Конспект урока по русскому языку на тему : Правописание однокоренных слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кабардина Мария Николаевна

Правописание однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx41.13 КБ
Файл koren_2.pptx74.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

          Выполнила студентка: 43 группа

Кабардина Мария

                                                                                                                                              Проверил: Крутякова И.И.

                                         Отметка:

                                  Дата:

Челябинск, 2017 г.

Дата: 20.02.2017г.                                                                                          

Класс: 2 А

Кабинет:

Школа: №5

Конспект урока по русскому языку

Тема: Правописание однокоренных слов.

Цели деятельности учителя:

формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение находить в тексте однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Оборудование: презентация, учебник, 2 класс, 2 часть (перспектива)

Этапы ,методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Характеризовать особенности ситуации  общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Прием –подводящий диалог;

5 мин.

- Внимание , 1 вариант могут сесть, если  

Произнесут  однокоренные слова к слову –мороз-(морозный, морозец, морозище);

- 2 вариант может сесть, если произнесут однокоренные слова к слову – море (морской, моряк, морячка, приморский)

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок.

- Ребята , откройте тетрадки напишите – Число и классная работа.

Определять правильное значение слов.

 Называть однокоренные слова.

Беседа.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Постановка и решение  учебной задачи

Метод – практический;

Приём –

Распределительно орфографический диктант

12 мин.

- Мы начинаем работать!

Словарный диктант:

Огурец, молоток, лисица, месяц, овес, однажды, осина, отец, пальто, лестница.

- Что такое слово? Для чего оно нам нужно?

Обсуждая эти вопросы, вы можете воспользоваться  высказыванием известного писателя.

 Русский язык!
Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

А. В. Толстой

Посмотрите на схему, постарайтесь составить как можно больше предложений соответствующих ей:

………._________   _________ ………..   .

                                  _________

http://znkozlova.narod.ru/images/chp02.gif

(повествовательное, невоскл., распр.)

  1. Послушайте сказку:

«Жил-был много лет назад корень «ЛЁТ». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень «ЛЁТ» и стал он расти. Сначала вырос один росток, потом второй, третий. Вот какое дерево получилось!»

(рисунок с изображением дерева) ЛЁТ: (я называю, дети продолжают) отлёт, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, вылет, лётный.

-Как можно назвать эти слова?

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Как вы думаете, какая тема будет нашего урока?

(Правописание однокоренных слов)

 - Я напишу начало слова и конец слова, а вы должны найти корень, который подходит сразу ко всем словам:

Пере …..ка пере …. чик под …. ка

Проверка: корень воз, пис

Класс делится на 5 подгрупп по 6 учеников в каждой подгруппе. Каждая подгруппа получает задание на карточке.

(Задание) Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

1гр. – Двор, дворы, дворовый, дворник.

2гр. – Сосна, сосны, сосновый, сосняк.

3 гр. – Скрип, скрипит, скрипучий.

4 гр. – Кот, котенок, котята

5 гр. – Лесной, лес, лесок, лесник.

Упражнение 64 (с.48) - Дополните предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

Мы живем на берегу Черного ….. Мой отец - …. . Отец служит на большом… корабле. ….. – это жена моряка. Мы отдыхали в небольшом ….. городке.

Молодцы!

Писать словарный диктант.

Выполнять практическое задание.

Выполнять задание, самопроверка своей деятельности.

Формировать цели и задачи урока.

Самостоятельная работа:

Подобрать корень в словах.

Работать в группах.

Работать по карточкам: выделить корень в словах, подчеркнуть проверочное слово.

Работать с учебником.

Вставить пропущенные слова.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Физ. минутка

2 мин.

Повторять движения

Решение частных учебных задач

Метод – словесный;

Прием: беседа, объяснение.

Метод – практический;

Прием: упражнение письменное и устное;

Творческое задание.

20 мин.

Работа в  парах:

- Каждый, возьмите по одному корню и выберите из предложенных слов только те, которые вы считаете однокоренными, обозначьте в них корень.

берёз

осин

сосн

клён

ель

свет

дуб

Берёза

Осина

Сосны

Кленовый

Ёлка

светить

Дуб

Берёзовый

Осиновый

Сосенка

клёны

Ёлочка

светлый

Дубки

Подберёзовик

Подосиновик

Сосновый

клеёнка

Еловая

светлячок

дубовые

берёзонька

Осинка

Сонный

юла

светленький

дупло

берёзка

осень

Самоцветик

бирюза

Докажите, что оставшиеся слова родственные.

(они имеют одинаковый корень и одно значение).

- Для чего мы должны уметь правильно подбирать однокоренные слова?

(Чтобы проверять орфограммы в словах).

Работа в группах.

- В следующем задании вам предстоит выделить орфограмму в словах, подобрать проверочное слово, вспомнить правило по этой орфограмме.

Проверяемые безударные гласные в корне.

Парные согласные в корне.

Непроверяемые гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

Чтобы проверить парный согласный в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный звук.

Чтобы правильно написать слово с непроверяемой безударной гласной надо посмотреть написание слова в орфографическом словаре.

Сосновый

Кленовый

Еловая

Сосны

Клён

Ель

Берёзка

Дуб

Дубки

Берёза

Дубы

Дубок

Берёза

Осина

Орех

- Назовите и запишите  однокоренные слова с корнем лес.  Побеждает тот, у кого больше и правильная получится цепь однокоренных слов.

( Лес, лесник, лесной, лесок, перелесок, Лесовичок, лесочек, лесоруб, лесовоз, лесистый, лесничий, лесничество,).

Работать в парах с таблицей.

Выполнять упражнение.

Составлять полное и грамотное предложение , отвечая на вопрос.

Работать в группах .

Заполнить пропуски и подобрать слова под данное правило.

Самостоятельная работа.

Подбирать однокоренные слова с корнем – лес.

Познавательные:

строят речевые высказывания.

Коммуникативные : умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента).

Рефлексивный

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5 мин.

- - Назовите главную часть слова (Корень.)

- Почему именно корень считается главной частью слова? (В корне заключено основное значение слова.)

- Для чего нужно уметь находить корни в словах? (Чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.)

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.

Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль.

Информация о домашнем задании

Стр. 51 , упражнение 68

Проверяемые безударные гласные

в корне слова

Правило.

Безударный гласный в корне проверяй ________________ .

Для этого __________________ слово или подбери ___________________ .

Парные согласные в корне слова

Правило.

Чтобы проверить парный согласный в

корне, нужно ______________ слово или

подобрать ___________________ слово, в

котором после этого согласного стоит _____________ звук.

Непроверяемые гласные

в корне слова

Правило.

Чтобы правильно написать слово

с непроверяемой безударной гласной надо _________________ написание слова

в орфографическом _____________ .

берёз

осин

сосн

клён

ель

свет

дуб

берёз

осин

сосн

клён

ель

свет

дуб

Берёза

Осина

Сосны

Кленовый

Ёлка

светить

Дуб

Берёза

Осина

Сосны

Кленовый

Ёлка

светить

Дуб

Берёзовый

Осиновый

Сосенка

клёны

Ёлочка

светлый

Дубки

Берёзовый

Осиновый

Сосенка

клёны

Ёлочка

светлый

Дубки

Подберёзовик

Подосиновик

Сосновый

клеёнка

Еловая

светлячок

дубовые

Подберёзовик

Подосиновик

Сосновый

клеёнка

Еловая

светлячок

дубовые

берёзонька

Осинка

Сонный

юла

светленький

дупло

берёзонька

Осинка

Сонный

юла

светленький

дупло

берёзка

осень

Самоцветик

берёзка

осень

Самоцветик

бирюза

бирюза

берёз

осин

сосн

клён

ель

свет

дуб

берёз

осин

сосн

клён

ель

свет

дуб

Берёза

Осина

Сосны

Кленовый

Ёлка

светить

Дуб

Берёза

Осина

Сосны

Кленовый

Ёлка

светить

Дуб

Берёзовый

Осиновый

Сосенка

клёны

Ёлочка

светлый

Дубки

Берёзовый

Осиновый

Сосенка

клёны

Ёлочка

светлый

Дубки

Подберёзовик

Подосиновик

Сосновый

клеёнка

Еловая

светлячок

дубовые

Подберёзовик

Подосиновик

Сосновый

клеёнка

Еловая

светлячок

дубовые

берёзонька

Осинка

Сонный

юла

светленький

дупло

берёзонька

Осинка

Сонный

юла

светленький

дупло

берёзка

осень

Самоцветик

берёзка

осень

Самоцветик

бирюза

бирюза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А. В. Толстой

Слайд 2

…..._________ _________ …… . _________

Слайд 3

Пере …..ка пере …. чик под …. ка

Слайд 4

1гр. – Дв..р, дв..ры, дв..ровый, дв..рник. 2гр. – С..сна, с..сны, с..сновый, с..сняк. 3 гр. – Скр..п, скр..пит, скр..пучий. 4 гр. – К..т, к..тенок, к..тята, к..теночек. 5 гр. – Л..сной, л..с, л..сок, л..сник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание однокоренных слов"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание однокоренных словЦели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.Планируемые результа...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."

В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова » Цели деятельности учителя: формирование умений различат...