урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
ТЕМА: « Имя прилагательное. Урок обобщения»
( с элементами окружающего мира о космосе)
ЦЕЛИ УРОКА. Образовательные:
1)Повторить и закрепить имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном.
2)Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном.
3)Развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
4) Формировать навыки правописание родовых окончаний имен прилагательных.
5.) Повторить основные правила правописания корня: безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.
6.) Актуализация знаний, полученных раннее в курсе окружающего мира по теме КОСМОС.
7)Обогащение имеющихся знаний новыми сведениями о нашей Солнечной системе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку в 3 классе | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
ТЕМА: « Имя прилагательное. Урок обобщения»
( с элементами окружающего мира о космосе)
ЦЕЛИ УРОКА. Образовательные:
1)Повторить и закрепить имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном.
2)Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном.
3)Развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
4) Формировать навыки правописание родовых окончаний имен прилагательных.
5.) Повторить основные правила правописания корня: безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.
6.) Актуализация знаний, полученных раннее в курсе окружающего мира по теме КОСМОС.
7)Обогащение имеющихся знаний новыми сведениями о нашей Солнечной системе.
Воспитательные.
1).Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленного и результативно работать в различных группах сменного состава ( парами, по цепочке, по рядам)
2) Воспитывать умение слушать и слышать ответ своего товарища.
3) Воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей Родине, любви и гордости за ее героев через сопутствующую космическую тему, любовь к родному языку.
Развивающие.
1)Развивать орфографическую зоркость учащихся, каллиграфические навыки.
2) Развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, обобщения.
3)Развивать внимание, а также все психологические процессы: восприятие, память, воображение, мышление.
4) Развитие грамотной речи учащегося.
5) Развитие рефлексии ребенка – определение для себя наиболее сложного задания.
Формирование УУД.
1.Личностных –обучающиеся получают возможность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи ученикам.
2.Регулятативных – обучающиеся получат возможность контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
3.Коммуникативных – обучающиеся получают возможность взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
4. Познавательных УУД - обучающиеся получат возможность научиться
- подводить под понятие на основе выделенных существенных признаков;
- Выполнять задание на основе классификации выполненной самостоятельно;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-выполнять задания по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Демонстрационный материал.
1)Карта звездного мира. ( объемное пособие)
2) Компьютерная презентация ( 24 слайда)
Раздаточный материал:
1)Конверты( 1 на парту) с называнием планет в конвертах.
2) Карточки со словами с пропущенной орфограммой для классификации на каждого.
3)Тестовое задание.
4.) Карточки с планом урока для рефлексии.
ТСО.
Компьютер , проектор, доска - экран.
ПЛАН УРОКА.
НАЗВАНИЕ ЭТАПА УРОКА | ПЛАНЕТА | ВРЕМЯ |
1.1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | 2 | |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2.1. Постановка темы урока, составление плана. | Меркурий | 2 |
2.2. Минутка чистописания. | Венера | 3 |
2.3. Словарная работа ( правила корня) | Земля | 5 |
2.4.Классификация слов. | Марс | 10 |
2.5. Копилка знаний по основной теме. | Юпитер | 7 |
2.6. Физминутка. | Сатурн | 2 |
2.7. Склонение словосочетаний существительного с прилагательным. | Уран | 8 |
2.8. Тестовое задание ( самостоятельная работа) | Нептун | 3 |
3. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. | Плутон | 3 |
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, скажите, сколько учеников в нашем классе? ( 17)
- Сколько девочек? (7) Тихо сели девочки.
- А сколько мальчиков? ( 10) Тихо сели мальчики.
- Сколько месяцев в году? (12). А как число 12 связано с одной знаменательной дате в апреле? ( 12 апреля День космонавтики).
(слайд №1)
- В каком году был совершён первый полет в космос? (в 1961 году). Это было прорывом в освоении космического пространства во всем мире. Каждый житель нашей страны гордился тем, что именно русский человек первым во всем мире полетел в космос, должны этим гордится и вы.
- Кто был этим героем? ( Юрий Алексеевич Гагарин). ( слайд №2 )
- Правильно. Именно он стал первооткрывателем загадочного космического пространства.
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА УРОКА.( Меркурий)
- Как называется система, в которой мы с вами живем? (солнечная)
- А вот и она. ( слайд № 3)
-Почему именно такое название? ( наша звезда Солнце и все планеты кружатся вокруг нее)
- Что это за слово солнечная с точки зрения грамматики? Какая это часть речи? ( прилагательное) Докажите. ( Отвечает на вопрос какая? Обозначает признак системы). Кто же догадался, по какой теме мы будем сегодня работать на уроке? ( имя прилагательное)
-Сегодня на уроке мы вспомним и повторим все, что знаем с вами об имени прилагательном. Проверим, нашу с вами копилку знаний.
Составление плана урока.
- Сколько планет в нашей Солнечной системе? ( 9)
- Как они движутся? ( вокруг Солнца) Почему двигаясь все вокруг Солнца они не сталкиваются? ( каждая по своей орбите).
- Расставив планеты на свои орбиты относительно Солнца определим план урока.
- Работаем в парах ( по партам) . Возьмите конверт с названием планет . Что общего в названии планет с точки зрения грамматики? ( имена собственные)
- Расположите их в течение минуты сверху вниз в нужном порядке.
( Ученики выкладывают на столах, работая в парах)
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
( Медвежонок Ветчину Закусил Малиной. Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный)
- Давайте проверим, как вы выполнили задание. ( слайд №4 с планетами)
-Сравните ваш ответ с ответом на слайде. Поднимите руки у кого такой же порядок?..... Молодцы, справились с заданием.
……………………………………………………………………………………………………………………………………
- Согласно выставленным орбитам планет и будет построен наш сегодняшний урок.
- А вот и он ( слайд № 5). 9 планет – 9 этапов урока.
- Убрали карточки в конверт ( 1, 2, 3).
- Назовите ближайшую к Солнцу планету? ( Меркурий)( слайд №6 с этапом урока)
- По отношению к Солнцу она какая? Самая…. ( первая). А первым этапом любого урока является постановка темы, вы уже ее определили.
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. ( Венера)
- Назовите вторую планету Солнечной системы ( Венера). ( слайд № 7 с этапом урока)
-Минутка чистописания. Открыли тетради.
- Из темы урока СОЗВЕЗДИЯ на нашей доске погасло несколько звездочек. Давайте их восстановим. __ ___ и л а ____а ___е л ь н о е . ( слайд № 8 со звездочками)
- Назовите погашенные звезды, пропущенные буквы….
- Молодцы правильно определили, ( слайд № 9) – п, р, г, т. Прочитайте еще раз слово ( прилагательное)
-Вспомним, как правильно пишутся эти заглавные буквы. Распределим их по количеству основных элементов. ( пишет заглавные буквы на доске – Г Р П Т)
- Венера –среди всех планет Солнечной системы выделяется тем, что она какая? самая…. ( яркая) планета. -И буквы у вас в тетрадях должны быть такие же яркие, правильные и красивые. Линии в элементах прямые, неизогнутые. Пишем всю строчку, чередуя.
- Что объединяет эти буквы? ( Они заглавные, письменные, согласные)
- На следующей строчке запишем те же строчные, объединив их в «вагончик». – Продолжаем писать чередуя всю строчку, меняя первую букву на последнюю.
( показ на доске г р п т р п т г п т г р т г р п) Следим за правильностью написания букв.
- Молодцы, старались, буквы получились правильные.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.( Земля)
-Как называется планета, на которой живем мы с вами? ( Земля). ( слайд № 10 с этапом урока) Почему мы живем именно на этой планете? ( есть воздух и вода, а на остальных нет) Как еще часто называют нашу планету самая....( голубая). Почему? ( воды больше , чем суши)
-Какая она по счету от Солнца? ( 3) -А 3 этапом нашего урока будет словарная работа.
- Возьмите карточки. Внимательно посмотрите на слова. Слова какой части речи вы видите? ( имена прилагательные) Назовите определение имени прилагательного. ( 3 человека. 1 – часть речи, 2 – обозначает признак предмета; 3 – отвечает на вопросы – какой, какая, какое, какие)
-Работаем над орфограммами по цепочке, объясняя правило грамматики, согласно, которому вставили необходимую букву.
- А поможет вам в этом наша памятка. ( слайд № 11)( объясняют пользуясь памяткой)
1. Проверяю. 2. Вставляю. |
Грус__ное, в__здушный, ле___кая, п___тнистый, поз___нее, у__кая, л___нивый, счас__ливое, ро__ кая.
( ОБЪЯСНЕНИЕ: , проверяю - грусть, вставляю – Т)
- Молодцы.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ.( Марс)
- Назовите 4 планету системы? ( Марс) . ( слайд №12 с этапом урока)
-Иногда Марс называют планетой какой? ...( красной) За что? ( красноватый оттенок поверхности, так как много на ней оксида железа). Проклассифицируем слова с карточки.
- Посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет с точки зрения правописания? Верно это орфограммы корня. ( вешаю на доску табличку, центральную) ( слайд № 13)
- Не смотря на их общность их можно распределить по группам по типу орфограмм. Сколько групп заметили? ( 3) Как назовем? ( безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные)
( учитель вешает таблички на доску согласно классификации)( слайд №14)
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Самостоятельно расставьте сверху цифры, согласно нашей классификации.
Правила корня |
Непроизносимые согласные |
Безударные гласные |
- Проверим. Прочитайте слова первой группы, второй, третьей.
Парные согласные |
-Запишем их в тетрадь, три группы, три столбика. Орфограмму выделяем. ( 1 ученик у доски)
ЗСТ – Предварительно проверим свою осанку. Откинулись на спинку стула хаотично. Сели ровно, локти где? ( на столе) между столом и грудью расстояние ( в кулачок). Голова ( чуть наклонена).
Воздушный, ЛеГкая, ГрусТное,
пЯтнистый, уЗкая, позДнее,
лЕнивый, роБкая, счасТливое.
………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Посмотрите внимательно на доску. Проверьте, правильно ли вы записали слова. ( слайд №15 со словами по столбикам)
- По моим подсказкам назовите прилагательные, связанные с космосом, дополним ими наши столбики.
1.Меркурий по расстоянию к Солнцу (планета ) самая… ( блиЗкая) – 2
2.(Звездолет) летающий в космосе? Какой?( кОсмический ) – 1.
3.Вечернее (небо) …….в звездах Какое?( звезДное) – 3.
кОсмический блиЗкая звезДное
(дописывают в тетрадь по столбикам, предварительно объяснив правила)
5. КОПИЛКА ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. ( слайд №16)( Юпитер)
- В чем отличие следующей планеты Солнечной системы от остальных? Она самая…. ( большая). Верно Юпитер – самая КРУПНАЯ планета из планетов гигантов в нашей системе. И именно она предлагает вам вспомнить свои знания о имени прилагательном.
1. Выявление окончаний прилагательных разных родов.
- Посмотрите внимательно на слова 1 столбика и скажите, что еще их объединяет? ( мужской род) Второго? ( женский род) Третьего ? ( средний род). Как вы это определили? ( по окончанию, по вопросу) ( 1 ученик у доски)
- Назовем и выделим окончания прилагательных по родам. В 1 столбике? ( ый, ий) -Выделите окончание самостоятельно. Какие еще бывают? ( ой). Запишите под столбиком.
-Второй столбик (- ая) Выделяем как во втором столбике. Какое еще бывает? ( - яя) Запишите под столбиком оба.
- Третий столбик? (– ое, ее). Выделяем так же. Выпишите окончания под столбиком.
- Проверьте так ли вы выполнили задание. ( слайд №17 слова с окончаниями)
- Вспомните как изменяются имена прилагательные ( числам, падежам, в ед. числе по родам) В чем отличие их изменения от существительного? ( сущ. по родам не изменяется)
2.Изменение прилагательных по родам.
- Изменим прилагательные первого столбика по родам по рядам. 1 ряд – женский – род, 2 ряд средний род) Тот кого назову с первого ряда называет прилагательное женского рода, со второго – средний род.
Воздушный – воздушная – воздушное
Пятнистый – пятнистая – пятнистое
Ленивый – ленивая – ленивое
- Какая часть слова показывает на изменение слова по родам? ( окончание)
3.Изменение прилагательных по числам.
- Изменим прилагательные третьего столбика по числам. Проделаем эту работу по партам. Тот кого я назову называет слово, другой меняет форму на множественное число.
грустное – грустные позднее – поздние счастливое – счастливые
- Какая часть слова показывает на изменение по числам? ( окончание)
- Может ли существительное во множественном числе изменятся по родам?
- Верно существительное во множественном числе по родам не изменяется!!!
4. Прилагательные антонимы и синонимы.
- В русском языке есть разные слова. Что такое слова СИНОНИМЫ. ( слова близкие по значению). Юпитер это самая крупная планета из планетов гигантов нашей системы.
-Подберите к слову КРУПНАЯ – слова синонимы – большая, гигантская, огромная.
- А какая самая маленькая ( Плутон). Подберите к слову МАЛЕНЬКАЯ слова – синонимы – мелкая, малюсенькая, небольшая.
- А как называются слова противоположные по значению? ( слова АНТОНИМЫ)
- Подберем к словам 2 столбика слова – антонимы. Скажи наоборот.
легкая – тяжелая
узкая – широкая
робкая – смелая
-Молодцы.
6 .ФИЗМИНУТКА. (слайд)
7. СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ( Уран)( слайд № 19)
- Планета Уран тоже отличается от остальных, так как в ее состав входит множество частичек льда, поэтому ее называют самой ... ( холодной ) планетой нашей системы.
- Как еще может изменяться имя прилагательное? (по падежам). Что значит, изменение по падежам? ( склонение прилагательного по вопросам). Сколько падежей в русском языке? ( 6).
- Вспомним их, назовем и запишем в столбик.
- По какой части речи определяем у прилагательного род, число и падеж? ( по имени существительному). Составим словосочетания с последними прилагательными из столбиков, вспомнив существительные подсказки - космический ( что?) ЗВЕЗДОЛЕТ, близкая ( что? ) ПЛАНЕТА, звездное ( что?) НЕБО.
- Будем склонять эти словосочетания по рядам, но сначала запишем вопросы, которые будем задавать к существительным в разных падежах. Что объединяет существительные звездолет, планета, небо? ПОДСКАЗКА: На какой они отвечают вопрос? ( что?) Значит они….. ( неодушевленные) Называем вопросы и записываем напротив падежей.
……………………………………………………….
- Просклоняем получившиеся словосочетания по рядам. 1 ученик склоняет словосочетание КОСМИЧЕСКИЙ ЗВЕЗДОЛЕТ(у доски), первый ряд – БЛИЗКАЯ ПЛАНЕТА (на доп. доске), второй ряд – звездное небо(на доп. доске). ( слайд№ 20 )
ученик 1 ряд 2 ряд
И.п. космический звездолет близкая планета звездное небо
Р. п. космического звездолета близкой планеты звездного неба
Д.п. космическому звездолету близкой планете звездному небу
В. П. космический звездолет близкую планету звездное небо
Т. п. космическим звездолетом близкой планетой звездным небом
П.П. о космическом звездолете о близкой планете о звездном небе
- Объясните правописание слова звездолет? Как называют такие слова в русском языке? ( сложные)
- ЗАДАНИЕ: Просклоняйте в тетради самостоятельно, каждый ряд свое словосочетание. Будьте внимательны в правописании, особенно в написании окончаний прилагательных.
………………………………………….( записывают самостоятельно по рядам)
- Какая часть слова показывает на изменение имени прилагательного.
-Выделите окончание.
- Закончили выполнять задание. Посмотрели на доску. ( слайд №21 )Проверьте правильность вашей записи по рядам. Если есть исправьте ошибки.
- Повторим еще раз. ОБОБЩИМ: Как же ИЗМЕНЯЕТСЯ имя прилагательное?
8. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ( Нептун)
-Назовите следующую планету нашей системы? ( Нептун). ( слайд № 22 с планетой)
----Какая эта планета по отношению к Солнцу? Эта планета самая… ( дальняя) из планетов гигантов.
-Мы закончили повторять и обобщать ваши знания об имени прилагательном.
-Восьмая планета Солнечной системы предлагает вам оценить вашу копилку знаний, выполнив тестовое задание.
- Взяли тест, внимательно читаем вопрос, ищем правильный ответ, обводим букву рядом.…………………………………………………………………………………………………………………………………
ТЕСТ по теме «Имя прилагательное».
1.Выберите группу вопросов подходящих к имени прилагательному.
А) кто? что? О) что делает? что сделает?
М) какой? какая? какое? какие? И) чей? сколько?
2.Что обозначает имя прилагательное?
Б) предмет О) признак предмета
Г) действие предмета С) действие действия
3.Укажите группу куда включены только прилагательные.
Л) зеленый, добрый, мягкий Е) дом, сад, огород
Б) бегает, светло, мокро И) лес, золотой, ушел
4. Найдите словосочетание из прилагательного с существительным.
Н) собака лает В) летом тепло К) куда улетел О) ласковое солнце
5. Как изменяется имя прилагательное?
Д) по числам, падежам , в единственном числе по родам
Г) по числам и родам
Е) не изменяется Ж) по родам и падежам
6.Какая часть слова изменяется в прилагательном при изменении его по числам, родам и падежам?
Ш) суффикс Ф) корень Ц) окончание Ю) приставка
7.Склонение прилагательных это_....
У) изменение по родам Р) изменение по числам
Д) изменение суффикса прилагательного Ы) изменение по падежам
М | О | Л | О | Д | Ц | Ы |
9. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
-Наш урок подошел к концу. ( слайд №23 с планетой) В недавнем прошлом 9 планета Солнечной системы Плутон, а в настоящее время крупнейшая из карликовых планет нашей системы предлагает вам подвести итог нашего урока, прочитав кодовое слово и оценив свои знания по теме «Имя прилагательное».
- Выпишите буквы по порядку внизу в тесте в клеточки…… Прочитайте.
- Какое слово получилось?......
- Поднимите руки у кого оно получилось…… Вы действительно МОЛОДЦЫ , потому что справились с итоговым тестом. Поставьте себе – 5. У кого 2 ошибки поставьте 4, вы были не совсем внимательны, а остальным надо еще раз повторить дома все, что мы знаем об имени прилагательном и в следующий раз, я думаю, ваш результат будет гораздо лучше.
- Возьмите последний листочек с планом нашего урока и рядом с этапом урока, который вызвал у вас наибольшее затруднение поставьте ( -) , а рядом с этапом, который для вас был наиболее интересен ( +). Вложите тест и план урока в тетрадь, закройте. - Урок окончен.
Демонстрационный и раздаточный материал к уроку.
ТЕСТ по теме «Имя прилагательное».
1.Выберите группу вопросов подходящих к имени прилагательному.
А) кто? что? О) что делает? что сделает?
М) какой? какая? какое? какие? И) чей? сколько?
2.Что обозначает имя прилагательное?
Б) предмет О) признак предмета
Г) действие предмета С) действие действия
3.Укажите группу куда включены только прилагательные.
Л) зеленый, добрый, мягкий Е) дом, сад, огород
Б) бегает, светло, мокро И) лес, золотой, ушел
4. Найдите словосочетание из прилагательного с существительным.
Н) собака лает В) летом тепло К) куда улетел О) ласковое солнце
5. Как изменяется имя прилагательное?
Д) по числам, падежам , в единственном числе по родам
Г) по числам и родам
Е) не изменяется Ж) по родам и падежам
6.Какая часть слова изменяется в прилагательном при изменении его по числам, родам и падежам?
Ш) суффикс Ф) корень Ц) окончание Ю) приставка
7.Склонение прилагательных это_....
У) изменение по родам Р) изменение по числам
Д) изменение суффикса прилагательного Ы) изменение по падежам
Грус__ное, в__здушный, ле___кая, п___тнистый, поз___нее, у__кая, л___нивый, счас__ливое, ро__ кая.
1.Меркурий | Постановка темы. Составление плана урока | |
2. Венера | Минутка чистописания | |
3. Земля | Словарная работа | |
4. Марс | Классификация слов | |
5. Юпитер | Копилка знаний об имени прилагательном | |
6.Сатурн | Физминутка | |
7. Уран | Склонение словосочетаний | |
8. Нептун | Тестовое задание – самостоятельная работа | |
9. Плутон | Итог урока. |
СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ
Меркурий Меркурий
Венера Венера
Земля Земля
Марс Марс
Юпитер Юпитер
Сатурн Сатурн
Уран Уран
Нептун Нептун
Плутон Плутон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...