Конспект урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_okonchaniya_16.12.16_rya.odt | 39.62 КБ |
bezudarnye_okonchaniya_16.12.16_rya_org.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный | 10:20-10:22 | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я буду вести у Вас русский язык. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы! Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь. (1 слайд) | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя; Проверять готовность к уроку. | |
Словесный: монологическое чтение ученика, выделение ударения в словах, вставка пропушенных букв. Практический: | 10:22-10:25 | Актуализация опорных знаний. -Прочитайте отрывок из стихотворения В.Жуковского: (2 слайд) На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. Кто хочет прочитать вслух это стихотворение? - Обратите внимание на имена существительные, в которых пропущены окончания. (на солнце; в долине; и песней; в лазури). - Поставьте в этих словах ударение. (на солнце; в долине; и песней; в лазури). - Какие окончания вы вставите. Почему есть затруднения? Попробуйте, сформулировать тему нашего урока. (3 слайд) - Тема сегодняшнего урока «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах» Какие цели мы можем поставить на урок? (4 слайд) Продолжите фразу: научиться...правильно вставлять окончания имен существительных, узнать... новое правило, закрепить...знание о падежах, родах и склонениях имен существительных. Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы. | Читать монологически; Выделять ударения и орфограммы; Вставлять окончания имен существительных; Обсуждать, высказывать свое мнение; Формулиовать тему урока; Ставить цели на урок. | |
П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. | ||||
2.Постановка учебной задачи и ее решения: Наглядный: работа с учебником. Словесный: чтение стихотворения про себя, вслух. Словесный: ответы на вопросы, формулировка названия. Практический: поиск олицетворения, работа с упражнением, сравнение существительных. Практический: работа у доски и в тетради. Словесный: объяснение постановки орфограмм. Практический: выполнение упражнения, проверка по цепочке. | 10:25-10:30 | Изучение нового материала. - Откройте, свои тетради и запишите число и классная работа. Сегодня шестнадцатое декабря. - Откройте, учебник на странице 124 и найдите упражнение 234. Н, прочитай задание к упражнению. (Подготовьтесь читать выразительно. Спишите, вставляя пропущенные буквы.) Прочитайте это стихотворение про себя. - Кто хочет прочитать стихотворение вслух? (5 слайд) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Как Вы думаете, какое название у этого стихотворения? (Утес) Какие чувства у Вас возникают, когда вы читаете эти строки? (чувство грусти, жалости к утесу). Найдите в тексте олицетворение. (Ночевала тучка, умчалась рано, весело играя. Утес — задумался глубоко, и тихонько плачет.) Давайте, найдем в этом стихотворении существительные с одинаковыми окончаниями. Кто может зачитать их? (На груди; По лазури.) (в морщине, в пустыне). Попробуем их сравнить. На груди, кто может назвать род? (ж.р.) склонение? (3) падеж? (п.п.). По лазури, кто может назвать род? (ж.р.) склонение? (3) падеж? (д.п.). Как, вы думаете почему эти слова имеют одинаковые окончания? В морщине, кто может назвать род? (ж.р.) склонение? (1) падеж? (п.п.). В пустыне, кто может назвать род? (ж.р.) склонение? (1) падеж? (п.п.). Как, вы думаете почему эти слова имеют одинаковые окончания? Мы можем проверить их окончания по таблице, на странице 125. Позже, мы к ней вернемся, а сейчас, нам нужно списать стихотворение и вставить пропущенные буквы. Кто хочет выйти к доске и написать первую строчку стихотворения? Остальные записывают в тетради. Не забудьте написать номер упражнения. (234) (Ночевала тучка золотая) Почему ты поставил букву о в слове Ночевала? (проверочное слово ночь). А в слове золотая? (золото, второе о не проверяется, нужно запомнить). Молодец! Записываем в тетради стихотворение до конца, и вставляем пропущенные буквы. Как будете готовы, поднимите руку на локоток. У Вас 2 минуты. Давайте, проверим. Начиная с первой парты первого ряда, читаем по строчке и объясняем постановку орфограмм. (великана, умчалась — умчаться, весело — веселье, морщине, одиноко — один, тихонько — тихо). Поднимите руку, те, кто так же вставил пропущенные буквы. Очень хорошо. Продолжим нашу работу. | Записывать число и классная работа; Работать с учебником; Читать про себя; Выразительно читать; Формулировать название; Отвечать на вопросы; Сравнивать существительные; Списывать стихотворение; Вставлять пропущенные орфограммы; Объяснять постановку пропущенных орфограмм; Совершать проверку. | Р:Целеполагание ; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Словесный: работа по таблице, ответы на вопросы, составление примеров к таблице. Практический: Решение проблемной ситуации. Словесный: составление алгоритма работы Практический: работа в группах, составление предложений. Словесный: осуществление проверки. | 10:30-10:40 | -Давайте вспомним, какие окончания существительные 1, 2, 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах? (6 слайд) *Работа по таблице. Упр.235 стр.125 Прежде чем работать с таблицей в учебнике, вспомним, какие существительные в 1 склонение? (м.р. и ж.р. окончания а, я). 2 склонение? (м.р. и ср.р. окончания нулевое, о, е). 3 склонение? (ж.р. окончание ь). А на какие вопросы отвечают Р. п.? (Кого? Чего?); Д.п.? (Кому?Чему?); и П.п.? (О ком? О чем?). Попробуем привести пример к каждому склонению и падежу.
Хорошо поработали. Посмотрите на экран, перед вами 7 слов, ваша задача расставить их в таблицу. (7 слайд) Кто готов ответить? 1. 1 склонение Р.п. (земли) 2. 1 склонение Д.п. (папе) 3. 1 склонение П.п. (о машине) 4. 2 склонение П.п. (о коне) 5. 3 склонение Р.п. (сирени) 6. 3 склонение Д.п. (матери) 7. 3 склонение П.п. (о рыси). Вы хорошо справились с заданием. Учебник, стр.125 - Н, прочитай задание к упражнению 236. - Итак, что нужно выполнить в этом упражнении? Давайте составим алгоритм работы: (8 слайд)
Сейчас, мы поработаем в группах. Разделимся на 5 групп. У каждой группы будет свое предложение, с которым они будут работать. Ваша задача выполнить все пункты работы. Можете приступать. У вас 3 минуты. Запишите в тетради номер упражнения и номер своего предложения.(9 слайд) 1. Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени в хвойном лесу. (Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.) 2. Она живет на вершине высокой ели. (Она, на, высокой, ель, живет, вершина. ) 3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки. (Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.) 4. Птичка поет свою тихую и скромную песню круглый год. (Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.) 5. Зимой королька можно встретить в городском парке и на огороде. (Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.) Давайте проверять. Первая группа ваше предложение и разбор. Остальные слушают внимательно и проверяют. Вторая группа ваше предложение и разбор. (и т.д.) - Мы прослушали все предложения, так же вы видите их на экране. - Как вы думаете, составляют ли они текст? (Да) - Почему? Давайте вспомним, что такое текст? (Текст состоит из предложений, связанных по смыслу, которые имеют последовательность; к тексту можно придумать заглавие; и в тексте всегда говорится о ком-то или о чем-то.) - Какое заголовок можно придумать к нашему тексту? (Маленькая птичка — королёк). Молодцы! Динамическая пауза Давайте немножко поиграем. Все встаем. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3). Молодцы! Присаживайтесь, на свои места. | Работать по таблице; Формулировать высказывание; Отвечать на вопросы; Составлять примеры; Решать проблемную ситуацию; Выполнять упражнение; Составлять алгоритм работы; Работать в группах; Записывать в тетрадь; Осуществлять проверку. Выполнять физ.упр. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; |
3.Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы; чтение про себя и вслух. Практический: разбор слов. Практический: устное сравнение Словесный: ответы на вопросы; чтение про себя и вслух. Практический: выборочное написание по памяти; проверка по образцу. Практический: разбор слов; самопроверка; взаимопроверка; работа у доски. | 10:40-10:47 10:47-10:55 | Учебник, стр.126 - Н, прочитай задание к упражнению 237. - Итак, что нужно выполнить в этом упражнении? (Прочитать, определить главную мысль, придумать 2 заголовка, объяснить написание выделенных падежных окончаний имен существительных, записать первое предложение по памяти и разобрать слова). - Прочитайте отрывок из стихотворение про себя. - Кто хочет прочитать в слух? (10 слайд) Улетел скворец от стужи, Рвется он в края родные, Как вы думаете, какая главная мысль в тексте? (о том что скворец скучает по родине). Кто может придумать заголовок к тексту? (скворец на чужбине, печальный скворец и т. д.). Кто может прочитать слова с выделенными окончаниями? (от стужи, за морем, из лужи). Первое слово — от стужи. Окончание и. Почему? От стужи, 1 склонение, ж.р., Р.п. Второе слово — за морем. Окончание ем. Почему? За морем, 2 склонение, ср.р., П.п. Третье слово — из лужи. Окончание и. Почему? Из лужи, 1 склонение, ж.р., Р.п. Совершенно верно. Прочитайте, еще раз про себя. Кто хочет прочитать вслух? Кто хочет прочитать вслух первое предложение? (Улетел скворец от стужи, / Сытно за морем живет, / Воду пьет из теплой лужи, А теперь, закройте учебники и запишите первое предложение по памяти. Как будете готовы поднимите руку на локоток. Давайте проверим, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его. Учебники не открываем, работаем со слайдом. За каждую допущенную ошибку, один минус. Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, те, кто написал предложение без ошибок? Молодцы! Поднимите руку, те, кто написал предложение с 1 или 2 ошибками? Хорошо. Поднимите руку, те, кто написал предложение с 3 и более ошибками. В следующий раз будьте внимательнее. А сейчас, давайте вернемся к упражнению 237. Нам нужно разобрать некоторые слова. Первое слово от стужи. Разбор под цифрой 3. Что это за разбор? (разбор слова как часть речи). Вам поможет памятка № 4 на странице 147. Кто хочет выйти к доске и поработать над этим разбором? Остальные выполняют в тетради. От стужи — сущ., от чего? Стужа неодушевленное, нарицательное. ж.р., 1 скл.. Р.п., ед.ч. Роль в предложении — дополнение выраженное существительным. Сверьтесь с доской. Кто выполнил так же, поднимите руку. Хорошо. Второе слово за морем. Разбор под цифрой 3. Выполните его самостоятельно в тетради. Как будете готовы, поднимите руку. За морем — сущ., за чем? Неодушевленное, нарицательное. Ср.р., 2 скл.. Т.п., ед.ч.. Роль в предложении — дополнение выраженное существительным. (12 слайд) Давайте проверим. Посмотрите на экран. У кого также поднимите руку. Молодцы! Те, кто допустил ошибки, будьте внимательнее. И последний разбор. Слово пьёт. Разбор под цифрой 1. Что это за разбор? (звуко — буквенный) Кто хочет выполнить его на доске? Остальные выполняют в тетради. Вы можете пользоваться памяткой № 3, на странице 146. пьёт в этом слове 1 слог, ударение падает на ё. [п'] – согласный, глухой парный, мягкий парный. [ь] — не имеет звука. [ё] — обозначает 2 звука: [й'] и [о]. [й'] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [о] — гласный, ударный. [т] — согласный, глухой парный, твердый парный. 4 буквы, 4 звука. Сверьтесь с доской. Кто выполнил так же, поднимите руку. Хорошо. | Отвечать на вопросы; Читать отрывок из стихотворения; Выделять главную мысль; Озаглавливать отрывок из стихотворения; Разбирать слова; Читать про себя; Читать выборочно; Читать вслух; Записывать предложение по памяти; Выполнять взаимопроверку; Оценивать свою работу; Выполнять разбор слов; Работать у доски; Работать в тетради; Выполнять проверку; Выполнять разбор слов; Работать в тетради; Выполнять проверку; Выполнять звуко — буквенный разбор слов; Работать у доски; Работать в тетради; Выполнять проверку; | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания. Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; |
Словесный: объяснение домашнего задания. | 10:55-10:56 | Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 126, упражнение 238. В этом упражнение вам нужно прочитать пословицы, определить главную мысль одной из них. Вставить пропущенные буквы, в окончание имен существительных, и доказать сделанный вами выбор. (13 слайд) | Записывать домашнее задание. | |
4.Итог урока. Рефлексия | 10:56-11:00 | Чтобы закрепить тему урока, мы поиграем в игру «Бегущая минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Молодцы! - Какие цели урока мы формулировали? (научиться правильно вставлять окончания имен существительных, узнать новое правило, закрепить знание о падежах, родах и склонениях имен существительных). (14слайд) Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо. -На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Подводить итог | П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дата: 16.12.16 Учитель: Кривонос Л. М .
Школа: 148 Методист: Зубарева Н. С.
Класс: 4-е Студентка: Гулакова И., 36 гр.
Кабинет: 112
Урок № 3
Конспект урока русского языка
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Цели деятельности учителя: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей; обогащать словарный запас детей; 2. развивать умение различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей; 3. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл 1 часть УМК «ШР», карточки с заданиями, карточки для рефлексии, презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. е е ю и
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
Цели урока: Научиться... Узнать... Закрепить...
Шестнадцатое декабря. Классная работа. . Страница 124, упражнение 234.
1 склонение 2 склонение 3 склонение Ж. р. М. р. - а; - я. М. р. - Ср. р. - о; - е. Ж. р. - ь.
Земли, папе, сирени, о машине, о коне, матери, о рыси. Падежи 1 склонение 2 склонение 3 склонение Р.п. Д.п. П.п. Земли папе сирени о машине о коне матери о рыси
Упражнение 236. Составить предложение, поставив выделенное слово в нужную форму. Записать предложения. Выделить главные члены предложения. Выделить второстепенные члены предложения. Составить характеристику предложения. В выделенном слове определить род, падеж, склонение.
1. Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени в хвойном лесу. 2. Она живет на вершине высокой ели. 3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки. 4. Птичка поет свою тихую и скромную песню круглый год. 5. Зимой королька можно встретить в городском парке и на огороде.
Упражнение 237.
Улетел скворец от стужи , Сытно за морем живет, Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет.
За морем — сущ., за чем? Неодушевленное, нарицательное. Ср.р., 2 скл.. Т.п., ед.ч.. Роль в предложении — дополнение выраженное существительным.
Домашнее задание: Страница 126, Упражнение 238.
Цели урока: Научиться... Узнать... Закрепить...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект (технологическая карта) урока с АМО. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
Методическая информация, технологическая карта урока с использованием активных методов обучения...
Оценка урока с использованием активных методов обучения (АМО) «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Параметры оценки, расшифровка параметров, подробное качественное обоснование оценки, экспертное заключение к уроку.Файл открывать XL...
Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.
Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс, профиль класса/группа, количество ...
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных п...
Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Разработка сценария этапов урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»...
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...