Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: создание условий для закрепления изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока
дидактические:
- совершенствовать умение определять падеж;
- формировать умение определять падежное окончание в зависимости от типа склонения;
- организовать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
развивающие:
- способствовать развитию образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти;
- способствовать развитию умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, через организацию работы в парах и группе;
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам, аккуратность, дисциплинированность.
Ресурсы: интерактивная доска, классная доска, смайлики, стикеры, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sindyukovoy_ar_russkiy_yazyk_3_klass.docx | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Фрунзенский; пос.Фрунзенский, ул.Шоферская, 4; Синдюкова Альфия Ринатовна, учитель начальных классов
ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. А.И. Чаркина пос. Фрунзенский
Адрес: 446185, Самарская обл, Большеглушицкий р-н, п Фрунзенский, улица Шоферская, 4
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Учитель: Синдюкова Альфия Ринатовна, учитель начальных классов
Учебник, авторы: УМК «Начальная школа 21 века» Русский язык 3 класс
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: создание условий для закрепления изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока
дидактические:
- совершенствовать умение определять падеж;
- формировать умение определять падежное окончание в зависимости от типа склонения;
- организовать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
развивающие:
- способствовать развитию образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти;
- способствовать развитию умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, через организацию работы в парах и группе;
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам, аккуратность, дисциплинированность.
Ресурсы: интерактивная доска, классная доска, смайлики, стикеры, карточки с заданиями.
Конспект урока
Этап урока | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Организационный момент | - Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте. |
Мотивация к учебной деятельности | - Я приглашаю вас на урок русского языка. - Ребята, скажите и покажите с каким настроением вы пришли на урок? - Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте. - Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? | - С веселым. - С прекрасным. - С хорошим. Показывают смайлики. - Обучающиеся желают удачи своему соседу по парте: «Удачи на уроке». - Мы должны внимательно слушать учителя и старательно работать. |
Словарная работа | Учитель показывает на доске таблицу. - «Ребята, посмотрите на доску, так получилось, что слова у нас запутались, давайте попробуем их разгадать. У первого слова координаты 1а 3в. Что это за слово?» - «Координаты второго слова 2в 3а. Какое слово получилось?» - «Молодцы. 1г 3в 2а. Что это за слово?» - «Верно. 1б 2г. Что получилось?» - «Правильно. 4г 3б 1в. Какое слово получилось?» - «Молодцы. 2б 3г 4а. Слово?» - «Все верно. Координаты последнего слова 4б 2б 4в». - «Вы верно отгадали все слова. Ребята, скажите, а есть ли среди этих слов лишнее?» - «Какое это слово?» - «Почему?» - «А можно ли его преобразовать в имя существительное?» - «Какое получится слово?» - «Ребята, а посмотрите внимательнее, какие это слова?» - «А почему они так называются?» - «Совершенно верно. Их нужно только запомнить». | Смотрят на доску. - «Пальто». - «Морковь». - «Картофель». - «Желать» - «Беседа». - «Горизонт». - «Погода». - «Да». - «Желать». - «Это глагол, а остальные имена существительные». - «Да». - «Желание». - «Словарные слова». - «Такие слова называются так, потому что написание букв в этих словах нельзя проверить по правилам». |
Актуализация знаний | - «Сейчас я вам буду читать вопросы, а вы не раздумывая должны быстро на них отвечать. Спрашивать буду только тех, у кого будет самая красивая рука, с места выкрикивать ни в коем случае нельзя. Запомнили?» - «Изменяемая часть слова …» - «Часть речи, обозначающая предмет …» - «Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся …» - «Постоянный признак имён существительных… (род)» - «Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? …» - «К 3 склонению относятся имена существительные …» - «Имена существительные бывают …» «Ко 2 склонению относятся …» - «Имена существительные изменяются по …» - «Сколько падежей в русском языке?» - «Молодцы. Справились с заданием». | Внимательно слушают учителя. - «Да». - «Окончание». - «Имя существительное». - «К 1 склонению». - «Род». - «Имя существительное». - «Женского рода с нулевым окончанием». - «Одушевленный и неодушевленные». - «Слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е». - «По числам и по падежам». - «Шесть». |
Целеполагание | - «Ребята, а вы умеете писать окончания имен существительных?» - «А что для этого нужно знать?» - «Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке будем продолжать делать?» - «Правильно. Молодцы». - «В течение урока мы посмотрим, умеете ли вы определять склонение и падеж имен существительных или нет. А также научились ли вы вставлять нужное падежно окончание у имен существительных». | - «Да». - «Нужно знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания». - «Закреплять знания в написании безударных падежных окончаниях имен существительных». |
Закрепление знаний | - «На доске написано предложение. Прочитайте его». - «Что в этом предложении вы заметили?» - «Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа». - «Спишите это предложение правильно». - «Какие орфограммы вы нашли?» - «Хорошо, соглашусь, есть такое правило. Но меня оно не убедило, я хочу написать жы, а не жи, почему еще я не могу этого сделать?» - «Совершенно верно. Так, еще кто какие ошибки нашел?» - «Почему?» - «У всех так?» - «Хорошо. Еще что не так в этом предложении?» - «А зачем он так нужен? Какую функцию он выполняет?» - «Правильно. Молодцы. Дальше смотрим на предложение, что еще тут не так?» - «Почему?» - «Все верно. Все орфограммы нашли в этом предложении?» - «Почему мы ставим там запятую?» - «Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения». - «Хорошо. Молодцы» | Один обучающийся читает предложение. Внимательно слушают. - «Закружылись в белом вихри снежные хлопя понеслись по дороги». - «В предложении допущены ошибки». Открывают тетради, записывают число, классная работа. Списывают предложение. - «За место буквы ы, нужно писать жи, потому что есть правило жи-ши пиши с и». - «Звуки Ж всегда твердый и не имеет своей пары по мягкости. А это значит, что он не нуждается в обозначении твердости при письме, а буква Ы обозначает именно эту функцию». - «В слове вихри, окончание должно быть е». - «Окончание е, потому что существительные, которые стоят в предложном падеже 3 склонения имеют окончание е». - «Да». - «В слове «хлопья» пропущен мягкий знак». - «В данном слове мягкий знак выполняет разделительную функцию». - «По дороге, окончание должно быть е». - «Это существительно стоит в дательном падеже 1 склонения, следовательно, окончание будет е». - «Нет, еще пропущена запятая, после слова хлопья». - «Идет перечисление однородных членов предложения». Один обучающийся делает разбор предложения, все остальные учащиеся внимательно его слушают и отмечают у себя в тетрадях. |
Динамическая пауза | - «Сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте и выйдете из-за парт». - «Я буду называть существительные, а вы, услышав существительные 1-ого скл. - топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете. Запомнили?» - «Зима (1)» - «Снег (2)» - «Пыль (3)» - «Дорога (1)» - «Даль (3)» - «Мороз (2)» - «Сказка (1)» - «Серебро (2)» - «Ладонь (3)» - «Мышь (3)» - «Вьюга (1)» - «Город (2)» - «Мама (1)» - «Дождь (2)» - «Тишь (3)» - «Лёд (2)» - «Радость (3)» - «Горка (1)». - «Молодцы. Садитесь на места». | Встают и выходят из-за парт. - «Да». Топают. Хлопают. Приседают. Топают. Приседают. Хлопают. Топают. Хлопают. Приседают. Приседают. Топают. Хлопают. Топают. Хлопают. Приседают. Хлопают. Приседают. Топают. Садятся за парты. |
Закрепление знаний | - «Сейчас вы будете работать в парах. Пока я раздаю вам листки. Напомните мне правила работы в парах». Раздает листки. - «Правильно. Итак, вам нужно будет определить число, склонение и падеж у имен существительных в словосочетаниях, которые написаны у вас на листках. Как мы определяем склонение?» - «Все поняли задание?». - «Выполняем. На это задание не больше 3 минут». Контролирует выполнение работы. - «Все выполнили?» - «Тогда начинаем проверять с последней парты третьего ряда, читаете словосочетание, называете число, склонение и падеж друг за другом по цепочке». - «Молодцы. Справились с заданием. Теперь откройте учебники на странице 127». - «Упражнение 238. Прочитайте, что там нужно сделать». - «Читаем пословицы». - «Как вы понимаете 3 пословицу?». - «Спишите эти пословицы, вставляя окончания имен существительных. Соответственно, что мы будем указывать у имен существительных?». - «Правильно приступаем к выполнению задания». - «Выполнили?» - «Поменяйтесь друг с другом тетрадями, возьмите в руки карандаш». - «Итак, читаем по цепочке пословицы, объясняем вставленные окончания имен существительных». - «Поднимите руки, у кого есть ошибки». Разбор ошибок, если есть. | - «Работать вместе. Выслушивать мнение каждого. Свое несогласие высказывать вежливо. Если не понятно задание, нужно переспросить». - «Ставим существительное в именительный падеж». - «Да». Выполняют задание. - «Да». - «В тяжелой сумке – ед. число, 1-ое склонение, предложный падеж. Гоняться за мышью – ед. число, 3-е склонение, творительный падеж. С земного цветка – ед. число, 2-ое склонение, родительный падеж. По старой крыше – ед. число, 1-ое склонение, дательный падеж. Хорошую погоду – ед. число, 1-ое склонение, винительный падеж. В зеленой траве – ед. число, 1-ое склонение, предложный падеж. Нет большой рыси – ед. число, 3-е склонение, родительный падеж. По зимней дороге: ед. число, 1-ое склонение, дательный падеж. Синим морем – ед. число, 2-ое склонение, творительный падеж. Мудрому старику – ед. число, 2-ое склонение, дательный падеж. Открывают учебники на странице 127. Один учащийся читает задание, остальные внимательно слушают. Один учащийся читает пословицы, остальные внимательно слушают. Обучающиеся высказывают свое мнение. - «Склонение и падеж». Учащиеся выполняют упражнение. - «Да». Меняются с соседом по парте тетрадями, берут в руки карандаш. - «1. Лучше жить в тесноте, чем в обиде. В тесноте пишем окончание -е – 1-ое склонение, предложный падеж, в обиде окончание –е - 1-ое склонение, предложный падеж. 2. При солнышке тепло, при матери добро. При солнышке – 2-ое склонение, предложный падеж, при матери – 3-е склонение, предложный падеж. 3. Кошке – игрушки, а мышке – слёзки. Кошке – 1-ое склонение, дательный падеж, мышке – 1-ое склонение, дательный падеж. 4. Без букваря и грамматики не учатся и математике. Математике – 1-ое склонение, дательный падеж. 5. Три вещи проверяются в трех случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе, дружба в нужде. В опасности – 3-е склонение, предложный падеж, в гневе – 2-ое склонение, предложный падеж. 6. По капельке – море, по былинке – стог. По капельке – 1-ое склонение, дательный падеж, по былинке – 1-ое склонение, дательный падеж». Поднимают руки. |
Подведение итогов | - «Ребята, чем сегодня на уроке мы с вами занимались?» - «Научились ли мы это делать?» - «Ребята, а умеем ли мы с вами определять склонение, число, падеж имен существительных?» - «А как изменяются существительные?» - «А что у имени существительного не изменяется?» - «Правильно». | - «Повторяли правописание безударных падежных окончаний в именах существительных». - «Да». - «Да». - «По числам и падежам». - «Род». |
Домашнее задание | -«Открываем дневники и записываем домашнее задание страница 127 упражнение 240». Вам необходимо найти имена существительные в этом упражнении и распределить их по группам, которые будут иметь одинаковые окончания, необходимо также обозначить падеж». | Записывают домашнее задание. |
Рефлексия | - А теперь предлагаю оценить свою работу на уроке! На партах у каждого есть стикер, вам необходимо наклеить стикер на ту часть сердца, которая больше всего вам подходит. В левом углу сердца поместят те ребята стикеры, кто работал слажено, старательно, в правом углу – кто работал дружно, а посередине – кто в следующий раз будет лучше. -Сначала идет первый ряд, первый ряд оценивает свою работу на уроке! -Затем идет второй ряд оценивать свою работу на уроке! -Третий ряд помещает свои стикеры, оценивает себя! -Всем спасибо за работу! | Первый ряд оценивает свою работу. Второй ряд оценивает свою работу. Третий ряд оценивает свою работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах".
Цели деятельности учителя:1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, п...
Конспект (технологическая карта) урока с АМО. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
Методическая информация, технологическая карта урока с использованием активных методов обучения...
Оценка урока с использованием активных методов обучения (АМО) «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Параметры оценки, расшифровка параметров, подробное качественное обоснование оценки, экспертное заключение к уроку.Файл открывать XL...
Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.
Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс, профиль класса/группа, количество ...
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных п...