Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА Методическим объединением «Родничок» Протокол от 31.05.2019 г. № 5 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Баранова В.И./__________/ 31.05.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка В.И.Перевалов /________/ Приказ от 03.06.2021 г. № 173-ОД |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
(наименование учебного предмета, курса)
Начальное общее образование, 1 класс
(уровень общего образования, класс)
2021-2022 учебный год
(учебный год)
Составлена на основе:
Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с ФГОС ООП, НОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка и авторской программы В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкиной и др. «Русский язык»
Составила: Русакова С.М. учитель начальных классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения; осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
- на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действийпредметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах(простые случаи), о словах, близких и противоположных позначению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы«кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждогопредложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему(например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетанияхчк, чн, чт ;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
2) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
3) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- все буквы русского алфавита и правильно называть их;
- основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и называем).
Учащиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам (простые случаи);
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- правильно списывать слова и предложения с печатного и рукописного шрифта;
- грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из трех-пяти слов, правописание которых не расходится
- с произношением;
- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей,клички животных;
- устно составлять текст из трех-пяти предложений наопределенную тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Форма промежуточной аттестации в 1 классе: диктант с грамматическим заданием.
Уровень сформированности Метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД), а также личностных УУД отслеживается по итогам I полугодия (декабрь) и года (май) в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (Основная программа начального общего образования МБОУ школа-интернат с.Некрасовка).
Содержание учебного предмета, курса
1 класс (50 ч)
- Наша речь. (2 ч.)
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
- Текст, предложение, диалог. (3 ч.)
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
- Слова, слова, слова… (4 ч.)
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.
- Слово и слог. Ударение. (6 ч.)
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
- Звуки и буквы. (34 ч.)
Различение звуков и букв.Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
- Повторение. (1 ч.)
Составление небольших рассказов повествовательного характера.
Тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
Наша речь. (2ч.) | |||
1. | Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная. | 10.03 | |
2. | Русский язык – родной язык русского народа. | 11.03 | |
Текст, предложение, диалог. (3ч.) | |||
3. | Текста (общее представление). | 12.03 | |
4. | Предложение как группа слов, выражающих законченную мысль. | 13.03 | |
5. | Диалог. | 16.03 | |
Слова, слова, слова… (4ч.) | |||
6. | Слово. Роль слов в речи. | 17.03 | |
7. | Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. | 18.03 | |
8. | «Вежливые слова». Составление текста по рисунку и опорным словам. | 19.03 | |
9. | Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 20.03 | |
Слово и слог. Ударение. (6ч.) | |||
Слово и слог. (2ч.) | |||
10. | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | 30.03 | |
11. | Деление слов на слоги. | 31.03 | |
Перенос слов. (2ч.) | |||
12. | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | 1.04 | |
13. | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | 2.04 | |
Ударение (общее представление). (2ч.) | |||
14. | Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | 3.04 | |
15. | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Знакомство с орфоэпическим словарем. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 6.04 | |
Звуки и буквы. (34ч.) | |||
Звуки и буквы. (2ч.) | |||
16. | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 7.04 | |
17. | Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение за изобразительными возможностями языка. | 8.04 | |
Русский алфавит, или Азбука. (2ч.) | |||
18. | Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. | 9.04 | |
19. | Использование алфавита при работе со словарями. | 10.04 | |
Гласные звуки. (3ч.) | |||
20. | Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон – сын). | 13.04 | |
21. | Буквы е, ё, ю, я, и их функции в слове. | 14.04 | |
22. | Слова с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос. | 15.04 | |
Ударные и безударные гласные звуки. (5ч.) | |||
23. | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 16.04 | |
24. | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 17.04 | |
25. | Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 20.04 | |
26. | Диктант №1 по теме «Гласные звуки». | 21.04 | |
27. | Написание слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока, и др.) Работа с орфографическим словарем. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 22.04 | |
Согласные звуки. (2ч.) | |||
28. | Буквы. Обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка – бочка). | 23.04 | |
29. | Слова с удвоенными согласными. | 24.04 | |
Буквы Й и И. (1ч.) | |||
30. | Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | 27.04 | |
Твердые и мягкие согласные звуки. (3ч.) | |||
31. | Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. | 28.04 | |
32. | Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. | 29.04 | |
33. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 30.04 | |
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. (3ч.) | |||
34. | Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласными (день, конь). | 5.05 | |
35. | Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласными (день, конь). | 6.05 | |
36. | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 7.05 | |
Согласные звонкие и глухие. (5ч.) | |||
37. | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 8.05 | |
38. | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 13.05 | |
39. | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 14.05 | |
40. | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Работа с текстом. Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунок). | 15.05 | |
41. | Промежуточная аттестация. Диктант №2 по теме «Согласные звуки». | 18.05 | |
Шипящие согласные звуки. (1ч.) | |||
42. | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект №1 «Скороговорки» Составление сборника «Веселые скороговорки». | 19.05 | |
Буквосочетания чк, чн, чт. (1ч.) | |||
43. | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. Наблюдение за изобразительными возможностями языка. | 20.05 | |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. (3ч.) | |||
44. | Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 21.05 | |
45. | Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль». | 22.05 | |
46. | Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант. | 25.05 | |
Заглавная буква в словах (3ч.) | |||
47. | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | 26.05 | |
48. | Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | 27.05 | |
49. | Проект №2«Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма) | 28.05 | |
Повторение. (1ч.) | |||
50. | Составление рассказа по рисунку. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...