Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных "
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

                                                                                                                                  Цуканова Е.А.

                                                                                                                  учитель начальных классов

Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Познакомить с окончаниями  имен существительных в предложном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию у детей умения активно использовать имеющиеся знания о правописании окончаний имен существительных единственного числа предложного падежа; научить употреблять в устной и письменной речи предлоги «о» и «об»; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятсяс правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже и правилом употребления предлогов «о» и «об»; научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; употреблять предлоги «о» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделять основу предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I.Организационный момент

 

 

 

 

 

II. Проверка домашнего задания.

 

 

III. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

.

Мы – умные!

Мы – дужные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Упр. 225

 

Применение кластера.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

 

Выделять существенную информацию
из текста загадки.

 

 

 

 

 

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять

IV. Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

 

Выполняют чистописание.

Ю ю

Ж ж

 

 

.

1

2

3

4

V. Словарная работа.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Что такое костёр?

Поставьте ударение.

Разделите на слоги.

Запишите транскрипцию слова.

Подберите однокоренные слова, синоним.

Составьте предложение. Дайте полную характеристику предложения.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Постановка ударения. Делят слово на слоги. Записывают транскрипцию слова.

Подбирают однокоренные слова, синоним к словарному слову. Составляют предложение со словарным словом.

высказанные мнения по существу полученного задания

VI. Сообщение темы урока. Определение целей урока

земля       о земле

дом          о доме

степь        о степи

Чем отличаются эти слова?

Чем ещё отличаются?

Как вы думаете, какая тема урока?

Какая цель урока?

 

 

 

 

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

 

 

 

VII. Первичное закрепление знаний.

 

1.      Склонение по рядам

1 ряд – земля

2 ряд – дом

3 ряд – степь

Вывод.

2.      Работа по учебнику

(упражнение 228).

Выписать из стихотворения имена существительные в П.п. вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.

Вывод.

3.      Морфологически разбор.

В серебре

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

 

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение.

 

 

 

 

 

Осуществлять

контроль по результату

VIII..Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

1.      Выполняют упр. 229

Прочитайте пары слов. Как называются такие слова? (синонимы)

Что такое синонимы?

Поставьте данные существительные в форму П.п. с предлогами о или об. Запишите их.

Записывают данные имена существительные

с предлогами «о» или «об».

Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце,

о папе, об экипаже, о команде, об искренности,

о душевности, о сердечности.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

2.      Игра «Кто где живёт»

Я читаю название горожан, а вы записываете название города в форме П.п. с предлогом в, выделяете окончание сущ.

 

Записывают существительные в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в.

Взаимопроверка.

Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.

IX. Работа в группе.

  Создание памятки по падежам.

 

 

1

2

3

4

X. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке с помощью карты успеха.

Проводит беседу по вопросам:

- С каким падежом познакомились на уроке?

– На какие вопросы он отвечает?

– С какими предлогами употребляется?

– Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже?

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

•  Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

 

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

XI. Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Упр. 231, с.123, повторить памятку.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_predlozhnyy_padezh.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  ЦУКАНОВА Е.А.

                                                                                                                  УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Познакомить с окончаниями  имен существительных в предложном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию у детей умения активно использовать имеющиеся знания о правописании окончаний имен существительных единственного числа предложного падежа; научить употреблять в устной и письменной речи предлоги «о» и «об»; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятсяс правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже и правилом употребления предлогов «о» и «об»; научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; употреблять предлоги «о» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделять основу предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

.

Мы – умные!

Мы – дужные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Упр. 225

Применение кластера.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выделять существенную информацию
из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять

IV. Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

Выполняют чистописание.

Ю ю

Ж ж


.

1

2

3

4

V. Словарная работа.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Что такое костёр?

Поставьте ударение.

Разделите на слоги.

Запишите транскрипцию слова.

Подберите однокоренные слова, синоним.

Составьте предложение. Дайте полную характеристику предложения.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Постановка ударения. Делят слово на слоги. Записывают транскрипцию слова.

Подбирают однокоренные слова, синоним к словарному слову. Составляют предложение со словарным словом.

высказанные мнения по существу полученного задания

VI. Сообщение темы урока. Определение целей урока

земля       о земле

дом          о доме

степь        о степи

Чем отличаются эти слова?

Чем ещё отличаются?

Как вы думаете, какая тема урока?

Какая цель урока?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

 

VII. Первичное закрепление знаний. 

  1. Склонение по рядам

1 ряд – земля

2 ряд – дом

3 ряд – степь

Вывод.

  1. Работа по учебнику

(упражнение 228).

Выписать из стихотворения имена существительные в П.п. вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.

Вывод.

  1. Морфологически разбор.

В серебре

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение.

Осуществлять

контроль по результату

VIII..Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

  1. Выполняют упр. 229

Прочитайте пары слов. Как называются такие слова? (синонимы)

Что такое синонимы?

Поставьте данные существительные в форму П.п. с предлогами о или об. Запишите их.

Записывают данные имена существительные

с предлогами «о» или «об».

Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце,

о папе, об экипаже, о команде, об искренности,

о душевности, о сердечности.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

  1. Игра «Кто где живёт»

Я читаю название горожан, а вы записываете название города в форме П.п. с предлогом в, выделяете окончание сущ.

Записывают существительные в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в.

Взаимопроверка.

Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.

IX. Работа в группе.

  Создание памятки по падежам.

1

2

3

4

X. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке с помощью карты успеха.

Проводит беседу по вопросам:

- С каким падежом познакомились на уроке?

– На какие вопросы он отвечает?

– С какими предлогами употребляется?

– Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

•  Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

XI. Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Упр. 231, с.123, повторить памятку.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"

Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...

Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...

Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс...