Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету " Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений: \ авторы программы: Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова/ Москва "Просвещение"2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по предмету: «Русский язык» 3класс
Пояснительная записка
АООП по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
- Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С(К)Ш для обучающихся с ОВЗ на 2021 – 2022 учебный год.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
- учебника Э. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (М., «Просвещение», 2018г).
Цель предмета - формирование у обучающегося коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускнику специального (коррекционного) учреждения максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Роль учебного предмета:
- формирование у обучающегося интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- знакомство со связной письменной речью как видом общения;
- обучение грамотному и аккуратному письму;
- формирование первоначальных умений в письменных высказываниях
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
- алфавит.
- гласные и согласные буквы и звуки;
- правила написания предложения;
- знать названия предметов, действий, признаков;
- правописание собственных и нарицательных имен;
- правописание предлогов.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Коммуникативные БУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные БУД:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты:
В результате освоения учебной программы обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст.
В результате освоения учебной программы обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
Виды работ обучающиегося:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающегосяся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.
Межпредметные связи:
Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.
Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.
Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика»
Сроки реализации учебного предмета «Русский язык» 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка письменных работ
- Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
- Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе: 20-25 слов.
- Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
- Диктанты
- «5» — работа выполнена без ошибок;
- «4» — 1-3 ошибки;
- «3» — 4-5 ошибок;
- Грамматические задания
- «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
- «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
- «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
- Контрольные списывания
- «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
- «4» — 1 ошибка и одно исправление;
- «3» — 2 ошибки и одно исправление;
- «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | |||||
I четверть | ||||||||
1 | 1 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 03.09 | |||||
2 | 1 | Завершение начатого предложения. | 07.09 | |||||
3 | 1 | Различение набора слов и предложения | 10.09 | |||||
4 | 1 | Порядок слов в предложении. | 14.09 | |||||
5 | 1 | Знакомство с алфавитом. | 17.09 | |||||
6 | 1 | Звуки гласные и согласные. | 21.09 | |||||
7 | 1 | Ударение в словах. | 24.09 | |||||
8 | 1 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. | 28.09 | |||||
9 | 1 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 01.10 | |||||
10 | 1 | Перенос части слова при письме | 05.10 | |||||
11 | 1 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 08.10 | |||||
12 | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 12.10 | |||||
13 | 1 | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | 15.10 | |||||
14 | 1 | Проверочный диктант за 1 четверть. | 19.10 | |||||
15 | 1 | Различение твердых и мягких согласных. | 22.10 | |||||
II четверть | ||||||||
2 | 1 | Написание ЖИ – ШИ в словах | 09.11 | |||||
3 | 1 | Написание ЧА-ЩА в словах. | 12.11 | |||||
4 | 1 | Написание ЧУ-ЩУ в словах. | 16.11 | |||||
8 | 1 | Составление пар звонких и глухих согласных. | 19.11 | |||||
9 | 1 | Повторение. | 23.11 | |||||
10 | 1 | Различение Б-П, В-Ф | 26.11 | |||||
11 | 1 | Различение Б-П, В-Ф | 30.11 | |||||
12 | 1 | Различение Д-Т, Г-К. | 03.12 | |||||
13 | 1 | Различение Д-Т, Г-К. | 07.12 | |||||
14 | 1 | Различение Ж-Ш, З-С. | 10.12 | |||||
15 | 1 | Различение Ж-Ш, З-С. | 14.12 | |||||
16 | 1 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. | 17.12 | |||||
17 | 1 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 21.12 | |||||
18 | 1 | Проверочный диктант за 2 четверть. | 24.12 | |||||
19 | 1 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 28.12 | |||||
III четверть | ||||||||
1 | 1 | Правила правописания в словах. | 11.01 | |||||
2 | 1 | Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? | 14.01 | |||||
3 | 1 | Обобщающее название для групп однородных предметов. | 18.01 | |||||
4 | 1 | Выделение названий предмета из предложения. | 21.01 | |||||
5 | 1 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 25.01 | |||||
6 | 1 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 28.01 | |||||
7 | 1 | Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают? | 01.02 | |||||
8 | 1 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | 04.02 | |||||
9 | 1 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали? | 08.02 | |||||
10 | 1 | Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | 11.02 | |||||
11 | 1 | Постановка вопросов к названиям действий. | 15.02 | |||||
12 | 1 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 18.02 | |||||
13 | 1 | Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? | 22.02 | |||||
14 | 1 | Различение предметов по их признакам | 25.02 | |||||
15 | 1 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 01.03 | |||||
16 | 1 | Названия предметов, действий и признаков. | 04.03 | |||||
17 | 1 | Названия предметов, действий и признаков. | 11.03 | |||||
18 | 1 | Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. | 15.03 | |||||
19 | 1 | Проверочный диктант за 3 четверть. | 18.03 | |||||
20 | 1 | Предлог К, ПО, ОТ со словами. | 22.03 | |||||
IV четверть | ||||||||
1 | 1 | Предлог О со словами. | 05.04 | |||||
2 | 1 | Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами. | 08.04 | |||||
3 | 1 | Выделение предложения из текста. | 12.04 | |||||
4 | 1 | Предложение законченное и незаконченное. | 15.04 | |||||
5 | 1 | Распространение предложений. | 19.04 | |||||
6 | 1 | Слова в предложении. | 22.04 | |||||
7 | 1 | Порядок слов в предложении. | 26.04 | |||||
8 | 1 | Наблюдение над звонкими и глухими согласными на конце слова. | 29.04 | |||||
9 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 03.05 | |||||
10 | 1 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 06.05 | |||||
11 | 1 | Правила правописания в словах. | 10.05 | |||||
12 | 1 | Составление предложений по картинкам и схемам. | 13.05 | |||||
13 | 1 | Составление предложений по сюжетной картинке | 17.05 | |||||
14 | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 20.05 | |||||
15 | 1 | Проверочный диктант за 4 четверть. | 24.05 | |||||
16 | 1 | Повторение пройденного. | 27.05 |
Список литературы:
1.Русский язык. 3 класс. Якубовская Э.В. Я.В.Коршунова, 2018г.
2. Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
3.Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2016г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409676-1393065653.jpg)
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1279302-1612693481.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/06/picture-1332417-1620280737.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355240-1634377305.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-197289-1490508809.jpg)
Программа оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-446163-1635942517.jpg)
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-877940-1679918466.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...