Конспект урока по русскому языку «Распознавание глаголов среди однокоренных слов», 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тарасевич Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.
Планируемые результаты: 
Предметные:
- знать о существенных признаках глагола как части речи;
- уметь выделять глагол среди других частей речи;
- уметь определять части речи среди родственных слов.
Личностные:
-проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raspoznavanie_glagolov_sredi_odnokorennyh_slov.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019

                      ФИО учителя: Чабан Ю.В.

Школа: № 68

      ФИ студента: Тарасевич Анастасия

Класс:

                      ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет 13

                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Распознавание глаголов среди однокоренных слов»

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать о существенных признаках глагола как части речи;
- уметь
выделять глагол среди других частей речи;
- уметь
определять части речи среди родственных слов. 

Личностные:
- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»

Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» .Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако» ПК, презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Приём: беседа, подводящий диалог

1 мин

Здравствуйте, ребята.
- Присаживайтесь

С каким настроением начинаем урок?

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.  Пусть этот урок подарит нам хорошее настроение.

- приветствуют учителя;

- присаживаются;

Л: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение сущ-х по заданию

4 мин

Минутка чистописания.
Для чего она нужна?
Посмотрите на доску. Что вы на ней видите?
Перед вами соединение букв ГЛ.
Откройте свои тетради и аккуратно каллиграфическим почерком запишите число, классная работа. Вам нужно прописать до конца строки данное соединение.

- Выполняем правильное соединение букв, следим за их размером.

- Назовите слова, в которых встречается это соединение букв.
Запишите их к себе в тетрадь, первое слово с большой буквы, остальные через запятую.
- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради

- чтобы красиво писать.

Выполняют задания  в тетрадях

-глагол, глупость, гласная.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

4 мин

Прочитайте стихотворение про себя. Кто прочитает вслух?

Полюбуйся! Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Что значит, в ярком золоте день утопает?

Значение всех слов вам понятно?

На экране: Караван – группа, вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
В тетрадь запишите это стихотворение, вставьте пропущенные буквы.

Назовите орфограммы. Подобрать проверочные слова.

Какие части речи вы знаете?

Охарактеризуйте каждую  часть  речи по плану:

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?
Самостоятельно укажите части речи в стихотворении. Проверяем. По цепочке каждый называет слово и определяет часть речи.

Молодцы.
Какая тема у нас была на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим работу с глаголами. Мы будем учиться распознавать глаголы среди однокоренных слов.


Назовите тему?
Цель урока?

- наступает, приставка на, вёсны, полёт, утонет, золотой, разделительный мягкий знак.

-караван

существительное, прилагательное, глагол.

Существительное – предмет, кто что, по числам, родам, падежам.
Прилагательное - признак предмета, какой какая, по падежам, числам, родам.
Глагол - действие предмета, лицам, числам, родам
Значение и употребление глаголов в речи.

-Распознавание глаголов среди однокоренных слов

-Научиться распознавать глаголы среди однокоренных слов. 

П:

извлечение необходимой информации;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый

 

Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение сущ-х по заданию

11 мин

Какие слова называются однокоренными?

- Я прочитаю группы слов. Вы запишите только глаголы.

1) Зелёный, зелень, зазеленели, зелёнка.

2)Проталина, растаял, растаявший.

3)Свист, свистеть, свисток, свистящий.

4)Цветы, цветной, зацветать, цветочек.

5)Голубизна, голубеть, голубенький.

6) Лётный, перелёт, прилетели,  лётчик.

Докажите, что это глагол?

Работа в парах.

 Найти в словаре 5 имен существительных, подобрать к каждому однокоренной  глагол.

Пример: ворона – проворонила, ученик – учить, рисунок – рисовать, ….

 Обозначить в словах непроверяемые безударные гласные.

Проверяем.(опрос)

Молодцы.

слова с одинаковым корнем

Обозначают действия, отвечают на вопросы что делать? что сделать?

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог

5 мин

Откройте учебник на странице 105. Прочитайте упражнение 180.
Посмотрите на картинки, какая была погода?
Обратите внимание на первую картинку, что вы видите?
Что произошло на второй картинке? Третей? Четвёртой?

Какой общей темой можно объединить эти картинки? Это и будет наш заголовок. Какого типа текст можно составить по этим картинкам?
Вам нужно составить 6 предложений.
1 предложение это ответ на вопрос «Какая была погода?»
2345- это предложения по картинкам. И 6-е предложение это подвести итог, то есть как вы думаете, чем всё закончилось.
Посмотрите на экран, перед вами глаголы помощники.

Прочитайте упражнение 178.

Скажи, в чём сходство и различие слов в каждой паре.

Вам нужно списать, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы, как вы видите на примере в учебнике.
Указать над каждым словом, какой частью речи оно является.

Теперь давайте проверим по эталону. У кого есть ошибки, где они допущены?
-Молодцы, вы справились .

-1. Существительно 2 глагол.

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический

Приём: упражнение

5 мин

 Работа по карточкам.

Запишите под диктовку словосочетания. Обозначьте орфограммы  у глаголов и выделите приставки.

1 вариант.

Склевать корм, зажурчали ручьи, осветить поляну,  закапали с крыши, побежали вдоль дороги,  не  растаял в овраге.

- Составьте с любым словосочетанием предложение. Запишите его. Укажите части речи. Определите грамматическую основу предложения.

2 вариант.

Пролететь над городом, показались на проталинах, посмотреть на облако, растают на солнце,  не зацвела в саду, захлопотали у гнёзд.

- Составьте с любым словосочетанием предложение. Запишите его. Укажите части речи. Определите грамматическую основу предложения.
Передаём с последней парты на первую.

- Какие приставки вы выделили?

- Какие орфограммы встретились ещё в данных словосочетаниях?

-Выполняют задания на карточках

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

8 мин

Теперь следующее задание. Подберите к данным словам однокоренные глаголы.

Подарок, сторож, обед, дежурный, зеленый, морозный, помощь, просьба, веселый.
Получившиеся слова запишите в тетрадь и  выделите корень.
У кого какие слова получились?

Молодцы!

-Выполняют задания

- подарить, сторожить, обедать, дежурить, зеленеть, морозный, помогать, просить, весёлый.

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

Приём: беседа

3 мин

Наш урок подошёл к концу. 

В чём испытывали затруднение?

Ребята, мы достигли цели урока?
Что такое однокоренные слова?

Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…
Спасибо за урок!

- ответы детей;

- слова с одинаковым корнем.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Распознавание и подбор однокоренных слов».

Данный урок по ФГОС. На уроке закреплялась работа с однокоренными словами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."

В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временамПланируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагол;- Уметь изменять глаголы по вре...

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу. Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изме...

Конспект урока по русскому языку "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку  "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК ''Школа России'' 3 класс...