Конспект интегрированного урока по русскому языку и ИЗО "Зимние краски"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Видякина Татьяна Юрьевна

Урок направлен на мотивацию обучающихся к созданию проекта «Зимние краски». А результатом (продуктом) работы является литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогают обучающимся в создании этой газеты. Работа детей проходила в группах. Каждая группа создала свою «зимнюю» страницу, проявляя творчество и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchitelya_zimnie_kraski.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку и ИЗО

«Зимние краски»

1.Организационный  момент. (Время 1 минута)

Дыхательная гимнастика

- Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи,  закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Почувствуйте запах свежего воздуха

Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Откройте глаза, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я желаю вам успехов на уроке  и открытие новых знаний!

2.  Мотивация  учебной деятельности обучающихся.

(Время 3 минуты)

- Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «зима».

- Как вы относитесь к этому времени года? Вы рады приходу зимы?

Произнесите радостно, удивлённо, вопросительно, грустно

Пришла зима.

- Мне хочется, чтобы Вика зачитала вам отрывок из своего сочинения.  Внимательно послушайте.

- Что вы об этом скажете?   Согласны ли вы?

3. Постановка цели и задач урока.

(Время 2 минуты) 

Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?  Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).

- А как это сделать?

  • Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Зимние краски». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогут вам в создании этой газеты.
  • Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой.
  • Давайте вспомним правила совместной работы.

Называют правила работы в группах.

  • 1.Выслушивай товарища до конца
  • 2.Говори только по делу.
  • 3.Работай дружно.
  • 4. Хорошее настроение- успех в работе.

Распределяют роли  в группе и составляют план работы.

  • Не забудьте в вашей группе  распределить роли и составьте план работы. (Редактор, художник-оформитель, корреспонденты,  секретарь, корректор…

4. Создание проекта

(Время 27 минут)

Задание 1.

- Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился,  и приклейте на вашу страницу. (Время работы 2 мин.)

Варианты названия странички:

  1. Зимние краски.                 2. Зима в лесу.

3.   Первый снег.                    4. Зимние забавы.

    Задание 2.

- Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о  стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку.

 (Время работы  3  мин.)

Физминутка.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Задание № 3.  работа над текстом

Красоту зимней природы описывали многие писатели. Ваша задача прочитать текст и заполнить таблицу.

  • Что является темой текста? (это то, о чём или о ком говорит нам автор)
  • Что такое основная мысль текста? (это вывод, к которому приводит нас автор, самое главное что он хотел сказать)
  • На какие типы речи делятся тексты?(повествование, описание, рассуждение)

Определить

Ответ

Тема

Тип речи

Заголовок (название)

Основная мысль текста

Текст и заполненную табличку приклейте на свою страничку

(Время работы 4 минуты)

Задание № 4. Упражнение в распространении текста

Что  описывали в зимней природе писатели? Ответы детей (небо, снег, деревья, солнце…)

Часто мы можем прочитать описание снега

.- Что такое снег? «Снег – атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда».

- А вы знаете, как появляется снег?

 Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Подберите к слову снег имена прилагательные,  глаголы. С чем можно сравнить снег?

Он кружится лёгкий, новый, первый снег.

Он имеет вкус и запах - первый снег

— Прочитайте текст на доске.

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.
— Удачно ли это описание? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. 
Сначала добавим пояснительные слова к слову зима. Ответим на вопрос: какая зима? Теперь добавим пояснительные слова к слову пришла: куда пришла волшебница-зима? А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у вас получились? Более удачное предложение запишите на страничку газеты.
1гр. распространяют
  предложение Снег покрыл землю.

2 гр.- Деревья стоят в снегу.

3 гр.-  Летят снежинки.

4 гр. -  Дети катаются на коньках.


В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие пушистые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом, укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза — в пышном искристом плаще. Иней на деревьях сверкает разноцветными огнями. А дети радостно катаются на коньках.

(Время работы 4 минуты)

Физминутка

Бросая снежный комочек называются

1 гр. краски зимы (синее небо, зелёный бор, голубые тени, золотистый солнечный свет, белые деревья, белизна снега, серебристый, сиреневый снег, седые облака)

2 гр.  звуки  зимнего леса (сыпался, как стеклянный дождь, звенел, хрустел,  хлопанье снега, стон ветра,  шёпот деревьев, стук дятла, скрип деревьев)

3 гр.подобрать однокоренные слова к слову снежинка  (снежок, снеговик, снежный, подснежник, снегурочка, наснежило, снег…)

4 гр. настроение, состояние души (состояние покоя, восторженное, радостное настроение,  бьётся сердце в груди, очарованность

Задание № 5.

 - На следующем этапе работы  вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Что называется сочинением? (Это изложение в письменной форме своих мыслей на заданную тему).

 Кто знает, что такое миниатюра? Миниатюра– это жанр малых форм,

т.е. небольшое по размеру произведение.

Правила написания сочинения

  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
  2. Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
  3. Слова должны быть употреблены в правильном значении.
  4. Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.

Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом. Ваши названия должны соответствовать названию страничке газеты.

- Откройте конверт № 3.  Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы  написать сочинение-миниатюру, соответствующее  заголовку вашей странички газеты. (Время работы 7 мин.)

Работа с ЭОР работая с логическими заданиями, загадками собирается пазл  картина И. Шишкина «Зима»

- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов

 Представление (защита)  работ по плану.

(Время работы 10 минут)

А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.

План.

  1. Представиться (авторы работы).
  2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
  3. Определить, где можно использовать готовый продукт.

(По 3 мин. на каждую презентацию)

Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)

 - Где можно применить эту газету?

Итог урока. Рефлексия. (Время2 минуты)

- Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?

-Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?

У вас на партах лежат разноцветные карточки, прочитайте слова, выберите прилагательное, которое более точно ответит на вопрос:
Интересный
Полезный 
Яркий 
Сложный 
«Какой получился наш урок?»

 - А сейчас откройте конверт под № 4, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек.  Если вы довольны  работой  своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны  работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.

- Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу сказать вам спасибо.

- Из ваших страничек получилась замечательная  газета,  мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет.

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме: «Упражнение в распознавании склонения имен существительных».

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме:«Упражнение в распознавании склонения имен существитель...

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 1 классе: «Безударная гласная».

     Формирование  умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формир...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении....