Урок русского языка в 4 классе тема "I и II спряжение глаголов настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Материал направлен на развитие умения распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagolov_nast_vremeni_2018.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
12.04.18. Открытый урок в 4 классе
Тема урока. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.
Цели:
-обучающая: ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
-развивающая: Развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает - прыгать); развивать память, мышление.
развитие интереса к родному языку средствами предметного содержания;
-воспитательная : воспитание культуры учебного сотрудничества, грамотность письма, выразительность речи.
Средства обучения: учебник, карточки, мультимедийная презентация.
Ход урока
- Организационный момент
2. Актуализация знаний. Мотивация
-Улыбнитесь. Садитесь.(Слайд 1)
-Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились? (Глаголы?) (Слайд)
- Что вам известно о глаголе: ( часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать, что сделать, что будет делать и т.д.)
-Глаголы имеют начальную форму (Неопределённая форма глагола это начальная форма, неизменяемая, не указывает на число, на время глагола).
-глаголы изменяются по временам бывают настоящего, будущего и прошедшего времени.
-глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются)
- Как определить лицо глагола ( по местоимению которое можно подставить к глаголу)
- Назовите местоимения 1 лица (я,мы), 2 лица (ты, вы), 3 лица (он, она, оно, они)
Прочитайте глаголы : (понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, строю, поливаем, растите, рассказывает, складываешь, страдают).
- определите лицо и число глаголов. Распределите их по группам в зависимости от числа и лица, запишите.
- Сколько групп у вас получилось? (Шесть)
Проверьте себя, оцените свою работу.
- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)
- Как вы думаете почему? (Ответы детей)
- Сформулируйте задачи урока . (Узнать от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать)
3. Работа по теме урока.
Обратите внимание на экран, какую особенность вы заметили в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени, сделайте анализ и выводы.
I спряжение II спряжение
-ешь (-ёшь) -ишь
Ет,(-ёт) -ит
Ем, (-ём) -им
Ете, (-ёте) -ите
-ут, (-ют) -ат, (-ят)
- По какому признаку глаголы делятся на I и II спряжение? (По личным окончаниям)
- Прочитаем таблицу спряжения глаголов на (стр 88).
- Вернемся к нашим глаголам, определите спряжение глаголов: понимаю, строю? (Проблемный вопрос)
- Нам поможет алгоритм определения спряжения глаголов. (Слайд)
1. Поставим глагол Понимаю в неопределенную форму (понимать), глагол имеет гласную а перед ть, значит глагол понимаю - I спряжения,
2. Поставим глагол Строю в начальную форму (строить), глагол имеет гласную и с ть, значит глагол строю – II спряжения.
- Проблемную ситуацию мы разрешили? (да)
- Значок спряжения обозначается римскими цифрами I и II с добавлением букв спр.
Упр 181 стр 88
-Работаем парами (Устно)
- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?
( Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)
Но не все глаголы русского языка с такими окончаниями относятся к тому или иному спряжению, есть глаголы исключения, их нужно запомнить, с ними мы познакомимся чуть позднее.
IV. Физминутка.
- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём).
Дружно встанем! (1 спряжение)
Глубоко вздохнем (1спр),
Медленно выдыхаем (2 спр, исключение),
Похлопаем в ладоши (1 спр),
Тихонько потопаем (1 спр),
Глазками быстро, быстро поморгаем (1 спр),
Вдаль в окно посмотрим ( 2спр исключение),
А теперь красиво сядем (1 спр).
V. Первичное закрепление.
- А достаточно ли знать правило, что у глагола 2 спряжения?
( Нет. Мы должны применить на практике.)
- Сейчас вы поработаете в парах.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 50, упражнение 113
_ Прочитайте задание. (Про себя, а затем вслух)
Возникают вопросы, затруднения по заданию к упражнению?
-1 вариант спрягает слово – верну
2 вариант спрягает слово - спешу
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание вашего товарища, сверяясь с образцом. Оцените работы карандашом, пользуясь критериями:
5 – без ошибок
4 – 1-2 ошибки
3 – 3-4 ошибки
! – больше 4 ошибок
Оценку 2 ставить не будем, так как это новый материал, на следующих уроках будем дальше продолжать учиться определять спряжение.
Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
6. Закрепление изученного.
- Упр 114 в рабочей тетради выполните самостоятельно.
- Проверка (читают по цепочке).
VI. Рефлексия (работа по карточкам)
Продолжаем практиковаться в умении определять спряжение глаголов
Сейчас вы поработаете в карточках. Даны глаголы, определите их спряжение.
Ползет(1 спр), поет(1 спр), берете(1 спр), шалить( 2 спр), хвалит (2 спр)споем(1 спр), говорим(2 спр), клюют(1 спр), грустите(2 спр), ругаются(1 спр), спросишь(2 спр), балуется(1 спр).
Вам нужно рядом с глаголами написать спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (уметь ставить глагол в начальную форму, и смотреть на гласную)
VII. Итог урока.
- Какую учебную задачу перед собой ставили?
(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
- Закончите предложения:
-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….
-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….
Самооценка
Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда :
было интересно:
было трудно/легко:
справился с заданиями / не справился:
выполнял задания сам / нуждался в помощи
VIII. Домашнее задание-
На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.88, вы можете опираться на схему.
И выполните упражнение 182 на странице 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего времени единственного и множественного числа".
Презентация разработана для учёта знаний в 4 классе по теме "Глагол"...
Урок русского языка 4 класс Тема «Понятие о спряжении глагола."
Этот урок построен на основе ФГОС....
Презентация к уроку русского языка для 4 класса "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени" УМК "Школа России"
Презентация к уроку русского языка для 4 класса УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: I и II спряжение глаголов настоящего времени
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...
Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"
В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....