Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Габышева Лена Васильевна

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:

  • Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосочетания; пользоваться смысловыми и падежными вопросами.
  • Определять падежи имён существительных; правильно употреблять несклоняемые имена существительные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_po_russkomu_yazyku.docx202.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Обобщение по теме «Имя существительное»

Класс: 4 Г

Учитель: Габышева Л.В.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

Планируемый результат:

Уметь:

  • Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосочетания; пользоваться смысловыми и падежными вопросами.
  • Определять падежи имён существительных; правильно употреблять несклоняемые имена существительные.

Личностные УУД:

Представление о богатых возможностях русского языка, интерес к его изучению.

Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.

Осуществлять самоконтроль, находить ошибки, как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы

Познавательные УУД:

Осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач

Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, подводить под понятие, конструировать, классифицировать, группировать.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности.

Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других

Активные методы обучения: анализ, моделирование,

Виды деятельности: познавательно-продуктивная, коммуникативная, решение проблемы, наблюдение,  систематизация знаний.

Ход урока

Критерии:

Алгоритм

Базовый

Повышенный уровень

Оценивание

Умею выполнять морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор:

  1. Часть речи. Общее грамматическое значение и вопрос.
  2. Начальная форма.
  3. Морфологические признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • род;
  • склонение;
  • число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);
  • падеж.
  1. Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Задание № 1.

Сделайте морфологический разбор имен существительных

С новым другом, в гостях у Наташи

  1. Определяем, что нам дано – слова, словосочетания или предложение;
  2. Выбираем имена существительные.
  3. Вспоминаем алгоритм морфологического разбора  
  4. Осуществляем морфологический разбор

Дополнительное задание

Придумать предложение с одним из этих словосочетаний, изменяя форму имен существительных

Инструкция:

  1. Чтобы изменить форму слова, необходимо изменять слово по числам или по падежам.  
  1. Умею выполнять морфологический разбор существительного
  2. Умею выполнять морфологический разбор существительного, при этом испытываю затруднения:

А) в определении начальной формы

Б) в определении числа, рода, склонения, падежа

В)  в определении роли существительного в предложении

  1. Умею изменять форму слова и составлять из них предложения

Вывод!

  • Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
  • Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
  • Имя существительное имеет род, изменяется по числам и падежам.

Знаю правило правописания безударных окончаний имен существительных

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных:

  1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.
  2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.
  3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое в проверяемом

Задание №2.

Спишите. Поставьте имена существительные   в скобках в нужном падеже.

Володя звонит (Сережа, Аня, мать). Поезд подъезжал к (Астрахань, Вологде, Тула). Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей)

  1. Вспоминаем алгоритм правописания безударных окончаний  
  2. Действуем по алгоритму
  3. После завершения работы, объясняем свой ответ

Дополнительное задание

Образуйте два существительных от глаголов:

сгибать, сбить, сдать, сжать

Поставьте  полученные слова в родительном, дательном и предложном падежах

  1. Знаю алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных и умею находить слово-помощник
  2. Могу определять безударное падежное окончание по памятке
  3. Умею ставить слово в нужном падеже

Вывод!

  • Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим. Существительное часто зависит от глагола и ставится при нем в определенном падеже. При постановке вопроса, если существительное имеет при себе предлог, нужно использовать этот предлог
  • У имен существительных есть безударные окончания и их можно проверить с помощью слов-помощников

Я знаю, что имя существительное  – это самостоятельная часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто? Что?

Имеет род, изменяется падежам, числам.

Задание №3

Выберите верное утверждение и из них составьте определение имени существительного:

  1. Имя существительное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?
  2. Имя существительное называет предмет.
  3. Имя существительное относится к самостоятельной части речи.
  4. Имя существительное изменяется по родам, по числам, по падежам.
  5. Имя существительное в предложении является сказуемым.

Задание №2.

Составление модели имени существительного

  1. Я знаю номинативную функцию, грамматические и синтаксические признаки имени существительного.
  2. Я не смог определить:

А) что называет эта часть речи

Б) как изменяется;

В) каким членом предложения является существительное в предложении

  1. Я могу составить модель имени существительного и по ней составить определение.

Тема «Обобщение по теме «Имя существительное»

ЗАДАНИЕ № 1. Сделайте морфологический разбор имен существительных

С новым другом, в гостях у Наташи

  1. Определяем, что нам дано – слова, словосочетания или предложение;
  2. Выбираем имена существительные.
  3. Вспоминаем алгоритм морфологического разбора  
  4. Выполняем морфологический разбор

Дополнительное задание № 1. Придумать предложение с одним из этих словосочетаний, изменяя форму имен существительных

Инструкция: чтобы изменить форму слова, необходимо изменять слово по числам или по падежам.  

ЗАДАНИЕ №2. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже.

Володя звонит (Сережа, Аня, мать).

Поезд подъезжал к (Астрахань, Вологде, Тула).

Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей)

  1. Вспоминаем алгоритм правописания безударных окончаний  
  2. Действуем по алгоритму
  3. После завершения работы, объясняем свой ответ

Дополнительное задание № 2. А) Образуйте два существительных от глаголов:

сгибать, сбить, сдать, сжать

Б) Поставьте  полученные слова в родительном, дательном и предложном падежах

ЗАДАНИЕ №3

1 вариант

Выберите верное утверждение и из них составьте определение имени существительного:

  1. Имя существительное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?
  2. Имя существительное называет предмет.
  3. Имя существительное относится к самостоятельной части речи.
  4. Имя существительное изменяется по родам, по числам, по падежам.
  5. Имя существительное в предложении является сказуемым.

2 вариант

Составьте модель имени существительного

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Отмечаем знаком + или ˅ в 3-м столбике. По каждому заданию отмечаем только один вариант ответа

Задания

Критерии

˅

Задание № 1

Умею выполнять морфологический разбор существительного

Умею выполнять морфологический разбор существительного, при этом испытываю затруднения:

А) в определении начальной формы

Б) в определении числа, рода, склонения, падежа

В)  в определении роли существительного в предложении

Доп.задание

Умею изменять форму слова и составлять из них предложения

Задание № 2

Знаю алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных и умею находить слово-помощник

Могу определять безударное падежное окончание по памятке

Доп.задание

Умею ставить слово в нужном падеже

Задание № 3

1 вариант

Я знаю номинативную функцию, грамматические и синтаксические признаки имени существительного.

Я не смог определить:

А) что называет эта часть речи

Б) как изменяется;

В) каким членом предложения является существительное в предложении

2 вариант

Я могу составить модель имени существительного и по ней составить определение.

Оцените себя

Я знаю номинативную функцию, грамматические и синтаксические признаки имени существительного

Я могу составить модель имени существительного и по ней составить определение

Могу определять безударное падежное окончание по памятке

Знаю алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных и умею находить слово-помощник

Умею ставить слово в нужном падеже

Умею выполнять морфологический разбор существительного, при этом испытываю затруднения

Умею выполнять морфологический разбор существительного

Умею изменять форму слова и составлять из них предложения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Необходимо дальше отрабатывать свои умения.

В последующих уроках у вас есть шанс исправить свои ошибки.

Совершенствуйте свои умения.

В последующих уроках у вас есть хорошие шансы усвоить новый учебный материал

Совершенствуйте свои умения.

В последующих уроках вы можете выступать в роли помощника учителя и помогать своим друзьям

Памятка

Морфологический разбор:

  1. Часть речи. Общее грамматическое значение и вопрос.
  2. Начальная форма.
  3. Морфологические признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • род;
  • склонение;
  • число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);
  • падеж.
  1. Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных:

  1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.
  2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.
  3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое в проверяемом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...