Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Изотова Елена Алексеевна

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.25 КБ
Файл Презентация к уроку1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Цель

УУД

1. Психологический настрой на работу. Мотивация к учебной деятельности

   

1 слайд

-  Как вы думаете надо учиться? Для Кого?

 

2 слайд

 - Вы хотите, чтобы с вами приятно было общаться? Было бы о чём поговорить?

3 слайд

- В чьих руках Это? Вы сможете это сделать. Только надо верить в свои силы

- Пусть это будет нашим девизом

4 слайд

1. Актуализацировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, НАДО

2. создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ХОЧУ

3. определить содержательность урока

МОГУ

Самоопределение к учебной деятельности

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Сегодня продолжаем разговор о склонении имён существительных

1. Словарный диктант

- Распределить слова в 3 столбика по типу склонения и определить падеж существительного

- Какие знания и умения вам будут необходимы? ( знание словарных слов, умение определять тип склонения, знание падежей и умение определять падеж)

- Для успешного выполнения задания повторим:

- какие существительные относятся к…

5 слайд

- как определить склонение существительного , которое употреблено в форме косвенного падежа?

- Если во время выполнения возникли вопросы или сомнения ставим ?

В автомобиле, к тетради, по тарелке, о погоде, из моркови, около девочки, о мебели

1. Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия  нового знания;

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3. зафиксировать понятия «склонение», «определение склонения» и алгоритм определения склонений в виде схем

4. самостоятельно осуществить пробное учебное действие;

5. Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

 Развитие учебно-логических умений (классификация и обобщение  по определённому признаку);

Соблюдение единого орфографического режима

3. Постановка проблемы

1. Самопроверка словарного диктанта,  выбор буквы в написании окончаний

- Кто при написании словарных слов испытывал затруднения?

 - От чего это произошло: от незнания слов, от того, что их не учили или от невнимательности?

- Кто затруднялся в распределении слов по типу склонения? Почему это произошло? Какие будут пожелания?

- Кто затруднялся в определении падежа существительного? Какова причина этого. какие  пожелания будут тем, кто допустил в этом ошибку?

- У кого были другие затруднения? От чего? ( не знаем правила написания окончаний)

- Сделаем выбор букв И/Е

- А почему ? В какой позиции стоят эти окончания? ( в слабой)

-  Можно ли сказать, что безударные окончания существительных – это орфограмма? Почему?

 - А какая это орфограмма проверяемая или запоминаемая?

( пока не знаем)

- Какие вопросы можете задать в соответствии с этим?

- В течение урока постараемся ответить на эти вопросы

1. Восстановить выполнение задания и зафиксировать место, операцию, где возникло затруднение

2. Соотнести свои действия и зафиксировать причину затруднения – задания или способности, которых не достаёт для решения исходной задачи

Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

Самоанализ работы

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Над какой темой будем сегодня работать?

- Какую цель поставим перед собой?

( узнать как пишутся окончания )

6 слайд

1. Построение проекта выхода из положения

- Вспомните правило проверки безударного гласного , который стоит в слабой позиции ( подбираем проверочное слово, чтобы ударение падало на этот гласный)

  - Приемлемо ли это правило для нашей темы?

- Оказывается, что есть слова – помощники для того, чтобы правильно написать окончания

2. Работа с ЦОР « Копилка знаний »

РАЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

- Посмотрите на таблицу. Какие слова помощники для сущ. 1-го склонения…Урок 72. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

7 слайд

3. Склонение слов – помощников по вариантам

- Просклоняйте имена существительные, понаблюдайте за окончаниями

- Исследуйте эти слова, почему, именно, они являются словами – помощниками?

 ( окончания ударные)

8 слайд

- В каких падежах можно ошибиться в написании окончаний? ( Р., Д., П.)

4. Построение алгоритма. Работа в группах.

Работа с ЦОР « Как действуем »

РАЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Урок 72. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

5. Работа с ЦОР « Обозначение орфограммы»

РАЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Урок 72. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

1. Согласовать и зафиксировать цель и тему урока

2. Выбрать способ реализации цели

3. Построить план и определить средства достижения цели

Развитие  учебно-управленческих умений (формулирование и достижение учебной задачи)

Формирование  оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи).

Умение работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения

Наблюдение за объектом

Формирование  коммуникативной (умение работать с информацией, работа в малых группах )

Развитие  учебно-управленческих умений (организация работы в малых группах) Формирование умения совместно

составлять алгоритм действий

Формирование коммуникативных компетенций

Работа по образцу

5. Реализация построенного проекта

1. Работа с ЦОР « Объявление» (самостоятельная работа с проверкой у доски )

Урок 72. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

1. Реализовать  построенный проект в соответствии с планом

2. зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме

Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии

6.  Первичное закрепление во внешней  речи

1. Работа в парах со словами из словарного диктанта

- Вернёмся к началу урока. В словарном диктанте у некоторых из вас возникли затруднения. Используя алгоритм, который мы вывели
, вставьте безударные окончания имён существительных

 2. Проверка выполнения

1. зафиксировать изученное содержание во внешней речи

Развитие коммуникативных компетенций ( работа в парах)

 Формирование умения использовать алгоритм в действии

7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа с ЦОР «  Окончания имён существительных (самостоятельная работа)

РАЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Урок 72. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

1. проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии

8. Включение нового в систему знаний

- А для чего надо  знать как пишутся безударные окончания существительных ? ( чтобы грамотно писать)

- Где могут встретиться  безударные окончания существительных?

( изложения, сочинения…)

1.Определить границы применимости новых знаний

2. Тренировать навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

Определяют границы применимости новых знаний

 Тренируют навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

9. Рефлексия учебной деятельности

Формирование  оргдеятельностной компетенций (рефлексия деятельности).

Русский язык

Окончания имён существительных  единственного числа 1-го, 2-го, 3-го склонения

Тип урока: ОНЗ

Цель: - познакомить

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи:

– развитие умения определять число имен существительных, род имен существительных (в ед.ч.);

– развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения;

– воспитание культуры общения на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК « Школа России» Учебник « Русский язык - 4» Автор учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Слайд 3

Гай Петроний Арбитр Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. НАДО

Слайд 4

Джон Локк Образование создает разницу между людьми ХОЧУ

Слайд 5

МОГУ НАДО ХОЧУ

Слайд 6

Надо…хочу…могу…

Слайд 7

1 склонение 2 склонение 3 склонение Ж.р.и М. р . - А - Я М.р.и Ср.р. - О - Е Склонения имён существительных Ж. р. - Ь

Слайд 8

Если существительное стоит в форме косвенного падежа… 1. Поставить существительное в начальную форму: именительный падеж, единственное число 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить склонение

Слайд 9

Тема урока Правописание безударных окончаний имён существительных

Слайд 10

рука плечо грудь Слова - помощники

Слайд 11

Склонение имён существительных Падеж Вопрос 1 склонение 2 склонение 3 склонение И. п. Что? рук а плеч о грудь Р. п. Чего? рук и плеч а груд и Д. п. Чему? рук е плеч у груд и В. п. Что? рук у плеч о грудь Т. п. Чем? рук ой плеч ом грудь ю Пр. п. О чём? о рук е о плеч е о груд и

Слайд 12

Как действуем?

Слайд 13

Рефлексия. Мне было интересно… Я научился… Мне было трудно… Я смогу научить… Мне ещё нужно… (не нужно…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...