Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Содержание:
Стр. | |
| 3-10 |
| 10-13 |
| 14-23 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык » являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:
фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
•первоначальные умения проверять написанное;
•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметными результатами изучения предмета являются:
Развитие речи
Учащийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный —согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Учащийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Учащийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Учащийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Учащийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Учащийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш,
ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях
чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (. ? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
- применять орфографическое чтение (проговаривание)
при письме под диктовку и при списывании;
- безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
- писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
При изучении материала по предмету .... для использования на учебных занятиях, при выполнении домашних заданий используются следующие виды учебно-познавательной деятельности обучающихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание докладов, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, анализ таблиц, схем, анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
В ходе реализации программы предусмотрена организация проектной и учебно — исследовательской деятельности обучающихся.
- Содержание учебного предмета «Русский язык» 2 класс (170 часов)
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (14 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (33 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в словах. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (26 ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов,
распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (19 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Предмет «Русский язык » в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами создает условия для формирования познавательных умений, логического и абстрактного мышления как основы дальнейшего эффективного обучения, для повышения уровня воспитанности .
Межпредметные связи учебного предмета повышают доступность усвоения материала.
- Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
(170 часов)
В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок».
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивно-го диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников команд-ной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспе-
вающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рам-
ках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспе- чивающих современные активности обучающихся
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Взаимосвязь с Программой воспитания |
1 | Наша речь | 4 ч | Инсценирование рассказа В. Осеевой «Синие листья» |
2 | Текст | 5 ч | Творческое задание «Составь текст по рисунку» |
3 | Предложение | 14 ч | 1.Игра «Найди взаимосвязь» 2.Игра «Распространи предложение» |
4 | Слова, слова, слова… | 22 ч | 1.Проект «Слово и его лексическое значение» 2.Игра «Дополни текст» |
5 | Звуки и буквы |
| 1.Игра «Имена собственные» 2. Проект «Слова-иностранцы». 3.Конкурс кроссвордов «Одежда» 4. Презентация «Творчество А. С. Степанова». 5.Конкурс сочинений «Мой любимый домашний питомец» |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 26 ч | 1.Игра «Лишнее слово» 2. Игра «Шифровальщики» |
7 | Части речи | 37ч | 1.Кроссворд «Части речи» 2. Презентация «Путешествие по планете» 3. Обсуждение «Самое лучшее время года» 4. Презентация «Творчество В. М. Васнецова» |
8 | Повторение | 19 ч | Игра «Подбери словечко» |
ИТОГО: | 170 ч. |
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
(170 часов)
№ п\п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Взаимосвязь с Программой воспитания |
Наша речь (4 ч.) | |||
1 триместр | |||
1.1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? | 1ч | |
1.2 | Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? | 1ч | |
1.3 | Как отличить диалог от монолога? | 1ч | Инсценирование рассказа В. Осеевой «Синие листья» |
1.4 | Как отличить диалог от монолога? | 1 ч | |
Текст (5 ч.) | |||
2.1 | Что такое текст? | 1ч | |
2.2 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1ч | |
2.3 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 ч | |
2.4 | Части текста. | 1ч | Творческое задание «Составь текст по рисунку» |
2.5 | Части текста. | 1ч | |
Предложение (14 ч.) | |||
3.1 | Что такое предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Словарный диктант. | 1ч | |
3.2 | Как из слов составить предложение? Проверочная работа. | 1ч | |
3.3 | Как из слов составить предложение? | 1ч | |
3.4 | Что такое главные члены предложения? | 1ч | Игра «Найди взаимосвязь» |
3.5 | Что такое главные члены предложения? | 1 ч | |
3.6 | Входной контроль. Контрольное списывание. | 1ч | |
3.7 | Анализ и работа над ошибками. Что такое второстепенные члены предложения? | 1ч | |
3.8 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1ч | |
3.9 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | ||
3.10 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Проверочная работа. | 1ч | |
3.11 | Что такое распространенное и нераспространённое предложения? | 1ч | Игра «Распространи предложение» |
3.12 | Что такое распространенное и нераспространённое предложения? | 1ч | |
3.13 | Обучающее изложение по опорным словам. | 1ч | |
3.14 | Как установить связь слов в предложении? | 1ч | |
Слова, слова, слова… (22 ч.) | |||
4.1 | Что такое лексическое значение слова? Проверочная работа. | 1ч | |
4.2 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1ч | Проект «Слово и его лексическое значение» |
4.3 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1ч | |
4.4 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Проверочная работа. | 1ч | |
4.5 | Что такое синонимы? | 1ч | |
4.6 | Что такое синонимы? | 1ч | |
4.7 | Что такое антонимы? Проверочная работа. | 1ч | |
4.8 | Что такое антонимы? | 1ч | |
4.9 | Что такое корень слова? | 1ч | |
4.10 | Что такое однокоренные слова? Проверочная работа | 1ч | |
4.11 | Что такое однокоренные слова? | 1ч | Игра «Дополни текст» |
4.12 | Какие бывают слоги? | 1 ч | |
4.13 | Какие бывают слоги? Словарный диктант за 1 четверть. | 1ч | |
4.14 | Как определить ударный слог? | 1ч | |
4.15 | Как определить ударный слог? | 1ч | |
4.16 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант за 1 четверть. | 1ч | |
4.17 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1ч | |
4.18 | Что такое родственные слова? | 1 ч | |
4.19 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1ч | |
4.20 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1ч | |
4.21 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 ч | |
4.22 | Проверочная работа по теме «Слог. Ударение. Перенос слова.» | 1ч | |
Звуки и буквы (33 ч.) | |||
5.1 | Как различить звуки и буквы? | 1ч | |
5.2 | Как мы используем алфавит? Проверочная работа | 1ч | |
2 триместр | |||
5.3 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? Словарный диктант. | 1ч | Игра «Имена собственные» |
5.4 | Как определить гласные звуки? | 1ч | Проект «Слова-иностранцы» |
5.5 | Как определить гласные звуки? | 1ч | |
5.6 | Контрольный диктант «Друзья» | 1ч | |
5.7 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1ч | |
5.8 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверочная работа | 1ч | |
5.9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1ч | |
5.10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1ч | |
5.11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч | |
5.12 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1ч | Конкурс кроссвордов «Одежда» |
5.13 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1ч | |
5.14 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 ч | |
5.15 | Контрольное списывание. | 1ч | |
5.16 | Как определить согласные звуки? | 1ч | |
5.17 | Согласный звук Й и буква И краткое. Проверочная работа. | 1ч | |
5.18 | Согласный звук Й и буква И краткое. | 1 ч | |
5.19 | Слова с удвоенными согласными. | 1ч | |
5.20 | Слова с удвоенными согласными. | 1ч | Презентация «Творчество А. С. Степанова» |
5.21 | Обучающее сочинение по картине А. Степанова «Лоси» | 1ч | |
5.22 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | 1ч | |
5.23 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом | 1ч | |
5.24 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Проверочная работа. | 1ч | |
5.25 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Словарный диктант за 2 четверть. | 1ч | |
5.26 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1ч | Конкурс сочинений «Мой любимый домашний питомец» |
5.27 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1ч | |
5.28 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1ч | |
5.29 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 ч | |
5.30 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант за 2 четверть. | 1ч | |
5.31 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1ч | |
5.32 | Проверочная работа по теме «за 1 полугодие» с.44 | 1ч | |
5.33 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1ч | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. (26 ч.) | |||
6.1 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Проверочная работа | 1ч | |
6.2 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1ч | Игра «Лишнее слово» |
6.3 | Обучающее изложение «Белёк» | 1ч | |
6.4 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1ч | |
6.5 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1ч | |
6.6 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1ч | |
6.7 | Контрольный диктант «В лесу». | 1ч | |
6.8 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1ч | |
6.9 | Проверь себя. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1ч | |
6.10 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочная работа. | 1ч | |
6.11 | Наши проекты. Рифма. | 1ч | |
6.12 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1ч | |
6.13 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1ч | |
6.14 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1ч | |
6.15 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Проверочная работа | 1ч | |
6.16 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 1ч | |
6.17 | Правописание парных согласных в корне слова | 1ч | |
6.18 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1ч | |
6.19 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 ч | |
6.20 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Словарный диктант. | 1ч | |
6.21 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1ч | |
3 триместр | |||
6.22 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1ч | Игра «Шифровальщики» |
6.23 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверочная работа. | 1ч | |
6.24 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1ч. | |
6.25 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1ч | |
6.26 | Контрольное списывание «Кораблик». | 1ч | |
Части речи (47 ч.) | |||
7.1 | Что такое части речи? | 1ч. | Кроссворд «Части речи» |
7.2 | Что такое имя существительное? Проверочная работа. | 1ч | |
7.3 | Что такое имя существительное? | 1ч | |
7.4 | Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. | 1ч | |
7.5 | Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. | 1ч | |
7.6. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1ч | |
7.7 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Словарный диктант за 3 четверть. | 1ч | |
7.8 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1ч | |
7.9 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант за 3 четверть. | 1ч | |
7.10 | Работа над ошибками. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1ч | |
7.11 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1ч | |
7.12 | Заглавная буква в географических названиях. | 1ч | Презентация «Путешествие по планете» |
7.13 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 ч | |
7.14 | Обучающее изложение «Люлька» | 1ч | |
7.15 | Единственное и множественное число имен существительных. | 1ч | |
7.16 | Единственное и множественное число имен существительных. Проверочная работа. | 1ч | |
7.17 | Обучающее изложение | 1ч. | |
7.18 | Проверка знаний по теме «Имя существительное» | 1ч | |
7.19 | Что такое глагол? Проверочная работа. | 1ч | |
7.20 | Что такое глагол? | 1ч | |
7.21 | Единственное и множественное число глаголов. Проверочная работа. | 1ч | |
7.22 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1ч | |
7.23 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1ч | Обсуждение «Самое лучшее время года» |
7.24 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 ч | |
7.25 | Что такое текст-повествование? Проверочная работа. | 1ч | |
7.26 | Что такое имя прилагательное? | 1ч | |
7.27 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Проверочная работа. | 1ч | |
7.28 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1ч | |
7.29 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1ч | |
7.30 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Проверочная работа. | 1ч | |
7.31 | Что такое текст-описание? | 1ч | Презентация «Творчество В. М. Васнецова» |
7.32 | Что такое текст-описание? | 1 ч | |
7.33 | Общее понятие о предлоге. Итоговый словарный диктант. | 1ч | |
7.34 | Общее понятие о предлоге. | 1ч | |
7.35 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1ч | |
7.36 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1ч | |
7.37 | Итоговая комплексная работа. | 1ч | |
7.38 | Восстановление предложений. | 1ч | |
7.39 | Восстановление предложений. | 1ч | |
7.40 | Итоговый контроль. Итоговый контрольный диктант «Дети в лесу». | 1ч | |
7.41 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Что такое местоимение? | 1ч | |
7.42 | Что такое местоимение? Проверочная работа по теме «Местоимения» | 1ч | |
7.43 | Что такое местоимение? | 1ч | |
7.44 | Что такое местоимение? | 1ч | |
7.45 | Что такое текст-рассуждение? | 1ч | |
7.46 | Что такое текст-рассуждение? | 1ч | |
7.47 | Проверочная работа за 2 полугодие. | 1ч | |
Повторение (19 ч.) | |||
8.1 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Текст» | 1ч | |
8.2 | Повторение по теме «Текст» | 1ч | |
8.3 | Повторение по теме «Текст» | 1ч | |
8.4 | Повторение по теме «Предложение» | 1ч | |
8.5 | Повторение по теме «Предложение» | 1ч | |
8.6 | Повторение по теме «Предложение» | 1ч | |
8.7 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1ч | |
8.8 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1ч | |
8.9 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1ч | |
8.10 | Повторение по теме «Части речи» | 1ч | |
8.11 | Повторение по теме «Части речи» | 1ч | |
8.12 | Повторение по теме «Части речи» | 1ч | |
8.13 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1ч | Игра «Подбери словечко» |
8.14 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1ч | |
8.15 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1ч | |
8.16 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1ч | |
8.17 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1ч | |
8.18 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1ч | |
8.19 | Повторение пройденного материала. | 1ч | |
ВСЕГО: 170ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...