Конспект интегрированного урока по русскому языку в 1 классе: «Безударная гласная».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Федотова Юлия Вячеславовна

       Формирование  умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока  по русскому языку  в 1 классе: «Безударная гласная».

Составители: Федотова Ю.В. учитель - логопед, Костина М.А. учитель начальных классов,  МБОУ СОШ № 20 г.о. Самара.

Пояснительная записка

     Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.

   Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру.

Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:
1. Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить, но и начинает расширять “границы” применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.
2. Неумение практически пользоваться правилом:
 а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил- тащит, везёт-вёз и т.п.;

  б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ.
 в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне(ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ) и др.
 г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой),посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.
В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков.

К числу умений и навыков относятся следующие:

-умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

- умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;
умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Конспект урока русского языка в 1 классе

«На лесной полянке»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Урок №10 из раздела «Звуки и буквы»

Тип урока: применение знаний и умений

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Цель самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата; активизация речи.

Задачи урока:

1.Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2.Обучающие:
- формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи ипостроение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3.Воспитательные:
-
развитие познавательной активности детей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Чистописание
  3. Самоопределение к деятельности
  4. Актуализация знаний
  5. Работа по теме урока - открытие детьми нового знания
  6. Первоначальное закрепление
  7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторения
  9. Рефлексия

Средства обучения:

  • Дидактический материал на доске
  • Карточки для групповой работы
  • Карточки для работы в паре
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
  • ТСО (компьютер, проектор, экран)

Методы обучения:

  • Репродуктивный
  • Проблемный
  • Восприятие
  • Осознание
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый
  • Контроль

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

  1. Чистописание

 -Как называется наш урок? (русский язык)

- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)

- Запишите число.

- Назови буквы.     На слайде

- Какие это буквы? (гласные)

а            о           и          е          я             ё

- Напиши буквы в строчке.

- Какая буква «лишняя»? Почему?  (буква ё – всегда ударная)

- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)

  1.  Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы продолжим путешествие в загадочный мир русского языка, давайте к нему подготовимся:

 ( проводит логопед)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названием «козелок»

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем

Сверху в ушке ямка есть

Надо ямку растереть

Раз, два, три, четыре, пять

Вдоль носа разотри раз, два, три

И под носом ты потри раз, два, три

Брови нужно расчесать

Раз, два, три, четыре, пять

Продолжаем растирать.

(проводит логопед):  А теперь зарядка для языка: (артикул. упр.) « Улыбка-трубочка, Заборчик, Качели,  Часики, Чистим зубки».

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

(проводит учитель)  - Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.(на слайде)

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

  1. Актуализация знаний

1). Подбор проверочного слова

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)

2) Самостоятельная работа – со слайда

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.

Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись  +,-.)

- Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

  1. Работа по теме урока

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание.(на слайде)

- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.

(лес

Лесная

Лесник)

- Кто такой лесник?  

(1. Лесной сторож.
2. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова

-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

  1. Физминутка (самомассаж рук, проводит логопед)

          Очень холодно зимой

  • Мерзнут руки ой-ой-ой
  • Надо руки нам погреть
  • Посильнее разогреть
  • Добываем мы огонь
  • Взяли палочку в ладонь
  • И огонь себе добыли.

          Палочку мы покрутили

  1. Работа по теме урока

1.Первоначальное закрепление-работа в группах (на карточках).

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.

           (Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)

 ( Живёт в л.сул.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

2. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  (слайд)

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?         и или е?

Г.раз.мля

Гл.зач.сло

- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово. (Сл.ды, сн.га, гр.за, д.жди)

- Просигнальте «сигналиком» если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

  1. Работа по теме урока

1. словарная работа.

А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б). Отгадывание загадок

- Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)

2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей) (слайд)

3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока).   (слайд)

-  Где записаны такие слова? (в словаре)

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

  1.   А сейчас давайте поиграем в игру «один – много» (проводит логопед).
  • Лиса-лисы
  • нора-норы
  • река-реки
  • гора-горы
  • сова-совы

Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.

А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение. 
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)

  1. Выборочное письмо (проводит логопед).

- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»  (слайд)

- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.(на слайде)

 В лесу нельзя шуметь. Весной  птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

  1. Рефлексия. Оценивание (проводит учитель).

-Прочитайте то, что составлено из карточек(на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди(на доске)

- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите  орешек для белочки.

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе

Цель: совершенствование навыка правописания безударных гласных  в корне слова.Задачи:формировать умение написания словарных слов;закреплять синтаксические навыки;развивать внимание, речевые умени...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне".

Формирование понятия “орфограмма”.Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 3 класс

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Для ребят звенит звонок,Начинается урок.Время даром не теряйте,На вопросы отвечайте,Дружно тему обсуждайте.Не пройдёт ваш даром т...

Конспект урока по русскому языку. Буквы безударных гласных в корне слова

Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Формировать умение вычитать сумму из числа.Продолжить формирование умения читать выражения со скобками и находить их значения.Продолжить формирование вычисли...

Конспект урока по русскому языку. Тема Безударный гласный в корне слова.

Разработка урока по русскому языку для учащихся 3 класса....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова;Планируемые результатыПредметные:- знать как ра...