Открытый урок по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Артюхина Наталья Евгеньевна

 Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.

Малые жанры фольклора.

(УМК «Начальная Школа 21 век» В. Иванов Русский язык 4 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе  Артюхина Н. Е.

Тема:

 Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.

Малые жанры фольклора.

(УМК «Начальная Школа 21 век» В. Иванов Русский язык 4 класс)

Цели

Предметные:

  • ознакомление учащихся с именем числительным как частью речи;
  • учить различать имена числительные среди других частей речи;
  • определить понятия «число» и «имя числительное»;
  • дать определение количественным и порядковым числительным;
  • учить правильно применять имена числительные в речи.

        Деятельно-коммуникативные:

  • воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно;
  • учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.

        Ценностно-ориентированные

  • показать разнообразие и богатство русского языка (считалки, пословицы, поговорки, устойчивые выражения);
  • через проведение релаксационных пауз следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Ход урока

I. Организационный момент

- Проверьте пожалуйста, всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, сигнальные блокноты, цветные карандаши.

-  Обратите внимание на то, как вы сидите, не мешает ли вам что-то на парте

II. Мотивация к учебной деятельности

1. Деловой настрой

     - Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            - Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     - Как работать, чтобы приобрести твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

2.Эмоциональный настрой

  • Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
  • Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.
  • Настроим наш «Барометр» на спокойный деловой лад.

(слайд 2 + 2 щелчка)

  • У нас все получится!

III. Объявление плана урока

  • А работать мы будем по следующему плану.

                               (ссылка «План урока»)

План урока

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень

IV. Первичное введение нового материала

  • Запишите сегодняшнюю дату («Шестнадцатое  марта»)
  • Минутка чистописания               Чч четыре
  • Объясните орфограмму, подберите проверочное слово.
  • Прочтите текст.

(ссылка «Тема урока»)

(слайд считалка)

Начинается считалка,

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

  • Запомните.
  • Запишите по памяти.

(Закрыть объектив)

-   Самопроверка.

(Вновь открыть слайд)

-   Самооценка. Оцените свою работу по образцу.

(слайд цветовые сигналы)

кр.- ошибки

зел.- красиво, без ошибок

син.- стараюсь, но не все   получается                                

  • Поставьте на поля значок того цвета, который вы заслужили.
  • Просигнальте цветными полосками свои результаты.
  • Молодцы, почти все показали зеленый цвет, значит, можем продолжить работу.
  • Назовите жанр написанного текста.
  • Да, это считалка – малый жанр устного народного творчества.
  • Почему считалка так называется?
  • Стишок со счетом, используемый в различных детских играх,      главная его особенность – счет. В народной речи считалка называется «счетки», «сосчиталочки», «пересчет».
  • (Вновь открыть слайд – прокрутить назад)
  • Найдите в тексте слова со значением числа. (Два, три)
  • Что они обозначают? (Количество)
  • На какой вопрос отвечают? (Сколько)
  • Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими категориями.

-   Вспомните наш «Пирог частей речи» (Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»).

  • (прокрутить вперёд слайд Пирог – Части речи)

-   Как называется эта часть речи? (Имя числительное)

  • (слайд – имя числительное)

-    Запишем тему в тетрадь.

  • От какого слова образовано название этой части речи? (Число)
  • Итак, мы будем работать с именем числительным.
  • Перейдем к новому этапу нашего урока.

V. Открытие нового знания

(слайд «считалка»)

  • Посмотрите на текст в тетради.

-  С какой частью речи согласовывается имя числительное? (С именем существительным)

  • Прочтите словосочетания из считалки. (Две вороны, три сороки) 
  • Запишите.
  • (ссылка «Тема урока»)

Выборочный диктант

  • Я прочту предложение, вы вспоминайте названия малого жанра фольклора и выписываете в тетрадь словосочетания вида «имя числительное  + имя существительное»
  • (ссылка «Выборочный диктант»)
  •  (слайд «имя числительное  + имя существительное»)
  • Диктант

1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. (Скороговорка)

     2. Шесть мышат в камышах шуршат. (Скороговорка)

     3. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) (Загадка)

     4. Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни        недели) (Загадка)

Взаимопроверка

  • Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, сверьте с образцом, исправьте ошибки.

(слайд словосочетания+щелчок)

  • Оцените работу  соседа по парте, за каждое верное словосочетание – 1 балл, максимальное количество – 6 баллов.
  • Посмотрите на образец записи, который вы должны сделать на полях.

(щелчок)

  • Верните тетради.

Итог

  • С какой частью речи сочетаются имя числительное? (С именем существительным)
  • Мы завершили этот этап урока.

(ссылка « План урока»)

VI. Контроль результатов первичного закрепления

  • На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)
  • Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)
  • А на уроках русского языка? Взгляните на сегодняшнюю дату. (Словами)

Словарная работа

-   Взгляните на цифры, запишите словами.

(ссылка «Словарная работа»)

(слайд числа цифрами)

  • Прочтите, как произносим.

( щелчок)

-    Прочтите, как записано.

( щелчок)

-Сделаем этимологический анализ слова одиннадцать.

(щелчок)

-В Древней Руси «один на десете» означает «один сверх десятка». Вот почему в слове «одиннадцать» две буквы «н». Одна в корне, вторая – в суффиксе.

(щелчок)

-Вот вопрос на смекалку! Быстро!

5+7=/а/диннадцать или /о/диннадцать?

       Ответ-5+7=двенадцать!

Итог этапа урока

       - Запомните, это словарные слова с непроверяемым написанием!

(ссылка «План урока»)

VII. Открытие нового знания

- Числительные считают- 1,2,3.

(ссылка «Правило»)

(слайд 10 + щелчок)

  • Они могут называть точное количество предметов. (Количественные)

(2 щелчка)

- Но если говорим «первый», «второй», то обозначает порядок предметов при счёте. (Порядковые)

(2щелчка)

- На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько? Который? Какой?)

(2щелчка)

- Какие две группы числительных мы выделили? (Количественные, порядковые)

(2щелчка)

-    Сравните нашу запись с правилом в учебнике на с. 76.

(слайд правило)

 (

- Прочтите, мы сами вывели правило!

- Поаплодируем себе.

Вывод

- Из всех частей речи имя числительное самая молодая по времени возникновения в языке.

- И этот этап урока завершили.

(ссылка « План урока»)

-   Поупражняемся в употреблении имён числительных в речи.

VIII. Первичное закрепление знаний  

-  Посмотрите на слайд.

(ссылка « Говори правильно»)

(слайд словосочетания)

Составь словосочетание

(пять, пятеро) (сестры) –

(два, двое) (ребят) –

(три, трое) (котят) –

(четверо, четыре) (суток) –

(шесть, шестеро) (апельсины, помидоры) -

  • Составьте словосочетания и запишите в тетрадь.
  • Проверьте по образцу.

(слайд словосочетания)

  • Исправьте ошибки.

Самооценка

  • Оцените свою работу.

(слайд цветовые сигналы)

кр.- есть ошибки

зел.- правильно и быстро

син.- правильно, но с помощью других

  • Отметьте на полях цветные значки
  • Покажите свои результаты сигнальным блокнотом.
  • Справились!
  • Запомните, как употребляются эти числительные в речи.

(ссылка « План урока»)

IX.  Физкультминутка для глаз

(ссылка «Физкультминутка»)

(слайд схема для глаз)

(ссылка на схему)

Пусть наши глазки отдохнут. Не двигая головой, сделайте по 10 движений глазами в каждом направлении. (Физкультминутка для глаз по В. Базарному) (анимация)

  • Перейдем к следующему этапу урока.

(ссылка «План урока»)

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Сейчас вы будете работать в паре. Вы должны выбрать  на доске цифру, которая обозначает нужное числительное для этих фразеологизмов и устойчивых оборотов, закрепить магнитом на доске по порядку.

(ссылка «Интеллектуальная разминка»)

(слайдфразеологизмы с пропусками + щелчок)

1 2 3 4 5 6 7

1. Наговорить с ________короба.

2._________пятниц на неделе.

3.Знать как свои_______ пальцев.

4._______в поле не воин.

5._______сапога пара.

6.Магическое число - шестьсот шестьдесят______.

7. Идти на все ______ стороны.

  • Запишите имена числительные в тетрадь.
  • Проверьте друг у друга записи.
  • Самоконтроль
  • Проконтролируйте себя.

(щелчок)

-   Для украшения своей речи используйте эти выражения.

  • Мы выполнили еще один пункт плана урока.

(ссылка « План урока»)

XI. Контроль на уровне знания, понимания и применения.

Включение в систему знаний и повторени

  • Проверим, как мы усвоили полученные знания.
  • Выполните упр.134 на стр.81 в тетради «Учимся писать без ошибок» (печатные листы)
  • Работаем самостоятельно.
  • Проверьте себя.

(ссылка «Закрепление»)

(слайд числа)

  • За каждую верно выполненную строку начислите себе 1балл, максимально 6 баллов, напишите на полях тетради.
  • И с этим заданием мы справились.

XII. Физкультминутка двигательная

  • Споём песню «Дважды два – четыре» и подвигаемся, чтобы расслабить мышцы спины и ног.

(ссылка «Значок динамик»)

После песни

(ссылка «План урока»)

XIII. Рефлексия урока.

Самооценка

-    Посчитайте, сколько баллов вы набрали за свои задания.

  • Напишите это число рядом с датой на полях в тетради.
  • Определите свой уровень работы на уроке по таблице.

(ссылка « Рефлексия»)

 (слайд баллы)

-  Напишите под баллами.

(ссылка «План урока»)

Установка на следующий урок

  • Обратите внимание, как мы записали дату? («Четвёртое марта»)
  • А как запишем дату окончания третьей четверти? (Двадцать третье марта)
  • Напишите
  • Сколько слов мы использовали для написания числа? (Два)
  • На следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся все числительные по количеству основ и слов.

Подведение итогов

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Какой речевой материал использовали? ( Малые жанры устного народного творчества)

Эмоциональный итог

  • Посмотрите на план нашего урока.
  • Обратите внимание на использованные цвета. Где вы еще встречались с таким расположением цветов? (Радуга)
  • Да, это радуга. Пусть у вас в жизни всегда присутствуют все цвета радуги и несут вам только радость познания.

-   Вернемся к нашему барометру.

(ссылка «Борометр»)

(слайд барометр)

-   Что же он показывает?

-    Куда установим стрелку? (На хорошее настроение.)

(щелчок)

XIV. Релаксация.

  • Давайте отдохнем.

(ссылка «План урока»)

 (ссылка «Релаксация»)

(слайд линии)

  • Следите взглядом за стрелкой курсора.
  • Теперь примите позу покоя.

(слайд текст)

  • Произносите за мной.

Все умеют танцевать,

Бегать, прыгать рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая.

Очень легкая, простая.

Замедляются движения,

Исчезает напряжение.

И становится понятно –

Расслабление приятно.

-  Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Порядковые числительные"

Урок разработан с использованием интерактивного ресурса к учебнику Spotlight 4 класс....

Урок на тему: "Числительные от 20 до 100"

Тип урока: комбинированный. В разделе занимает 26 урок, в теме "Числительные " - 3....

открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20"

открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20" по УМК "Rainbow English"...

Открытый урок русского языка в 4б классе по теме "Имя числительное"

Статья рекомендована учителям начальных классов....