Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Пресс-клуб"
элективный курс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Пресс-клуб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moiseenko_s.a._programma_press-klub.docx | 272.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Протокол № 1 от 31.08.2020 | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Приказ № 117/01-09 от 31.08.2020 ________________ А.Ю. Кононова |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Пресс-клуб»
Возраст учащихся: 9-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель программы:
Моисеенко Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
Калуга, 2020
Паспорт программы
Полное название программы: дополнительная общеразвивающая программа «Пресс-клуб»
Автор (авторы программы), должность
Моисеенко Светлана Александровна, методист, педагог дополнительного образования
Адрес организации, реализующей программу (телефон):
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, НСП ДДТ
(г. Калуга, ул. М. Жукова, 12 тел. 734210)
Возраст учащихся: 9-15 лет
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации программы: 2 года
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: начальное и основное общее образование
Уровень освоения: базовый
Уровень сложности: стартовый
Форма реализации программы: групповая
Форма организации образовательной деятельности: объединение
Название объединения: «Пресс-клуб»
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка.
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Пресс-клуб» (далее Программа) является модифицированной программой социально-педагогической направленности.
Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Нравственно-патриотическое воспитание– проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания требуют переосмысления. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка. Одним из важных средств самоутверждения юного гражданина является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Назрела необходимость расширять жизненный опыт детей, вовлекать их в соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал. Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, направленную на широкое вовлечение учащихся в занятия речевым творчеством, что способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Актуальность программы состоит в комплексном решении такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление подрастающего поколения, которые проявляются прежде всего в совершенствовании коммуникативных компетенций и формировании критического мышления подростка.
Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность учащимся сформировать навыки критического мышления на материале журналистской практики, использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского и писательского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Пресс-клуб» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми, совершенствуют навыки критического мышления.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что знания, полученные детьми, дают им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включают их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением.
Программа является модульной и включает в себя 2 развивающих блока:
1. Основы журналистского мастерства – модуль направлен на ознакомление с основами журналистики, знакомством с жанрами публицистики, формированием навыков ИКТ.
2. Школа юного сочинителя – занятия модуля рассчитаны на формирование критического мышления, освоение техник и приемов создания текстов в разных жанрах, расширение лексического запаса подростков.
Реализация развивающих блоков ведется параллельно.
Адресат программы – программа рассчитана на реализацию в группах детей в возрастном диапазоне от 9 до 15 лет. Набор в группу осуществляется в августе – сентябре на свободной основе. Состав группы – постоянный.
Программа составлена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические особенности возрастной категории определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым учащимся, темпы прохождения образовательного маршрута.
Объем программы – 144 часа в год, общий объем 288 часов.
Срок освоения программы – 2 года.
Уровень сложности программы – базовый.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- проблемная лекция;
- проблемный семинар;
- круглый стол;
- практическое занятие;
- деловая игра с использованием метода проблемного обучения;
- конференция;
- моделирование и проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с десятиминутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся по расписанию.
Структура учебного занятия
П/№ | Вид учебно-творческой деятельности |
1 | Формулирование целей и задач занятия |
2 | Основное содержание |
3 | Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся |
4 | Отдых, подвижные игры |
5 | Консультация |
6 | Отработка практической части по теме занятия |
7 | Контроль знаний по теме занятия |
8 | Подведение итогов занятия |
9 | Релаксация |
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня коммуникативных компетенций учащихся, содействие их профессиональному самоопределению и личностному росту на основе изучения основ журналистского и писательского мастерства.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство с основами профессионального мастерства;
- формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- формирование аналитических навыков;
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- формирование базовых основ профессионального опыта;
- формирование ИКТ-компетентности.
Воспитательные:
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
- формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
- привитие культуры общения;
- профилактика асоциального поведения учащихся.
Развивающие:
- развитие образного восприятия окружающей действительности;
- развитие творческих способностей;
- развитие всех видов речевого общения;
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств.
Дополнительные направления в рамках работы творческого объединения: формирование социально активной личности, культуры здорового образа жизни, формирование способности к осознанному выбору у учащихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
1.3 Содержание программы
Учебный план первого года обучения, 144 часа, стартовый уровень
№ п\п | Название темы | В том числе: | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Блок «Основы журналистского мастерства» | |||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по ТБ. Анкетирование. | 2 | 2 | 0 | Устный опрос, анкетирование |
2. | Экскурс в историю журналистики | 6 | 2 | 4 | |
Историческая справка о возникновении и развитии мировой журналистики. | 2 | 2 | 0 | Устный опрос, наблюдение | |
Исследовательская работа «Журналистика с начала времен до наших дней» | 4 | 0 | 4 | Практическая работа, анализ результатов исследования | |
3. | Информация (новость) | 6 | 2 | 4 | |
Основные черты информации. Типы информации. Способы получения информации и ее подачи в СМИ. | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Фактчекинг в журналистике. | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | |
Работа со справочной и научной литературой. Игровые ситуации. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, наблюдение | |
4 | Журналист и его герой | 4 | 2 | 2 | |
Типология персонажей. Методы работы по созданию образа героя в разных жанрах публицистики. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Практическая работа. «Журналистское расследование» | 2 | 0 | 2 | Практическая работа, устный опрос | |
5 | Журналистика как профессия | 4 | 2 | 2 | |
Место и роль журналистики в современном обществе. Функции журналистики. Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Практическая работа. Творческая работа «Кодекс чести журналиста» - создание свода «золотых правил». | 2 | 0 | 2 | Практическая работа. Зачет. | |
6 | Публицистические жанры | 22 | 8 | 14 | |
Понятие о жанре. Жанорообразующие факторы | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, беседа | |
Заметка. Виды заметок. Принцип перевернутой пирамиды. | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, практическая работа | |
Репортаж. Виды и типы репортажа. Фоторепортаж. | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, беседа, практическая работа | |
Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании | 2 | 2 | 0 | Наблюдение | |
Практическая работа по интервью | 2 | 0 | 2 | Анкетирование. Беседа, практическая работа | |
Статья. Виды статей. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Практическая работа «Я пишу статью» | 4 | 0 | 4 | Практическая работа. | |
Сатирические и юмористические жанры публицистики. Памфлет. Фельетон. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, беседа. | |
Творческая мастерская «Юморина» | 4 | 0 | 4 | Практическая работа | |
7 | Литературное редактирование текста | 6 | 2 | 4 | |
Газетный язык. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление. Виды правок текста. Газетные штампы | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
Практическая работа «Дежурный редактор» | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
8 | Газета и журнал как тип изданий | 4 | 2 | 2 | |
Газета и журнал как тип издания | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Творческая лаборатория «Планируем издание газеты и журнала» - оценка потребностей, просчитывание рисков | 2 | 0 | 2 | Практическая работа, устный опрос | |
9 | Заголовок и лид в газете | 4 | 2 | 2 | |
Функции заголовка и лида в газете. Подводка. | 2 | 2 | 0 | Беседа, устный опрос | |
Творческая лаборатория «Создаем лиды, заголовки и аннотации» | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | |
10 | Аналитические жанры, их особенности | 4 | 2 | 2 | |
Рецензия как жанр | 2 | 2 | 0 | Беседа, устный опрос | |
«Проба пера. Хочу быть критиком» - рецензирование музыкального материала и художественных фильмов. | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
11 | Художественно-публицистические жанры. | 10 | 4 | 6 | |
Очерк . Зарисовка. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Мультимедийные жанры. Виды контента. | 2 | 0 | 2 | Анкетирование, наблюдение | |
Реклама в газете. Технология создания рекламных проспектов | 2 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Творческий проект «Мое портфолио журналиста». Итоговая конференция. | 4 | 0 | 4 | Защита творческого проекта. Итоговое тестирование | |
Итого: | 72 | 30 | 42 | ||
Блок «Школа юного сочинителя» | |||||
1. | ПОПС- формула. Создание докладов на основе формулы. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, практическая работа, анкетирование |
2. | РАФТ-технология. Генерация сюжетов. Создание текстов разных жанров на основе технологии | 6 | 0 | 6 | Устный опрос, практическая работа, наблюдение |
3. | Лингвистическая игра «Рокировка». Рерайтинг. Создание оригинального текста. Проверка текста на уникальность. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа, наблюдение |
4. | Поэтическая мастерская. Синквейн. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа |
5. | Поэтическая мастерская. Лимерик. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, самооценка |
6. | Поэтическая мастерская. Диаманта. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа |
7. | Поэтическая мастерская. Хокку. Игра «Буриме» | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, практическая работа, |
8. | Алгоритм Цицерона. Разработка сюжетов для произведений малых прозаических форм. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, |
9. | Мастерская короткого рассказа. Понятие парадокса. Использования приема неожиданного сюжетного поворота. | 4 | 2 | 2 | Практическая работа, собеседование |
10. | Творческий челлендж «Открой свой сундук» - генерация идей для творческих проектов | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа, отчет |
11. | «Я- художник» - создание всех видов тропов. Технология создания метафор. | 4 | 0 | 4 | Устный опрос, практическая работа |
12. | Технология «Сжатая информация» (резюме) | 4 | 0 | 4 | Устный опрос, практическая работа |
13. | Эссе. Методика создания текстов на разную тематику. | 6 | 0 | 6 | Практическая работа |
14. | Прием «Плюс-минус-интересно». Поиск актуальной информации. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, тестирование |
15 | Стратегия «Зигзаг» - технология скоростной обработки информации. | 4 | 0 | 4 | Наблюдение, практическая работа |
16. | Работа с готовым текстом. Прием драмогерменевтики. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, практическая работа, анкетирование |
17. | Исследовательский проект «Секреты мастерства писателя» | 4 | 0 | 4 | Беседа, практическая работа, тестироване |
18 | Итоговое занятие. Защита проекта. | 2 | 0 | 2 | Защита проекта |
Итого: | 72 | 10 | 62 | ||
Всего часов | 144 | 40 | 104 |
Содержание программы.
1. Блок «Основы журналистского мастерства»
Тема 1. (2 ч.) Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи программы, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ педагога, вопросы поискового характера).
Тема 2. (6 ч) Экскурс в историю журналистики.
Теория. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
Практическая работа: Исследование на тему истории журналистики. Компоненты исследовательской работы. Формулировка цели, задач, гипотезы. Анализ исследований.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – проектно-исследовательская деятельность.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (анализ); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы, дискуссия).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (6 ч.) Информация (новость).
Теория. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Понятие фактчекинга. Основные приемы проверки информации. Работа со справочной и научной литературой.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 4 (4 ч.) Журналист и его герой.
Теория Герой современной публицистики. Принципы выбора топового героя. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
Практическая работа: журналистское расследование. Принципы расследования, методика создания материала.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналист и его герой
Тема 5 (4 часа). Журналистика как профессия.
Теория. Классификация современных СМИ и их роль в социуме. Права и обязанности журналистов. Законодательная база СМИ в Российской Федерации.
Практическая работа: творческая работа «Кодекс чести журналиста» - создание свода «золотых» правил.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: законодательная база, манипулирование общественным сознанием, этика журналиста.
Тема 6 (22 часа). Публицистические жанры.
Теория. Жанровая специфика. Основные жанры публицистики.
Практическая работа: создание текстов публицистической направленности на заданную тему.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: публицистика, жанровое своеобразие.
Тема 7 (6 часов). Литературное редактирование текстов.
Теория. Газетный язык. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление. Виды правок текста. Газетные штампы
Практическая работа: игра «Дежурный редактор» - все виды правок текста.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); словесный (вопросы поискового характера, чтение научной литературы), работа с печатными изданиями.
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-обработка, правка-сокращение, правка-переделка.
Тема 8. (4 часов) Газета и журнал как тип изданий.
Теория. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Практическое занятие: творческая лаборатория «Планируем издание газеты и журнала» - оценка потребностей, просчитывание рисков. Круглый стол.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания, макет, тенденция.
Тема 9. (4 часа). Заголовок и лид в газете.
Теория. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.
Практическая работа: творческая лаборатория «Создаем лиды, заголовки и аннотации»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заголовок, лид, аннотация
Тема 10 (4 часа). Аналитические жанры и их особенности.
Практическая работа: «Проба пера. Хочу быть критиком» - рецензирование музыкального материала и художественных фильмов. «Копилка опыта» - обзор новостных изданий.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: наглядный (таблицы, схемы, символы); словесный (беседы, рассказ педагога, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: аргумент, логика изложения.
Тема 11 (10 часов) Художественно-публицистические жанры.
Теория. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Зарисовка. Мультимедийные жанры. Рекламная кампания.
Практическая работа: Творческие проект «Мое портфолио журналиста». Итоговая конференция.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Художественно-публицистические жанры, твиттер, контент, слоган, результативность.
2. Блок «Школа юного сочинителя»
Тема 1 (4 часа) ПОПС- формула. Создание докладов на основе формулы.
Теория. Алгоритм создания докладов, статей, сочинений на основе ПОПС-формулы. Расшифровка и история создания формулы. Правила применения.
Практическая работа. Создания разных видов текстов на основе предложенной технологии.
Тема 2 (6 часов) РАФТ-технология. Генерация сюжетов. Создание текстов разных жанров на основе технологии.
Теория. Суть технологии, особенности распределения ролей. Особенности применения технологии в практической деятельности.
Практическая работа. Генерация сюжетов на основе РАФТ-технологии. Создание текстов на основе технологии, подбор оптимальных тропов.
Тема 3. (10 часов) Лингвистическая игра «Рокировка». Рерайтинг. Создание оригинального текста. Проверка текста на уникальность.
Теория. Понятие рерайтинга. Основные принципы работы рерайтера. Инструменты рерайтера. Знакомство с синонимайзером и антиплагиатом. Словари синонимов.
Практическая работа. Игра на замену слов в тексте синонимами «Рокировка». Рерайтинг текста с последующей проверкой его на уникальность.
Тема 4 (2 часа) Поэтическая мастерская. Синквейн.
Теория. Понятие дидактического синквейна. История создания. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание синквейнов на заданную тематику.
Тема 5 (2 часа) Поэтическая мастерская. Лимерик.
Теория. Понятие лимерика. История создания. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание лимериков на заданную тематику.
Тема 6 (2 часа) Поэтическая мастерская. Диаманта.
Теория. Понятие диаманты. История создания. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание диаманты на заданную тематику.
Тема 7 (2 часа) Поэтическая мастерская. Хокку. Игра «Буриме»
Теория. Понятие хокку. История создания. Алгоритм написания. Правила игры «Буриме»
Практическая работа. Создание хокку на заданную тематику. Создание четверостиший на заданные рифмы.
Тема 8 (2 часа) Алгоритм Цицерона. Разработка сюжетов для произведений малых прозаических форм.
Теория. Алгоритм Цицерона. Создание сюжетов с помощью алгоритма.
Практическая работа. Создание коротких текстов с сюжетами, разработанными на основе алгоритма.
Тема 9. (4 часа) Мастерская короткого рассказа. Понятие парадокса. Использования приема неожиданного сюжетного поворота.
Теория. Понятие короткого рассказа. Рассказ Хемингуэя. Примеры коротких рассказов, написанных на основе приема сюжетного поворота. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание коротких рассказов на заданную тематику.
Тема 10 (4 часа) Творческий челлендж «Открой свой сундук» - генерация идей для творческих проектов
Теория. Понятие челленджа. Структура и программа челленджа. Вызовы челленджа «Чердак мыслей».
Практическая работа. Выполнение программы творческого челленджа – командная игра.
Тема 11 (4 часа) «Я- художник» - создание всех видов тропов. Технология создания метафор.
Теория. Тропы. Виды и типы тропов. Создание поэтических образов и символов с помощью тропов.
Практическая работа. Создание тропов.
Тема 12 (4 часа) Технология «Сжатая информация» (резюме)
Теория. Различные способы сжатия текста. Исключение, обобщение, замена.
Практическая работа. Сжатие текста с использованием технологии.
Тема 13 (6 часов) Эссе. Методика создания текстов на разную тематику.
Теория. Эссе. Особенности создания, жанровое своеобразие, алгоритм написания.
Практическая работа. Создание эссе.
Тема 14 (2 часа) Прием «Плюс-минус-интересно». Поиск актуальной информации.
Теория. Алгоритм поиска актуальной информации с помощью приема. Акцентированное чтение.
Практическая работа. Поиск актуальной информации на заданную тему в сети Интернет с помощью данного приема.
Тема 15. (4 часа) Стратегия «Зигзаг» - технология скоростной обработки информации.
Теория. Стратегия «Зигзаг» - особенности, приемы освоения, возможность применения на практике.
Практическая работа. Обработка текстовой информации в соответствии со стратегией.
Тема 16. (8 часов) Работа с готовым текстом. Прием драмогерменевтики.
Теория. Драмогерменевтика. История создания технологии. Суть технологии, особенности, практическое применение.
Практическая работа. Театральные этюды, разработанные при освоении технологии. Работа с готовыми текстами с применением технологии. Техника чтения. Мимика, жесты, театрализация чтения.
Тема 17 (4 часа) Исследовательский проект «Секреты мастерства писателя»
Практическая работа. Формулировка целей и задач исследования, постановка гипотезы. Сбор и анализ информации. Подготовка проекта к защите.
Тема 18. (2 часа) Итоговое занятие. Защита проекта.
Практическая работа. Итоговое занятие. Презентация проекта. Защита проекта
Учебный план второго года обучения, 144 часа, базовый уровень
№ п\п | Название темы | В том числе: | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Блок «Основы журналистского мастерства» | |||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по ТБ. Анкетирование. | 2 | 2 | 0 | Устный опрос, анкетирование |
2. | Профессии в современной журналистике | 6 | 2 | 4 | |
Профессии в современной журналистике. | 2 | 2 | 0 | Устный опрос, наблюдение | |
Практикум «Попробуй себя в качестве…» | 4 | 0 | 4 | Практическая работа. | |
3. | Современная интернет-журналистика | 6 | 2 | 4 | |
История интернет-журналистики в России | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Интернет-журналистика. Платформы, форматы, инструменты | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | |
Исследование аудитории | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, наблюдение | |
4 | Правовые основы интернет-журналистики | 4 | 2 | 2 | |
Источники медиаправа и авторского права. Информационная безопасность. Интеллектуальная собственность. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Практическая работа. «Изучаем правовые основы» | 2 | 0 | 2 | Практическая работа, устный опрос | |
5 | Профессиональные качества веб-журналиста | 4 | 2 | 2 | |
Автор и адресат. Точки соприкосновения | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Мозговой штурм «Журналист в сети. Как стать популярным» | 2 | 0 | 2 | Практическая работа. Зачет. | |
6 | Интернет-журналистика. Своеобразие и приемы создания контента. | 22 | 8 | 14 | |
Понятие вечнозеленого контента. Технология создания. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, беседа | |
Текст как способ передачи информации. Технология создания медийного текста. | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, практическая работа | |
Тематическая направленность блогов | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, беседа, практическая работа | |
Блогерство как средство коммуникации. Виды блогов. | 2 | 2 | 0 | Наблюдение | |
Практическая работа по разработке концепции создания блога | 2 | 0 | 2 | Анкетирование. Беседа, практическая работа | |
Тематическая направленность блогов | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Медийные составляющие блога. Фото и видео материалы | 4 | 0 | 4 | Практическая работа. | |
Инфомолекула | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, беседа. | |
Творческий проект «Мой блог» | 4 | 0 | 4 | Практическая работа | |
7 | Твиттер-журналистика | 6 | 2 | 4 | |
Понятие Твиттер-журналистики. Технология создания микроблога | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Разработка микроблогов для Твиттера | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
Практическая работа «Твиттер-журналист» | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
8 | Жанры интернет-контента | 12 | 6 | 6 | |
Интервью | 2 | 2 | 0 | Беседа, наблюдение | |
Опрос | 2 | 0 | 2 | Практическая работа, устный опрос | |
Рецензия | 4 | 2 | 2 | ||
Эссе. | 2 | 2 | 0 | Беседа, устный опрос | |
Творческая лаборатория «Технология создания эссе» | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | |
9 | Технология производства видеоконтента для блога | 16 | 8 | 8 | |
Обзор необходимого оборудования для видеозаписи. Свет. Понятие кадра и плана. Композиция. Запись и просмотр материала. | 2 | 2 | 0 | Беседа, устный опрос | |
Знакомство с видеоредактором VSDC Free Video Editor. | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, компьютерное тестирование | |
Основы сценарного мастерства. Монтаж учебного ролика из предоставленных материалов. | 2 | 2 | 0 | ||
Знакомство со звукозаписывающим оборудованием | 2 | 2 | 0 | Наблюдение, устный опрос | |
Монтаж проекта и презентация. видеоролика. | 2 | 0 | 2 | Анкетирование, наблюдение | |
Знакомство с видеохостингом YouTube. | 2 | 2 | 0 | Устный опрос | |
Творческий проект «Мультимедиа-портфолио» | 4 | 0 | 4 | Защита творческого проекта. Итоговое тестирование | |
Итого: | 72 | 30 | 42 | ||
Блок «Школа юного сочинителя» | |||||
1. | Прием кластера. Отработка создания сюжетов на основе приема. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, практическая работа, анкетирование |
2. | Прием «Инсерт». | 6 | 0 | 6 | Устный опрос, практическая работа, наблюдение |
3. | Поэтическая мастерская. Создание одностиший. | 10 | 2 | 8 | Практическая работа, наблюдение |
4. | Прием «Наоборот» при создании коротких рассказов | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа |
5. | Технология создания афоризмов | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, самооценка |
6. | Каламбур | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа |
7. | Контаминация в сюжете | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, практическая работа, |
8. | Сторителлинг. Разработка сюжетов для произведений малых прозаических форм. | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, |
9. | Логлайн. Технология создания | 4 | 2 | 2 | Практическая работа, собеседование |
10. | Челлендж «Писать всегда, писать везде» | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа, отчет |
11. | Приемы создания саспенса в тексте | 4 | 0 | 4 | Устный опрос, практическая работа |
12. | Мономиф | 4 | 0 | 4 | Устный опрос, практическая работа |
13. | Создание текста со вложенными циклами | 6 | 0 | 6 | Практическая работа |
14. | Прием «In medias res» (начать с середины) | 2 | 0 | 2 | Устный опрос, практическая работа, тестирование |
15 | Техника фальстарта при разработке сюжета | 4 | 0 | 4 | Наблюдение, практическая работа |
16. | Работа с готовым текстом. Приемы сжатия | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, практическая работа, анкетирование |
17. | Творческий проект «Мой первый рассказ» | 4 | 0 | 4 | Беседа, практическая работа, тестирование |
18 | Итоговое занятие. Защита проекта. | 2 | 0 | 2 | Защита проекта |
Итого: | 72 | 10 | 62 | ||
Всего часов | 144 | 40 | 104 |
Содержание программы.
1. Блок «Основы журналистского мастерства»
Тема 1. (2 ч.) Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи программы, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ педагога, вопросы поискового характера).
Тема 2. (6 ч) Профессии в современной журналистике
Теория. Разнообразие видов современной журналистики. Альтернативные виды журналистики. Атлас профессий в медиапространстве.
Практическая работа: Аналитическая работа по составлению модели профессий медиапространства. Компоненты исследовательской работы. Формулировка цели, задач, гипотезы. Анализ исследований.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – проектно-исследовательская деятельность.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (анализ); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы, дискуссия).
Понятийный аппарат: медиапространство.
Тема 3 (6 ч.) Современная интернет-журналистика
Теория. История интернет-журналистики в России. Основные интернет-издания, история их становления. Интернет-журналистика. Платформы, форматы, инструменты.
Практическая работа: Аналитическая деятельность по исследованию аудитории различных интернет-изданий.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, аудитория медиапространства
Тема 4 (4 ч.) Правовые основы интернет-журналистики
Теория Источники медиаправа и авторского права. Информационная безопасность. Интеллектуальная собственность. Законодательная база. Приемы противодействия нарушениям законодательства в области интернет-журналистики.
Практическая работа: «Изучаем правовые основы» - работа с законодательной базой, практических рекомендаций по осуществлению деятельности в медиапространстве.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: законодательство, интеллектуальная собственность, авторское право
Тема 5 (4 часа). Профессиональные качества веб-журналиста
Теория. Автор и адресат. Точки соприкосновения. Анализ запросов аудитории.
Практическая работа: Мозговой штурм «Журналист в сети. Как стать популярным»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: веб-журналист, интернет-аудитория
Тема 6 (22 часа). Интернет-журналистика. Своеобразие и приемы создания контента.
Теория. Понятие вечнозеленого контента. Технология создания. Текст как способ передачи информации. Технология создания медийного текста. Тематическая направленность блогов . Блогерство как средство коммуникации. Виды блогов. Медийные составляющие блога. Фото и видео материалы. Инфомолекула
Практическая работа: Практическая работа по разработке концепции создания блога. Творческий проект «Мой блог»
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Блог, блогерство, инфомолекула, контент.
Тема 7 (6 часов). Твиттер-журналистика
Теория. Понятие Твиттер-журналистики. Технология создания микроблога. Разработка микроблогов для Твиттера
Практическая работа: Практическая работа «Твиттер-журналист»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); словесный (вопросы поискового характера, чтение научной литературы), работа с печатными изданиями.
Понятийный аппарат: Твит, микроблог
Тема 8. (12 часов) Жанры интернет-контента
Теория. Интервью. Опрос. Рецензия. Эссе. Характерные особенности, приемы создания текстов.
Практическое занятие: творческая лаборатория «Технология создания эссе»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: интернет-контент
Тема 9. (16 часов). Технология производства видеоконтента для блога
Теория. Обзор необходимого оборудования для видеозаписи. Свет. Понятие кадра и плана. Композиция. Знакомство с видеоредактором VSDC Free Video Editor. Основы сценарного мастерства. Знакомство со звукозаписывающим оборудованием. Знакомство с видеохостингом YouTube.
Практическая работа: Запись и просмотр материала. Монтаж учебного ролика из предоставленных материалов. Монтаж проекта и презентация. видеоролика. Творческий проект «Мультимедиа-портфолио»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический – работа с медиаресурсами
Понятийный аппарат: кадр, план, видеоредактор, композиция,
2. Блок «Школа юного сочинителя»
Тема 1 (4 часа) Прием кластера. Отработка создания сюжетов на основе приема.
Теория. Алгоритм создания сюжетов на основе приема. Особенности применения.
Практическая работа. Создания разных видов текстов на основе предложенной технологии.
Тема 2 (6 часов) Прием «Инсерт».
Теория. Суть технологии, особенности приема. Особенности применения технологии в практической деятельности.
Практическая работа. Анализ текстов при помощи приема
Тема 3. (10 часов) Поэтическая мастерская. Создание одностиший.
Теория. Понятие одностишия. Основные принципы создания одностиший.
Практическая работа. Создание одностиший на заданную тему
Тема 4 (2 часа) Прием «Наоборот» при создании коротких рассказов
Теория. Понятие и примеры приема. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание рассказов с использованием приема
Тема 5 (2 часа) Технология создания афоризмов.
Теория. Понятие афоризма. История создания. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание афоризмов.
Тема 6 (2 часа) Каламбур
Теория. Понятие каламбура. История создания. Алгоритм написания.
Практическая работа. Создание каламбуров
Тема 7 (2 часа) Контаминация в сюжете
Теория. Понятие литературной контаминации.
Практическая работа. Проектирование сюжетов с учетом приема контаминации.
Тема 8 (2 часа) Сторителлинг. Разработка сюжетов для произведений малых прозаических форм.
Теория. Понятие сторителлинга. Приемы создания.
Практическая работа. Создание коротких текстов с сюжетами, разработанными на основе сторителлинга
Тема 9. (4 часа) Логлайн. Технология создания
Теория. Понятие логлайна. Примеры логлайнов.
Практическая работа. Создание логлайнов по фильмам, художественным произведениям.
Тема 10 (4 часа) Творческий челлендж «Писать всегда, писать везде»
Теория. Понятие челленджа. Структура и программа челленджа. Вызовы челленджа «Чердак мыслей».
Практическая работа. Выполнение программы творческого челленджа – командная игра.
Тема 11 (4 часа) Приемы создания саспенса в тексте
Теория. Саспенс. Типология. Приемы создания саспенса в литературном тексте.
Практическая работа. Создание саспенса в коротком рассказе
Тема 12 (4 часа) Мономиф
Теория. Мономиф. Стадии мономифа. Известные мономифы.
Практическая работа. Создание мономифа
Тема 13 (6 часов) Создание текста со вложенными циклами
Теория. Понятие вложенного цикла. Проектирование текста с двумя вложенными циклами.
Практическая работа. Создание простого текста с одним или двумя вложенными циклами.
Тема 14 (2 часа) Прием «In medias res».
Теория. Теория эффектного начала. Алгоритм использования приема.
Практическая работа. Создание пяти вариантов начала произведения с использованием приема
Тема 15. (4 часа) Техника фальстарта при разработке сюжета
Теория. Техника фальстарта - особенности, приемы освоения, возможность применения на практике.
Практическая работа. Обработка текстовой информации в соответствии с техникой
Тема 16. (8 часов) Работа с готовым текстом. Приемы сжатия
Теория. Приемы сжатия текста
Практическая работа. Работа с готовым текстом с использованием всех видов приемов сжатия
Тема 17 (4 часа) Творческий проект «Мой первый рассказ»
Практическая работа. Формулировка целей и задач исследования, постановка гипотезы. Сбор и анализ информации. Подготовка проекта к защите.
Тема 18. (2 часа) Итоговое занятие. Защита проекта.
Практическая работа. Итоговое занятие. Презентация проекта. Защита проекта
2.4 Планируемые результаты.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой (художественной, справочной, научной)
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение находить темы для публикаций, подбирать материал, вести диалог на заданные темы, формулировать вопросы, анализировать полученную информацию и самостоятельно создавать и править различные варианты публицистических текстов.
В конце обучения:
обучающиеся знают: развитие отечественной журналистики до XIX в.; сходства и различия между журналистом и корреспондентом; имена известных российских журналистов; структуру журналистского текста; организационную структуру работы в редакции телевидения и на радио; этические и правовые требования к профессии журналиста; особенности работы рекламиста и фотожурналиста; особенности современной рекламы и РR; аналитические, информационные и художественно-публицистические жанры журналистики; формы вовлечения общественности в журналистский процесс; историю развития журналистики; знать основные жанры дидактической поэзии и алгоритмы их создания, приемы и технологии создания текстов, методику РКМ, технологию рерайтинга.
обучающиеся умеют: самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «корреспонденция», «колонка», «рецензия», «статья», «заметка», «репортаж», «отчёт», «интервью», «эссе», «фельетон», «очерк», «отчёт», «аннотация», «репортаж», «некролог», «реплика», «исповедь», «мониторинг», «рейтинг», «прогноз», «обзор», «эксперимент», «рекомендация», «журналистское расследование», «спецрепортаж», «фельетон», «памфлет», «эпиграф», «анекдот», «реклама»; самостоятельно осуществлять правку и коррекцию материалов; организовывать формы обратной связи с читателями; создавать текстовые аналитические материалы; организовывать работу в редакции на телевидении и на радио; самостоятельно создавать литературные произведения разных жанров, используя алгоритмы, тропы и т.д, владеть на практике приемом драмогерменевтики, производить правку текста в технологии рерайтинга.
обучающиеся владеют: газетным языком, основными жанрами журналистики, навыками создания литературных произведений разных жанров.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Количество учебных дней – 72 дня.
Начало учебного года – 1 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
2.2 Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходимо наличие у детей компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, педагог-психолог.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Техническое оснащение кабинета:
- Мультимедиа
- Персональный компьютер
- Магнитофон
- Видеокамера
- Фотоаппарат
Оборудование кабинета:
- Магнитная доска (школьная)
- Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)
- Шкафы для учебных принадлежностей
Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):
- Линейки – 10 шт.
- Карандаши простые – 10 шт.
- Карандаши цветные (в наборах) – 10 шт.
- Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах) – 10 шт.
- Ножницы – 10 шт.
- Циркуль – 5 шт.
- Канцелярский нож – 5 шт.
2.3 Формы аттестации
Основными формами аттестации/контроля в рамках реализации программы является наблюдение, практическая работа, беседа, тестирование, анкетирование, защита проекта, устный опрос.
Основными формами подведения итогов реализации программы является итоговое тестирование и защита проекта.
Оценка результатов освоения программы осуществляется:
- диагностикой знаний в процессе собеседований;
- тестированием;
2.4 Оценочные материалы
Система психолого-педагогического мониторинга эффективности реализации программы
Этап аттестации | Педагогические задачи | Категория испытуемых | Параметры диагностики | Используемые методики | Сроки проведения |
Первичная | обучающие | учащиеся | Начальный уровень учебной подготовки. Коэффициент интеллекта | Авторская методика определения уровня теоретической подготовки детей; | Сентябрь-октябрь (1 год обучения) |
развивающие | учащиеся | Творческие способности |
| Октябрь (1 год обучения) | |
воспитательные | Родители, учащиеся | Социальный заказ к учреждению | Анкета «Мои интересы» | сентябрь | |
Промежуточная | воспитательные | учащиеся | Атмосфера в группе; групповая сплоченность |
| декабрь |
учащиеся | Коммуникативная компетентность; направленность личности |
| декабрь | ||
развивающие | учащиеся | Уровень самооценки; преобладающая мотивация (достижения успехов или избегания неудач) |
| декабрь | |
Этап аттестации | Педагогические задачи | Категория испытуемых | Параметры диагностики | Используемые методики | Сроки проведения |
Итоговая | обучающие | учащиеся | Итоговый уровень учебной подготовки Коэффициент интеллекта |
| Апрель-май (в конце каждого года обучения) В конце курса |
развивающие | учащиеся | Творческие способности |
| Май (в конце курса) В ходе обучения | |
развивающие | учащиеся | Уровень самооценки; преобладающая мотивация (достижения успехов или избегания неудач) |
| Апрель (в конце курса) | |
воспитательные | учащиеся | Коммуникативная компетентность; направленность личности |
| Апрель (в конце курса) | |
учащиеся | Атмосфера в группе; групповая сплоченность | Определение индекса групповой сплоченности Сишора | Апрель (в конце курса) |
2.5 Методические материалы
Программа поможет приобрести необходимый объём допрофессиональных знаний, опыт общения в коллективе единомышленников, развить в себе особые профессиональные качества – настойчивость, коммуникабельность, выдержку и изобретательность, познавательный интерес к проблемам современной действительности, творческие и коммуникативные способности учащихся; подробно изучить работу со всеми жанрами журналистики: от лёгкой заметки до глубокой аналитики, узнать, как и где искать информацию, научит добывать сенсационные сведения и писать тексты в СМИ, узнать, что представляет собой мир редакции, и каких подводных камней должен остерегаться в своей работе журналист. Большое внимание в курсе журналистики уделяется журналистской этике, правовым и организационным вопросам, мотивировации обучающихся к самосовершенствованию, саморазвитию, адаптации в обществе.
Журналистика содержит богатые возможности для формирования учебных навыков учащихся, что создаёт основу для целостного развития личности. Показателем этого являются раскрытые метапредметные связи, которые влияют на успешное прохождение этого курса и усвоение других учебных дисциплин. Настоящий курс опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. В процессе работы реализуются следующие методы:
- словесный метод: беседа, дискуссия, диалог, интервью, лекция.
- игровой метод: деловые и творческие игры и игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры.
- практический метод: редактирование текста, создание собственного медиапродукта, выполнение творческих работ, встречи со специалистами, экскурсии, сбор информации.
- метод проверки и оценки знаний, умений и навыков: теститрование, анкетирование, участие в конкурсных мероприятиях.
Педагогическая целесообразность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Пресс-клуб» заключается в создании оптимальной развивающей и обучающей среды, в формировании целостного психофизического, духовного и умственного совершенствования личности, в процессе которого происходит накопление практического и теоретического опыта, знания основных приёмов и технологических процессов в изготовлении газет и др. Для успешной и результативной работы при реализации образовательной программы необходимо создание и применение следующих аспектов деятельности:
- информационно-методическое сопровождение (пакет учебно-методических материалов): подборка бесед и сообщений, технологические карты, эскизы, чертежи, шаблоны, тематический иллюстративный материал, образцы-эталоны предлагаемых изделий;
- дидактический материал по темам программы;
- систематическое использование новых эффективных форм работы;
- внедрение в практику современных педагогических технологий (игрового обучения Аникеевой Н.П., индивидуального обучения Макаровой Ю.А., личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С., развивающего обучения Иванова И.П., проектного обучения Шацкого С.Т., саморазвития Селевко Г.К.);
- творческое отношение к образовательному процессу;
- наличие конспектов занятий по темам разделов образовательной программы;
- наличие комплекта тестовых и контрольных заданий для проверки ЗУН обучающихся;
- наличие материально-технической базы.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
-желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
-активная позиция во время занятий;
-выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Анализ результативности реализации программы
В исследовании приняли участие 24 учащихся (2 группы) в возрасте от 12 до 14 лет, прошедшие обучение по программе «Пресс-клуб». Исследование проводилось на одной и той же выборке детей, поэтому результаты можно считать объективными.
Общий анализ результатов анкетирования по методике «Мои интересы»
Откуда дети узнают о наших творческих объединениях
учителя | родители | друзья | интернет | Мастер-классы и само-презентации педагога |
21% | - | 39% | 21% | 21% |
Среди причин выбора конкретного объединения можно назвать следующие:
Интерес к данной деятель-ности | Поиск друзей | Желание узнать новое | Выбор друзей | Выбор родителей | От нечего делать |
79% | 29% | 71% | 21% | - | - |
Основная причина очевидна – интерес к выбранной деятельности; на втором месте тоже понятная причина – выраженный познавательный интерес. Многие выбирали занятие журналистикой, чтобы найти друзей по интересу.
Цель занятий данным видом деятельности
Выбор профессии | Организованный досуг | Приобретение знаний | Развитие коммуникативных навыков |
42% | 42% | 58% | 71% |
Основная цель занятий для большинства учащихся – это желание научиться общаться на более высоком уровне; на втором месте – приобретение знаний, которые пригодятся в школе. Значимыми мотивами являются и выбор будущей профессии, организованный досуг.
Основные ожидания от занятий
Занятие увлекательным делом | Реализация потребности в общении | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях | Получение полезных ЗУН |
58% | 42% | 21% | 79% |
Из таблицы видно, что основные ожидания детей связаны с возможностью общаться получать знания и умения в области журналистики и занятие увлекательным делом.
Предполагаемый результат занятий в рамках творческого объединения
Развитие способностей | Развитие лидерских качеств | Расширение круга общения | Получение профессиональных умений | Подготовка к ВУЗу | Неопреде-ленный |
58% | 33% | 50% | 50% | 33% | - |
Из таблицы видно, что основной ожидаемый результат занятий для детей – это развитие способностей (в частности, лидерских и коммуникативных). Также актуальным оказалось для анкетируемых получение профессиональных умений и расширение руга общения.
Анализ результатов диагностики уровня обученности детей по программе
В ходе исследования при помощи авторских опросников удалось выявить положительную динамику усвоения детьми учебного материала на каждом этапе обучения. Показатели по данному параметру складываются из двух критериев:
- Уровень ЗУН по программе
- Качество ЗУН (преобладание продуктивного или репродуктивного подхода к решению задач, либо неспособность самостоятельно решить задачу).
Этап диагностики | Уровень обученности детей % | ||
высокий | средний | низкий | |
входящая | - | 23 | 77 |
промежуточная | 17 | 83 | - |
Анализ развития творческого потенциала учащихся
Творческое вербальное мышление
Анализ результатов показал положительную динамику по всем трем параметрам:
Этап диагностики | Параметры оценки | ||
Индекс оригинальности | Индекс уникальности | Индекс продуктивности | |
Первичная | 0,68 | 6 | 88 % |
Промежуточная | 0,86 | 12 | 100 % |
Анализ результатов позволяет предположить, что занятия по программе повлияли на повышение уровня творческого вербального интеллекта учащихся. Они научились мыслить более оригинально и продуктивно.
Общий уровень личностной креативности
Этап диагностики | Общий уровень личностной креативности % | ||
высокая | средняя | низкая | |
Первичная | 17 | 58 | 25 |
Промежуточная | 29 | 71 | - |
Из таблицы видно, что к концу обучения по дополнительной программе все испытуемые оценивают свой уровень креативности как нормальный или высокий. Выражена общая положительная динамика по данному параметру.
Далее рассмотрим выраженность 4 основных критериев оценки уровня личностной креативности у детей.
Склонность к риску
Этап диагностики | Выраженность склонности к риску % | ||
высокая | средняя | низкая | |
Первичная | 38 | 50 | 12 |
Промежуточная | 58 | 42 | - |
Дети, у которых выражена склонность к риску, это дети, которые будут отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; они предпочитают ставить перед собой высокие цели и пытаются их осуществить; допускают для себя возможность ошибок и провалов; любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению; не слишком озабочены, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. По данному параметру также выражена положительная динамика.
Любознательность
Этап диагностики | Выраженность любознательности % | ||
высокая | средняя | низкая | |
Первичная | 42 | 37 | 21 |
Промежуточная | 58 | 33 | 9 |
Дети любознательные - это дети, которые спрашивают всех и обо всем, им нравится изучать устройство механических вещей, они постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любят изучать новые вещи и идеи, ищут разные возможности решения задач, изучают книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше. Из таблицы видно, что обучение по программе «Пресс-клуб» оказало позитивное влияние на повышение уровня любознательности у учащихся.
Сложность
Этап диагностики | Интерес к решению сложных задач % | ||
высокая | средняя | низкая | |
Первичная | 4 | 50 | 46 |
Промежуточная | 25 | 58 | 17 |
Дети, у которых выражено стремление решать сложные задачи - это дети, которые ориентированны на познание сложных явлений, проявляют интерес к сложным вещам и идеям; любят изучать что-то без посторонней помощи; проявляют настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагают слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым. Повторное обследование показало выраженную положительную динамику по данному параметру.
Воображение
Этап диагностики | Уровень развития воображения % | ||
высокий | средний | низкий | |
Первичная | 17 | 33 | 50 |
Промежуточная | 33 | 38 | 29 |
Таблица отражает положительную динамику по параметру «самооценка воображения» у учащихся.
Дополнительный анализ показывает, что наибольший потенциал творческого саморазвития личности детей заложен в критериях «любознательность» и «склонность к риску». Опираться на эти критерий можно для того, чтобы развивать воображение, интерес к решению сложных задач у детей, а также адекватную самооценку своих способностей.
Анализ показателей развития личности
Анализ результатов по методике «Самооценка уверенности в себе».
Этап обследования | Уровень уверенности в с ебе (%) | ||
высокая | средняя | низкая | |
Первичное | 11 | 39 | 50 |
Промежуточное | 25 | 64 | 11 |
Из таблицы и графика видно, что учащиеся в ходе занятий по данной программе смогли значительно повысить уровень своей самооценки, за счет развития навыков самоанализа, успешной самореализации в интересном для них деле, участия в конкурсах, научных исследованиях и конференциях.
Уровень мотивации достижения
Этап диагностики | Уровень мотивации достижения % | ||
высокий | средний | низкий | |
Первичная | 25 | 68 | 18 |
Промежуточная | 39 | 61 | - |
Обследование позволило выявить положительную динамику по данному параметру. Повышение уровня мотивации достижений у многих учащихся могло стать результатом занятий по данной программе.
Анализ результатов по методике «Коммуникативная компетентность»
Первичная диагностика
Коммуникативные умения | Преобладающий тип реакций | ||
компетентная | зависимая | агрессивная | |
Оказывать и принимать знаки внимания | |||
Реагировать на справедливую критику | |||
Реагировать на несправедливую критику | |||
Реагировать на провокацию | |||
Умение обратиться к сверстнику с просьбой | |||
Умение ответить отказом на чужую просьбу | |||
Умение самому оказать сочувствие, поддержку | |||
Умение принять сочувствие, поддержку | |||
Умение вступить в контакт | |||
Реагирование на попытку другого вступить в контакт | |||
Умение просить и принимать помощь | |||
Реакция на собственный неуспех и успех другого |
Таким образом, на первичном этапе диагностики у учащихся выявились следующие трудности:
- В ситуациях, когда необходимо оказать и принять знаки внимания, обратиться к сверстнику с просьбой, ответить отказом на чужую просьбу, принять сочувствие, поддержку, вступить в контакт, отреагировать на попытку другого вступить в контакт, попросить и принять помощь у большинства испытуемых преобладал зависимый тип реакций.
- В ситуациях, когда необходимо отреагировать на несправедливую критику, на провокацию, на собственный неуспех и успех другого у большинства испытуемых преобладал агрессивный тип реакций.
- Компетентные реакции преобладали у учащихся только в ситуациях реагирования на справедливую критику, необходимости самому оказать сочувствие, поддержку.
На момент итоговой диагностики количество компетентных реакций увеличилось за счет овладения учащимися следующими умениями: обратиться к сверстнику с просьбой, вступить в контакт, правильно реагировать на собственный неуспех и успех другого, оказывать поддержку другому.
Результаты итоговой диагностики таковы:
Коммуникативные умения | Преобладающий тип реакций | ||
компетентная | зависимая | агрессивная | |
Оказывать и принимать знаки внимания | |||
Реагировать на справедливую критику | |||
Реагировать на несправедливую критику | |||
Реагировать на провокацию | |||
Умение обратиться к сверстнику с просьбой | |||
Умение ответить отказом на чужую просьбу | |||
Умение самому оказать сочувствие, поддержку | |||
Умение принять сочувствие, поддержку | |||
Умение вступить в контакт | |||
Реагирование на попытку другого вступить в контакт | |||
Умение просить и принимать помощь | |||
Реакция на собственный неуспех и успех другого |
Анализ формирования направленности личности детей
Этап диагностики | Вид направленности % | |||
Материальные ценности | Духовные ценности | На себя | На общество | |
Первичная | 58 | 42 | 61 | 39 |
Промежуточная | 50 | 50 | 48 | 52 |
Из таблицы видно, что выражена небольшая тенденция к переориентации детей с материально-собственнических ценностей на ценности духовные и общественно-значимые
Динамика групповой сплоченности
В ходе формирования внутригрупповых отношений повысился уровень сплоченности в группах, обучающихся по программе «Пресс-клуб», учащиеся характеризуют внутригрупповую атмосферу как позитивную, характеризующуюся взаимной поддержкой и творческим самовыражением.
Обобщение результатов диагностики по всем параметрам позволяет говорить об эффективности программы в достижении поставленных образовательных целей и задач.
4. Список литературы для педагога
основной:
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
- Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
дополнительный:
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
- Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
Список литературы для родителей и учащихся
основной:
1. - Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
2. - Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
3. - Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
4. - Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
5. - Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
6. - Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
7. - Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
8. - Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
9. - Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
10. - Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
11. - Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
12. - Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
13. - Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
дополнительный:
1. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От 1 до 10»
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От 1 до 10»1.УчреждениеМуниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От звука к слову»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовате...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» (подготовка детей к школе)
Программа социально-гуманитарной направленности готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» имеет три блока: «Развитие математических способностей», «Речевое развитие. Подготовка к письму», «Речевое развитие. Обучение грамоте...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....