Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных "
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цуканова Е.А.
учитель начальных классов
Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию у детей умения активно использовать имеющиеся знания о правописании окончаний имен существительных единственного числа предложного падежа; научить употреблять в устной и письменной речи предлоги «о» и «об»; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятсяс правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже и правилом употребления предлогов «о» и «об»; научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; употреблять предлоги «о» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделять основу предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. . | Мы – умные! Мы – дужные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Упр. 225
Применение кластера.
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.
| Выделять существенную информацию
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии |
IV. Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания.
| Выполняют чистописание. Ю ю Ж ж
|
.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Словарная работа. Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Что такое костёр? Поставьте ударение. Разделите на слоги. Запишите транскрипцию слова. Подберите однокоренные слова, синоним. Составьте предложение. Дайте полную характеристику предложения. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Постановка ударения. Делят слово на слоги. Записывают транскрипцию слова. Подбирают однокоренные слова, синоним к словарному слову. Составляют предложение со словарным словом. | высказанные мнения по существу полученного задания |
VI. Сообщение темы урока. Определение целей урока | земля о земле дом о доме степь о степи Чем отличаются эти слова? Чем ещё отличаются? Как вы думаете, какая тема урока? Какая цель урока?
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
| Принимать и сохранять учебную цель
|
VII. Первичное закрепление знаний.
| 1. Склонение по рядам 1 ряд – земля 2 ряд – дом 3 ряд – степь Вывод. 2. Работа по учебнику (упражнение 228). Выписать из стихотворения имена существительные в П.п. вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания. Вывод. 3. Морфологически разбор. В серебре | Выполняют дидактические упражнения, отвечают
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
|
|
| Осуществлять контроль по результату |
VIII..Дальнейшая работа | 1. Выполняют упр. 229 Прочитайте пары слов. Как называются такие слова? (синонимы) Что такое синонимы? Поставьте данные существительные в форму П.п. с предлогами о или об. Запишите их. | Записывают данные имена существительные с предлогами «о» или «об». Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце, о папе, об экипаже, о команде, об искренности, о душевности, о сердечности. | Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2. Игра «Кто где живёт» Я читаю название горожан, а вы записываете название города в форме П.п. с предлогом в, выделяете окончание сущ. |
Записывают существительные в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в. Взаимопроверка. | Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. |
IX. Работа в группе. | Создание памятки по падежам. |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
X. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке с помощью карты успеха. Проводит беседу по вопросам: - С каким падежом познакомились на уроке? – На какие вопросы он отвечает? – С какими предлогами употребляется? – Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже?
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: • Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
XI. Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Упр. 231, с.123, повторить памятку. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_predlozhnyy_padezh.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦУКАНОВА Е.А.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию у детей умения активно использовать имеющиеся знания о правописании окончаний имен существительных единственного числа предложного падежа; научить употреблять в устной и письменной речи предлоги «о» и «об»; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятсяс правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже и правилом употребления предлогов «о» и «об»; научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; употреблять предлоги «о» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделять основу предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания. III. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. . | Мы – умные! Мы – дужные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Упр. 225 Применение кластера. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. | Выделять существенную информацию Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии |
IV. Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. | Выполняют чистописание. Ю ю Ж ж |
.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Словарная работа. Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Что такое костёр? Поставьте ударение. Разделите на слоги. Запишите транскрипцию слова. Подберите однокоренные слова, синоним. Составьте предложение. Дайте полную характеристику предложения. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Постановка ударения. Делят слово на слоги. Записывают транскрипцию слова. Подбирают однокоренные слова, синоним к словарному слову. Составляют предложение со словарным словом. | высказанные мнения по существу полученного задания |
VI. Сообщение темы урока. Определение целей урока | земля о земле дом о доме степь о степи Чем отличаются эти слова? Чем ещё отличаются? Как вы думаете, какая тема урока? Какая цель урока? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. | Принимать и сохранять учебную цель
|
VII. Первичное закрепление знаний. |
1 ряд – земля 2 ряд – дом 3 ряд – степь Вывод.
(упражнение 228). Выписать из стихотворения имена существительные в П.п. вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания. Вывод.
В серебре | Выполняют дидактические упражнения, отвечают | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Осуществлять контроль по результату | |||
VIII..Дальнейшая работа |
Прочитайте пары слов. Как называются такие слова? (синонимы) Что такое синонимы? Поставьте данные существительные в форму П.п. с предлогами о или об. Запишите их. | Записывают данные имена существительные с предлогами «о» или «об». Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце, о папе, об экипаже, о команде, об искренности, о душевности, о сердечности. | Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Я читаю название горожан, а вы записываете название города в форме П.п. с предлогом в, выделяете окончание сущ. | Записывают существительные в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в. Взаимопроверка. | Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. | |
IX. Работа в группе. | Создание памятки по падежам. |
1 | 2 | 3 | 4 |
X. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке с помощью карты успеха. Проводит беседу по вопросам: - С каким падежом познакомились на уроке? – На какие вопросы он отвечает? – С какими предлогами употребляется? – Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: • Сегодня на уроке я похвалил бы себя за… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
XI. Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Упр. 231, с.123, повторить памятку. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"
Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
Цели: познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.; учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...
Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"
Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
УМК «Школа России»4 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс
Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс...