Конспект урока русского языка по теме "Род имён существительных" 2-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка предназначен для знакоства с темой "Род имён существительных" 2-3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 62.58 КБ |
Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных" | 211.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Бунеевой, Бунеева, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний о частях речи
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи: Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.( Имя существительное)
Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.
Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)
- Какие из этих признаков постоянные?
(Дети называют постоянные и непостоянные признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
род, число, одушевлённость, неодушевленность
- Что значит термин «постоянный признак»?
(Не изменяются).
- Что значит термин «непостоянный признак»?
(Изменяются). Сейчас мы с вами запишем число и приступим к работе в тетрадях. Минутка чистописания оаоа
Назовите слова из словаря, которые можно отнести к теме «Зима, и в которых необходимо запомнить правописание безударных гласных о или а (коньки, ураган, блок словарных слов №4 )
3.Постановка проблемы.
Цель: СФормировать представление о результате
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание
Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного.
-Прочитайте имена существительные.
НА ДОСКЕ:
дом, весна, окно, клей, пальто,
каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
4. Открытие нового знания
Цель: Сформировать умение определять род имен существительных
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах года
Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.) Фиксированное затруднение
-Постоянный это признак имени существительного или
непостоянный? Докажите.
(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).
- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).
- Для чего же нужно правило?
Работа с карточками: метель, вьюга, снег, облако, солнце, каток, холод, снежинка, горка, шуба, пурга, снегокат, санки (?)
5. Первичное закрепление УУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД :
ЦО к умению выбирать действия по достижению цели
Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД : Умение применять знания на практике
Поиск способов определения рода имени сущ.
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.
-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима») - Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему. (Приводят примеры).
Определение рода имени существительного .Способ №1
Определение рода имени существительного .
Способ №2,3
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание
(Работа над составлением текста по опорным словам)
На доске:
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.
Яркое ________ освещает все вокруг. Серебристый ________ блестит и переливается. Как ______________!
Работа в группах
Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей
Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему «Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?
( ________ ________ укрыло землю.
называют свои варианты :
Пушистый снег укрыл землю.
Белоснежный ковер укрыл землю.
Белоснежное одеяло укрыло землю)
- Какое предложение составлено правильно?
Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)
- Назовите словосочетание, которое вы вставили.
(белоснежное одеяло)
Определение рода имени существительного .Способ №2.по признаку.
Способ №3.по действию в прошедшем времени.
Физминутка
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Логическая цепочка:
Местоимение и окончание им.существительного указало на род;
2) глагол подсказал род им.существительного;
3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
6.Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
РАБОТА В ТЕТРАДИ: Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.
7. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
-Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
-А какое задание было наиболее трудным?
(Работа с текстом).
-Почему?
(Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКАУУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Урок русского языка (технологическая карта)
1.- С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Знания пойдут нам впрок, Начинаем наш урок! | |
2. Части речи: 1) 2) 3) 4) 5) 6) |
|
3. Имя существительное- это | |
4.Признаки имени существительного Постоянные Непостоянные | |
5.Словарная работа. | |
6.Сумел ли правильно распределить слова на три группы? | |
7. Работа с карточками. | |
8. Составление текста. | |
9. Работа в тетради. | Всего баллов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Моё настроение. |
М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой |
М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой |
М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой |
М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой | М. р Он мой |
М. р Он Мой |
Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя |
Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя |
Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя |
Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя | Ж. р Она моя |
Ж. р Она моя |
Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё |
Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё |
Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё |
Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё | Ср. р Оно моё |
Ср. р Оно моё |
1 этап - С добрым утром ! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Знания пойдут нам впрок,
Начинаем наш урок!
-Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем я их написала, ведь у нас не урок математики. (Предположения детей).Сегодня каждый из вас попробует в конце урока оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи!
2 этап -Посмотрите на доску и прочтите стихотворение. О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).
-А что мы с вами уже знаем об этой части речи? Некоторые ответы на этот вопрос можно найти в стихотворении. (Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что? и обозначает предмет. Слова, отвечающие на вопрос Кто? называются одушевлёнными, а на вопрос Что? -неодушевлёнными. Имена существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия называются собственными и пишутся с заглавной (прописной) буквы. Все остальные имена существительные называются нарицательными и пишутся со строчной буквы.)
-Это морфологические признаки имен существительных, которые изменить нельзя, то есть постоянные. А какие непостоянные признаки вы знаете? (Имена существительные изменяются по числам и по вопросам).
3 этап (Постановка проблемы)- Сегодня мы познакомимся с ещё одним морфологическим признаком имени существительного. Внимательно посмотрите на таблицу. Слова распределены на три группы. Подумайте и попробуйте определить, по какому признаку распределены слова. Если вы правильно определите этот признак, то мы с вами сможем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Слова распределены по признаку того, что каждую группу слов можно заменить словами ОН, ОНА или ОНО).
-Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Спишите эти слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ю ность, красота, горячий . Д ерево, говорить, весна. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:
Часть речи, которая обозначает предметы, растения, людей, животных,явления природы, чувства, состояния и отвечает на вопрос кто? или что? Имя существительное
- Что значит термин « постоянный признак »? (Не изменяются). Собственные, нарицательные Одушевлённые, неодушевлённые Род: женский, мужской, средний - Что значит термин « непостоянный признак »? (Изменяются). По числам, по вопросам
-Прочитайте имена существительные. дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, позёмка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. «ОН», «ОНА», «ОНО».
Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Определение рода имени существительного . Способ №1 а я а я е о
На доске: Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________! Определение рода имени существительного . Способ №2,3
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой! ________ ________ укрыло землю. Пушистый снег укрыл землю. Белоснежный ковер укрыл землю. Белоснежное одеяло укрыло землю. - Какое предложение составлено правильно?
Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку. Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) ый ий яя ая ее ое Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Что сделал? Что сделала? Что сделало? Способ №3. по действию в прошедшем времени. о а
Вывод: Логическая цепочка : Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3 ) им.прилагательное указало на род. им.существительного
САМООЦЕНКА - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"
На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....
Конспект урока русского языка "Родовые окончания имён существительных" (УМК "Школа России" 3 класс)
....
Конспект урока русского языка« Творительный падеж имён существительных» 3 класс
Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...
Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс
Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс
Конспект урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"
Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...