  заданием  было изобразить золотую  осень.  

- А может кто-то из вас  и нарисовал дождливую, холодную  осень?

(рисунки)

- Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

Зажгла огней рябиновый костер. (осень) 

-  А здесь какая осень? (яркая, разноцветная)

- А кто изобразил на своих рисунках именно такую осень?(рисунки)

- Загадки и рисунки у нас об одном времени года, но одинаковая ли в них осень? Нет. Александр сергеевич Пушкин писал  об осени «Довольно скучная пора»,  а Николай алексеевич Некрасов  сказал в одном из своих стихов «Славная осень».

- О чем же будем говорить? Какая тема нашего урока?

- На уроке нас ждет встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых  тоже рисует  свою осень. Кто они? Прочитайте их имена?

- Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству поэтов об осени и должны ответить: Осень! Унылая пора или очей очарование?

- Вы сегодня постараетесь решить этот вопрос, доказывая друг другу свою правоту с помощью цитат из  произведений об осени.

Постановка целей урока.

- А цели, какие  поставим на уроке?

1. Познакомиться со стихотворениями об осени русских поэтов.  

2. Научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

3. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

4.  Развивать речь и  выразительность чтения

- Откройте уч. на стр. 105

- Стихотворения А. Пушкина , М. Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, и Н.А. Некрасова были написаны в разное время. Каждый видел и описывал природу по–своему, но что-то роднит все эти стихи Что? Попробуйте догадаться сами (самостоятельное чтение стихов) 

- Попробуйте при чтении увидеть картины, которые поэты рисовали словами. Почувствуйте настроение каждого стихотворения.

 Работа со стихотворением во время чтения.

- Какое стихотворение кому больше понравилось?

- Чем, по–вашему похожи все эти произведения? Что в них общего?

(стихи, об осени, любовь к осени)

Словарная работа.

- Много можно услышать, увидеть, почувствовать, если быть внимательным к словам поэта. Попробуем это сделать.

Как понимаете слова…

багрец – багряный, темно – бордовый цвет листьев,

сень– лиственный покров деревьев,  в листьях,  

мгла – серое, неясное  как в тумане небо,

бор- сосновый лес

тускл – не яркий,

долина – поле, луг,

поникши-становиться вялым, увядать

поневоле-вопреки желанию, не зависимо от него.

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву

ядреный – бодрящий, освежающий,  

студеный – холодный,  

поблёкнуть – потемнеть, выцвести,

Работа со стихотворение после чтения

1. - Начнем читать в той последовательности в какой осень покоряет природу. - Какое стих. о начале осени? ( А.С.  Пушкин)

- Какова тема стихотворения?(красота природы, восхищение ею)

- Много эпитетов, прилагательных, найдите.

- Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно-синяя.)

-  Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою.)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.)

— Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова, образы передают грусть, тоску? (Унылая пора, увяданье, седой зимы у грозы.)

А восхищение, радость? («Очей очарованье», «прощальная краса».)

В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворение. Какому неживому явлению придаются, приписываются человеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса).   

-   Как вы понимаете последнюю строчку? (Скоро станет холодно, выпадет снег, будут дуть холодные ветры.)

Какое короткое, образное выражение «седой зимы угрозы», а сколько картин оно рисует!

- Как надо читать это стихотворение? (радостно)

- Какое бы вы предложили свое название этому стихотворению.

2.  - Какое стихотворение о середине осени? По каким приметам вы догадались?

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)

- Что мы ощущаем при чтении? (грусть)

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)

- - Что произошло с елями? (поникли)

- - Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”? (жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

- Почему месяц тусклый? (туман, небо в тучах)

3.-  В каком стихотворении говорится о том, что уже и орехи в лесу собраны и цветы не цветут, нет грибов и ягод. Вот почему сад стал бедным.

- Сравним строки М.Ю. Лермонтова и А. К. Толстого

Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

Листья пожелтелые по ветру летят;

- Созвучие. Два  разных поэта практически одинаковыми словами передают движение листьев.

-Чем любуется поэт?  Кисти –ярко- красные вянущих рябин.

 4  - Какое стихотворение о поздней осени? (Н. Некрасова) 

- Подобрать синоним к слову Славная- чудесная, отличная превосходная.

- Нравится ли Н.А Некрасову осень?

-Какими словами автор описывает воздух? Ядрёный в данном случае какой?

(Свежий, чистый, морозный.)

-Как по стихотворению можно догадаться, что лес уже скинул листву?

(У леса постель)

- С чем сравнивается лёд? Лёд, как тающий сахар

- Опавшие листья? Листья, как ковёр.

- Как называется такой приём в литературе? (сравнение)

- Для чего поэты используют эти приемы?(ярче, красочнее описать природу) 

- Вы  тоже старайтесь в своей речи использовать сравнения и олицетворения и ваша речь станет ярче и образнее.

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки - в стороны),
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо – влево),
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Групповая работа

А теперь мы разделимся на группы, (по рядам) получим задания и выполним их.  Работайте дружно, слушайте друг друга.

У каждой группы свое задание. Вы должны заполнить таблицы и сделать по ним вывод.

 1группа

Нравится ли поэтам осень, соедините стрелочками.

Автор стихотворения

 Отношение автора к осени

А. Пушкин

М. Лермонтов  

А. Толстой

 Н. Некрасов  

А. Майков

 Нравится осень

Грустит с приходом осени

 Выберите верное утверждение.        

  • Большинство поэтов любили осень и писали о ней свои стихи.
  • Большинство поэтов не любили осень.

Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.

2 группа

 О какой поре осени стихи  поэтов, соедините стрелочками.

Автор стихотворения

Периоды осени

А. Пушкин

М. Лермонтов  

А. Толстой

 Н. Некрасов  

Ранняя осень (сентябрь)

Середина осени (октябрь)

Поздняя осень (ноябрь)

 Выберите верное утверждение.

  • Русские поэты описывали только  раннюю осень.
  • Русские поэты описывали только середину осени.
  • Русские поэты описывали все  периоды осени.
  • Русские поэты описывали только  позднюю осень.

Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.

 3 группа

Много ли авторы используют прилагательных в своих стихах? Соедини стрелочками.

Автор стихотворения

Количество прилагательных

А. Пушкин

М. Лермонтов  

А. Толстой

 Н. Некрасов  

А. Майков

Много прилагательных

Мало прилагательных

Выберите верное утверждение и продолжи.

  • Русские поэты в своих стихах использовали  много прилагательных для того, чтобы  …...
  • Русские поэты в своих стихах мало использовали  прилагательных,  потому, что……..

Выберите человека, который будет отвечать на вопросы учителя.

- Какой общий вывод мы можем сделать?

Вывод: Большинство поэтов любили осень и писали о ней свои стихи. Русские поэты описывали все  периоды осени. Они в своих стихах использовали  много прилагательных для того, чтобы  украсить ими свое стихотворение.

Обобщение по разделу. (фронтальная работа)

 - Мы сегодня заканчиваем читать раздел об осени. Давайте вспомним все произведения, которые мы о ней читали.

1.По цитате назвать произведение.

  • Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит.  (Некрасов)
  • Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетавшие лес были видны далекие облака и синий густой воздух. ( К. Паустовский «Барсучий нос»
  • Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли. ( Ф Тютчев «Листья»
  • Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К Бальмонд «Осень»)
  • Залегли в теплые берлоги лежебоки – медведи, свернувшись в клубочек и заснули колючие ежи. ( И. Соколов  - Микитов «Листопадничек»)

Вывод:

- Осень разная: яркая и разноцветная, серая и холодная. Осень –   красавица, волшебница,  чародейка.  В народе  про осень говорят: осень погод восемь. Она каждому из нас  интересна чем - то своим. И только вам решать любить её или грустить с её приходом.

 А я считаю, что

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать.

То, что нам назначено природой,

Надо благодарно принимать. 

Итог урока.  

- Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?

-  Какое стихотворение понравилось больше всего, почему?

- Какие приемы используют поэты для передачи настроения, осенних картин? (Сравнение, эпитеты, олицетворения.)

- Как же мы решим, что такое осень: унылая пора или очей очарованье?

-  И в подтверждение этого я хочу прочитать стихи гениального русского поэта А. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса!

- Вы можете сходить в библиотеку и почитать книги об осени.

Дом задание 

  • Наизусть одно из стихов
  • Сочините свое четверостишие об осени (по желанию)

Осень. Осень. Осень. Слышится где – то вдали

 Осень. Осень. Осень. Короче становятся дни.

Рефлексия

Урок заканчивается. За это время у нас выросли 3 осенних удивительных  дерева, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок был для вас полезен, и вы хорошо работали, приклейте –зеленый  листочек, урок интересный, я принимал в нем активное участие, было комфортно. Приклейте- желтый. Пользы от урока получил мало, мне было неинтересно, приклейте- красный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)

Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...

Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...