«Имя существительное – как часть речи. Номдар. Обобщение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бигаева Мадина Викторовна

Цель урока:

  • систематизировать знания детей об имени существительном;
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении;
  • умение находить имена существительные в тексте.

 

Задачи урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе урока формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому и осетинскому языку

учителя начальных классов

МБОШИ им.И.К.Каниди

Бигаевой М.В.

Тема урока: «Имя существительное – как часть речи. Номдар. Обобщение»

Цель урока: 

  • систематизировать знания детей об имени существительном;
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении;
  • умение находить имена существительные в тексте.

Задачи урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе урока формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент. Организацион хай.

Ахуыргæнæг: Уа райсом хорз, сывæллæттæ.

Учитель: Доброе утро!

Ахуыргæнæг: Акæсæм ма рудзынгай  æмæ мын зæгъут, цавæр афæдзы афон у?

Сываллатта: Зымæг.

Ахуыргæнæг:  Цæмæй бæрæг у, зымæг у, уый? 

Сываллатта: Уары мит, фæуазал и, бæлæстæ сты бæгънæг.

Ахуыргæнæг: Абоны урок, чи зоны, иннæ уроктæй чысыл хицæн кæндзæн, цæмæй, уый уæхæдæг фæстæдæр банкъардзыстут. Уæ дзуаппытæн аргъ кæндзыстут ахуыргæнæджы бæсты æмæ куыд бакусат, уымæ гæсгæ уæхæдæг æвæрдзыстут бæрæггæнæнтæ.

Учитель: Ребята, желаем, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы открыли что-то новое на уроке. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке

Учитель: Дети, посмотрите на слайд, что вы там видите?

Дети: Государственная символика РФ и РСО-А

Учитель: Что такое символ?

Дети: Символ – это условный знак или изображение.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих гербах?

Дети: Герб РФ. Герб — эмблема государства. Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство. Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну девятую часть земной суши, её территория превышает  17  миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Орёл широко распростёр свои крылья на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе. В самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея. Маленький герб со всадником — герб Москвы, столицы нашего государства.

Дети: Герб РСО-А. Герб Республики Северная Осетия - Алания представляет собой круглый щит с золотым барсом на фоне горной цепи голубого цвета. Барс (леопард) изображен в спокойной, но в настороженной позе. На теле на белом фоне черные пятна. Живот - белого цвета, без пятен. Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта место проживания осетин. Второй компонент герба - символ барса.

Ахуыргæнæг: Уада, цы хуыйны ацы цæрæгой?

Сываллатта:  Ирыстоны гербыл цы цæрæгой ис, уый у стай . Нысан кæны ныфс, хъару, тых, фæлæ сæйрагдæр та сæрыстырдзинад.

Ахуыргæнæг:  Стай хаст арцыдис Сырх чиныгмæ?

Учитель:  Дети, почему мы выбрали эти две символики?

Дети: Мы, наверное, будем говорить на осетинском и русском языках.

Учитель: Да, верно! Сегодня необычный  урок.  Как вы видите  перед вами сегодня  2  учителя: учитель  русского  и  осетинского  языка.  

Учитель: Овладеть языком непросто, так как необходимо запоминать большое количество слов и терминов. Ребята, как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково и  объединяет их? Прочитайте слова, какая особенность объединяет их?

  • Книга, сон, мечта, птица, мама.
  • Каркдон, мад, сываллон, афон, нана.

Трудно ответить? Вот мы и попытаемся на уроке это понять.

2.Сообщение темы и цели урока. Словарная работа.

     Урочы тема раргом канын. Дзырдуатон куыст.

Учитель: Зайцы, птицы и часы

Самолеты, топоры

Пальмы, роботы, кометы

Называются ….

                    предметы

-Ах какие все слова восхитительные, называются они…

             существительные

На доске:  М.рковь, в.робей, уч.ник, к.рабль, п.тух.

- Прочитайте слова. Что общего? (это всё словарные слова) Вставим  пропущенные буквы. Задайте вопросы  к данным словам!

- Так о чём мы будем говорить на уроке?  (тема урока – имена существительные)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

Ахуыргæнæг: Уыры.ы, сыр..онцъиу, ч.ныг,  нау, уас.г.

Ахуыргæнæг: Цавар фарстата домынц ацы дзырдта?

Загъут ма, ирон авзаджы фарстата чи? ама цы? Цавар предметтам даттам?

Сываллатта: Ирыстоны царджытам адаймагай кадджындар ничи и ама сам даттам фарта чи?

Ахуыргæнæг: Уада мын чи загъдзанис, цавар ныхасы хайы тыххай дзурлзыстам абоны урочы?

Сываллатта: Абон мах ныхас кандзыстам номдарты тыххай.

Ахуыргæнæг: Цы уы номдар?

Сываллатта: Номдар у ныхасы хай, амоны предмет ама дзуапп датты фарстатан чи? ама цы?

3.Физ мин.

4.Работа по теме. Армагыл бакуыст.

Самостоятельная работа. Хибарай бакуыст.

     Пушистый снег укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый заяц. Блестит на солнце яркая шубка рыжей лисицы. Стучит по стволу дерева дятел.

Задание: Найдите имена существительные, задайте к ним вопросы.

     Рæсугъд у Ирыстоны æрдз. Нæ хæхтæ сты бæрзонд. Хъæздыг сты нæ хъæдтæ. Ирыстоны быдыртæ сты кæрдæгджын. Дзæуджыхъæуы цæуы сыгъдæг цæугæдон Терк.

Хас: Тексты ссарын номдарта ама сын фарстыта раттын.

Вывод: Имена существительные в русском и осетинском языках  обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?

Хатдзаг: Номдар

5.Работа в парах.

1.        деревней, Белая, над, кружила, вьюга.

_______________________________________________________

2.        ахстатта, Сываллатта, цъиутан, саразтой.

______________________________________________________

Задание: Составить предложение из данных слов. Найти главные члены предложения.

Вывод: Русском и в осетинском языках есть главные члены предложения.

6.Игра. Хъазт. Корзина с предметами.

Ахуыргæнæг: Абон нам уазагуаты арбацыдис ныхасы хай. Цавар ныхасы хай у, уый та мын фастадар загъдзыстут уахадаг.

(ахуырганаг, хадзар, скъолата, датта, гогыз, шкаф, дежурный, портреты, чашка, друзья)

Задание: Образуйте из данных слов форму множественного  и единственного числа.

Вывод: Имена существительные русском и в осетинском языках изменяются по числам.

Хатдзаг: Номдартан ис дыууа нымацы: иууон ама бираон нымац.

7.Работа в группах. Повторение ранее изученного.

Дзырд, дзурын, радзур, бадзурын, дзырдай.

Лес, лесок, лесовод, лесной, лесник.

Задание: Найдите части слова в следующих словах. Что общего у этих слов?

Дети: Все эти слова однокоренные.

Сываллатта:

Лавард цауы дзырдта. Ссарын дзы дзырды хайта. Цы ис иумайагай ацы дзырдтан?

Вывод: Именах существительных русском и в осетинском языках новые слова образуются с помощью частей слова приставки и суффикса

Хатдзаг:

8. Подведение итогов урока

Заполни таблицу словами.

Имена существительные

Номдар

предмет

предмет

Кто?

Что?

Чи?

Цы?

одушевленные

неодушевлённые

Ед. число и мн. число

Иууон нымац

Бирæн нымац

Учитель: Как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково и  объединяет их? Что общего у этих слов?

•        Книга, сон, мечта, птица, мама.

•        Каркдон, мад, сываллон, афон, нана.

Дети: Эти все  слова обозначают предметы, отвечают на вопросы кто?  что? Являются именами существительными

Ахуыргæнæг:

Хатдзаг:

Вывод:

Имена существительные

Номдар

предмет

предмет

кто?

Что?

Чи?

Цы?

Ед. число и мн. число

Иууон нымæц

Бирæон нымæц

Подлежащее и сказуемое

Сæйрат æмæ зæгъинаг

Образуются новые слова с помощью суффикса и приставки

Ног дзырдтæ арæзт æрцæуынц

разæфтуанæй,фæсæфтуанæй руаджы

9.Рефлексия. Оценки.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

     Учитель: А  мне  понравились  ваши  устные  ответы  сегодня  на  уроке,  понравилось,  как  многие  из  вас работали  в  парах и группах.  Оценку  «отлично»  за  сегодняшний  урок  получают  _________.   Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении заданий.

 - Всем спасибо. Урок окончен



Предварительный просмотр:

Самоанализ

интегрированного урока русского и осетинского языка по теме

«Имя существительное – как часть речи. Обобщение» в 3а классе, учителем  начальных классов МБОШИ им.И.К.Каниди Бигаевой Мадины Викторовны

Тема урока: «Имя существительное – как часть речи. Обобщение»

Цель урока: 

  • систематизировать знания детей об имени существительном;
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении;
  • умение находить имена существительные в тексте.

Задачи урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе урока формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер.

     Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока-обобщение  изученного. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

  • Организационный момент. Сообщение темы, цели урока,
  • Работа с тестом.
  • Словарная работа.
  • Физминутка.
  • Работа с текстом.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.
  • Рефлексия.

     При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, в  запоминании и усвоении материала.

     Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

     Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Такое задание, как  из рассыпанных букв собери слово, даётся на развитие концентрации и устойчивости внимания. При работе с текстом использовались разноуровневые задания, т.к. я уже начинаю готовить детей. Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

     На уроке реализованы следующие принципы:

  • Принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития-дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах.)
  • Принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников.
  • Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: «Текст», «Однокоренные слова», «Число имён существительных», «Главные члены предложения», «Состав слова».
  • Принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).
  • Принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

В начале урока мною была поставлена проблемная ситуация: «Как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково и объединяет их»? По средством выполненных заданий дети ответили на вопрос проблемной ситуации в конце занятия.

     Здоровьесберегающий аспект:  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя». Главным здесь являлось не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

     Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.                    

     Мною были разработаны критерии к самооцениванию. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

На данном уроке обобщаются знания  об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...

"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс

Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

На уроке дети обобщают знания об имени существительном как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи. Обобщение"

Цель урока: обобщение  и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».Знания, полученные по теме “Имя...