Конспект интегрированного урока по русскому языку в 1 классе: «Безударная гласная».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по русскому языку в 1 классе: «Безударная гласная».
Составители: Федотова Ю.В. учитель - логопед, Костина М.А. учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 20 г.о. Самара.
Пояснительная записка
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.
Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру.
Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:
1. Неумение найти объект применения правила:
а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;
б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить, но и начинает расширять “границы” применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.
2. Неумение практически пользоваться правилом:
а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил- тащит, везёт-вёз и т.п.;
б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ.
в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне(ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ) и др.
г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой),посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.
В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков.
К числу умений и навыков относятся следующие:
-умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);
- умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;
умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.
Конспект урока русского языка в 1 классе
«На лесной полянке»
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Урок №10 из раздела «Звуки и буквы»
Тип урока: применение знаний и умений
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Цель самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата; активизация речи.
Задачи урока:
1.Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.
2.Обучающие:
- формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи ипостроение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.
3.Воспитательные:
- развитие познавательной активности детей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Основные этапы урока:
- Организационный момент
- Чистописание
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний
- Работа по теме урока - открытие детьми нового знания
- Первоначальное закрепление
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторения
- Рефлексия
Средства обучения:
- Дидактический материал на доске
- Карточки для групповой работы
- Карточки для работы в паре
- Карточки для индивидуальной работы
- Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
- ТСО (компьютер, проектор, экран)
Методы обучения:
- Репродуктивный
- Проблемный
- Восприятие
- Осознание
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый
- Контроль
Формы организации познавательной деятельности:
- общеклассная;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Чистописание
-Как называется наш урок? (русский язык)
- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)
- Запишите число.
- Назови буквы. На слайде
- Какие это буквы? (гласные)
а о и е я ё
- Напиши буквы в строчке.
- Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)
- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)
- Самоопределение к деятельности.
Сегодня мы продолжим путешествие в загадочный мир русского языка, давайте к нему подготовимся:
( проводит логопед)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названием «козелок»
Напротив ушко мы помнем
И опять считать начнем
Сверху в ушке ямка есть
Надо ямку растереть
Раз, два, три, четыре, пять
Вдоль носа разотри раз, два, три
И под носом ты потри раз, два, три
Брови нужно расчесать
Раз, два, три, четыре, пять
Продолжаем растирать.
(проводит логопед): А теперь зарядка для языка: (артикул. упр.) « Улыбка-трубочка, Заборчик, Качели, Часики, Чистим зубки».
- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)
-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
(проводит учитель) - Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.
-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.(на слайде)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
- Актуализация знаний
1). Подбор проверочного слова
- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?
- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)
2) Самостоятельная работа – со слайда
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.
Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись +,-.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
- Работа по теме урока
1. Нахождение проверочного слова
- Сова приготовила нам новое задание.(на слайде)
- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.
(лес
Лесная
Лесник)
- Кто такой лесник?
(1. Лесной сторож.
2. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова
-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.
-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?
-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?
-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные.
-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)
- Физминутка (самомассаж рук, проводит логопед)
Очень холодно зимой
Палочку мы покрутили |
- Работа по теме урока
1.Первоначальное закрепление-работа в группах (на карточках).
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.
(Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)
( Живёт в л.сул.са.
Летит за мёдом пч.ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.)
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
- Так как проверить безударный гласный?
- Оцените работу ребят. Правильно или нет?
2. Работа в парах ( на листочках)
- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) (слайд)
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.
О или а? и или е?
Г.раз.мля
Гл.зач.сло
- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)
- Так как проверить безударную гласную?
3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа
- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.
Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово. (Сл.ды, сн.га, гр.за, д.жди)
- Просигнальте «сигналиком» если справились.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.
- Работа по теме урока
1. словарная работа.
А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)
2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей) (слайд)
3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока). (слайд)
- Где записаны такие слова? (в словаре)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
- А сейчас давайте поиграем в игру «один – много» (проводит логопед).
- Лиса-лисы
- нора-норы
- река-реки
- гора-горы
- сова-совы
Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
- Выборочное письмо (проводит логопед).
- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» (слайд)
- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.(на слайде)
В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
- Рефлексия. Оценивание (проводит учитель).
-Прочитайте то, что составлено из карточек(на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
- Продолжите высказывания….
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди(на доске)
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."
Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе
Цель: совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слова.Задачи:формировать умение написания словарных слов;закреплять синтаксические навыки;развивать внимание, речевые умени...
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне".
Формирование понятия “орфограмма”.Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных....
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 3 класс
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Для ребят звенит звонок,Начинается урок.Время даром не теряйте,На вопросы отвечайте,Дружно тему обсуждайте.Не пройдёт ваш даром т...
Конспект урока по русскому языку. Буквы безударных гласных в корне слова
Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Формировать умение вычитать сумму из числа.Продолжить формирование умения читать выражения со скобками и находить их значения.Продолжить формирование вычисли...
Конспект урока по русскому языку. Тема Безударный гласный в корне слова.
Разработка урока по русскому языку для учащихся 3 класса....
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова;Планируемые результатыПредметные:- знать как ра...