Открытый урок по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.
Малые жанры фольклора.
(УМК «Начальная Школа 21 век» В. Иванов Русский язык 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе Артюхина Н. Е.
Тема:
Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.
Малые жанры фольклора.
(УМК «Начальная Школа 21 век» В. Иванов Русский язык 4 класс)
Цели
Предметные:
- ознакомление учащихся с именем числительным как частью речи;
- учить различать имена числительные среди других частей речи;
- определить понятия «число» и «имя числительное»;
- дать определение количественным и порядковым числительным;
- учить правильно применять имена числительные в речи.
Деятельно-коммуникативные:
- воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно;
- учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.
Ценностно-ориентированные
- показать разнообразие и богатство русского языка (считалки, пословицы, поговорки, устойчивые выражения);
- через проведение релаксационных пауз следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверьте пожалуйста, всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, сигнальные блокноты, цветные карандаши.
- Обратите внимание на то, как вы сидите, не мешает ли вам что-то на парте
II. Мотивация к учебной деятельности
1. Деловой настрой
- Для чего мы приходим на урок?
(Чтобы получать знания.)
- Зачем нам нужны знания?
(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)
- Как работать, чтобы приобрести твердые и полезные знания?
(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)
2.Эмоциональный настрой
- Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
- Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.
- Настроим наш «Барометр» на спокойный деловой лад.
(слайд 2 + 2 щелчка)
- У нас все получится!
III. Объявление плана урока
- А работать мы будем по следующему плану.
(ссылка «План урока»)
План урока
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень
IV. Первичное введение нового материала
- Запишите сегодняшнюю дату («Шестнадцатое марта»)
- Минутка чистописания Чч четыре
- Объясните орфограмму, подберите проверочное слово.
- Прочтите текст.
(ссылка «Тема урока»)
(слайд считалка)
Начинается считалка,
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
- Запомните.
- Запишите по памяти.
(Закрыть объектив)
- Самопроверка.
(Вновь открыть слайд)
- Самооценка. Оцените свою работу по образцу.
(слайд цветовые сигналы)
кр.- ошибки |
зел.- красиво, без ошибок |
син.- стараюсь, но не все получается |
- Поставьте на поля значок того цвета, который вы заслужили.
- Просигнальте цветными полосками свои результаты.
- Молодцы, почти все показали зеленый цвет, значит, можем продолжить работу.
- Назовите жанр написанного текста.
- Да, это считалка – малый жанр устного народного творчества.
- Почему считалка так называется?
- Стишок со счетом, используемый в различных детских играх, главная его особенность – счет. В народной речи считалка называется «счетки», «сосчиталочки», «пересчет».
- (Вновь открыть слайд – прокрутить назад)
- Найдите в тексте слова со значением числа. (Два, три)
- Что они обозначают? (Количество)
- На какой вопрос отвечают? (Сколько)
- Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими категориями.
- Вспомните наш «Пирог частей речи» (Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»).
- (прокрутить вперёд слайд Пирог – Части речи)
- Как называется эта часть речи? (Имя числительное)
- (слайд – имя числительное)
- Запишем тему в тетрадь.
- От какого слова образовано название этой части речи? (Число)
- Итак, мы будем работать с именем числительным.
- Перейдем к новому этапу нашего урока.
V. Открытие нового знания
(слайд «считалка»)
- Посмотрите на текст в тетради.
- С какой частью речи согласовывается имя числительное? (С именем существительным)
- Прочтите словосочетания из считалки. (Две вороны, три сороки)
- Запишите.
- (ссылка «Тема урока»)
Выборочный диктант
- Я прочту предложение, вы вспоминайте названия малого жанра фольклора и выписываете в тетрадь словосочетания вида «имя числительное + имя существительное»
- (ссылка «Выборочный диктант»)
- (слайд «имя числительное + имя существительное»)
- Диктант
1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. (Скороговорка)
2. Шесть мышат в камышах шуршат. (Скороговорка)
3. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) (Загадка)
4. Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели) (Загадка)
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, сверьте с образцом, исправьте ошибки.
(слайд словосочетания+щелчок)
- Оцените работу соседа по парте, за каждое верное словосочетание – 1 балл, максимальное количество – 6 баллов.
- Посмотрите на образец записи, который вы должны сделать на полях.
(щелчок)
- Верните тетради.
Итог
- С какой частью речи сочетаются имя числительное? (С именем существительным)
- Мы завершили этот этап урока.
(ссылка « План урока»)
VI. Контроль результатов первичного закрепления
- На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)
- Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)
- А на уроках русского языка? Взгляните на сегодняшнюю дату. (Словами)
Словарная работа
- Взгляните на цифры, запишите словами.
(ссылка «Словарная работа»)
(слайд числа цифрами)
- Прочтите, как произносим.
( щелчок)
- Прочтите, как записано.
( щелчок)
-Сделаем этимологический анализ слова одиннадцать.
(щелчок)
-В Древней Руси «один на десете» означает «один сверх десятка». Вот почему в слове «одиннадцать» две буквы «н». Одна в корне, вторая – в суффиксе.
(щелчок)
-Вот вопрос на смекалку! Быстро!
5+7=/а/диннадцать или /о/диннадцать?
Ответ-5+7=двенадцать!
Итог этапа урока
- Запомните, это словарные слова с непроверяемым написанием!
(ссылка «План урока»)
VII. Открытие нового знания
- Числительные считают- 1,2,3.
(ссылка «Правило»)
(слайд 10 + щелчок)
- Они могут называть точное количество предметов. (Количественные)
(2 щелчка)
- Но если говорим «первый», «второй», то обозначает порядок предметов при счёте. (Порядковые)
(2щелчка)
- На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько? Который? Какой?)
(2щелчка)
- Какие две группы числительных мы выделили? (Количественные, порядковые)
(2щелчка)
- Сравните нашу запись с правилом в учебнике на с. 76.
(слайд правило)
(
- Прочтите, мы сами вывели правило!
- Поаплодируем себе.
Вывод
- Из всех частей речи имя числительное самая молодая по времени возникновения в языке.
- И этот этап урока завершили.
(ссылка « План урока»)
- Поупражняемся в употреблении имён числительных в речи.
VIII. Первичное закрепление знаний
- Посмотрите на слайд.
(ссылка « Говори правильно»)
(слайд словосочетания)
Составь словосочетание (пять, пятеро) (сестры) – (два, двое) (ребят) – (три, трое) (котят) – (четверо, четыре) (суток) – (шесть, шестеро) (апельсины, помидоры) - |
- Составьте словосочетания и запишите в тетрадь.
- Проверьте по образцу.
(слайд словосочетания)
- Исправьте ошибки.
Самооценка
- Оцените свою работу.
(слайд цветовые сигналы)
кр.- есть ошибки |
зел.- правильно и быстро |
син.- правильно, но с помощью других |
- Отметьте на полях цветные значки
- Покажите свои результаты сигнальным блокнотом.
- Справились!
- Запомните, как употребляются эти числительные в речи.
(ссылка « План урока»)
IX. Физкультминутка для глаз
(ссылка «Физкультминутка»)
(слайд схема для глаз)
(ссылка на схему)
Пусть наши глазки отдохнут. Не двигая головой, сделайте по 10 движений глазами в каждом направлении. (Физкультминутка для глаз по В. Базарному) (анимация)
- Перейдем к следующему этапу урока.
(ссылка «План урока»)
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Сейчас вы будете работать в паре. Вы должны выбрать на доске цифру, которая обозначает нужное числительное для этих фразеологизмов и устойчивых оборотов, закрепить магнитом на доске по порядку.
(ссылка «Интеллектуальная разминка»)
(слайдфразеологизмы с пропусками + щелчок)
1 2 3 4 5 6 7 1. Наговорить с ________короба. 2._________пятниц на неделе. 3.Знать как свои_______ пальцев. 4._______в поле не воин. 5._______сапога пара. 6.Магическое число - шестьсот шестьдесят______. 7. Идти на все ______ стороны. |
- Запишите имена числительные в тетрадь.
- Проверьте друг у друга записи.
- Самоконтроль
- Проконтролируйте себя.
(щелчок)
- Для украшения своей речи используйте эти выражения.
- Мы выполнили еще один пункт плана урока.
(ссылка « План урока»)
XI. Контроль на уровне знания, понимания и применения.
Включение в систему знаний и повторени
- Проверим, как мы усвоили полученные знания.
- Выполните упр.134 на стр.81 в тетради «Учимся писать без ошибок» (печатные листы)
- Работаем самостоятельно.
- Проверьте себя.
(ссылка «Закрепление»)
(слайд числа)
- За каждую верно выполненную строку начислите себе 1балл, максимально 6 баллов, напишите на полях тетради.
- И с этим заданием мы справились.
XII. Физкультминутка двигательная
- Споём песню «Дважды два – четыре» и подвигаемся, чтобы расслабить мышцы спины и ног.
(ссылка «Значок динамик»)
После песни
(ссылка «План урока»)
XIII. Рефлексия урока.
Самооценка
- Посчитайте, сколько баллов вы набрали за свои задания.
- Напишите это число рядом с датой на полях в тетради.
- Определите свой уровень работы на уроке по таблице.
(ссылка « Рефлексия»)
(слайд баллы)
- Напишите под баллами.
(ссылка «План урока»)
Установка на следующий урок
- Обратите внимание, как мы записали дату? («Четвёртое марта»)
- А как запишем дату окончания третьей четверти? (Двадцать третье марта)
- Напишите
- Сколько слов мы использовали для написания числа? (Два)
- На следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся все числительные по количеству основ и слов.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какой речевой материал использовали? ( Малые жанры устного народного творчества)
Эмоциональный итог
- Посмотрите на план нашего урока.
- Обратите внимание на использованные цвета. Где вы еще встречались с таким расположением цветов? (Радуга)
- Да, это радуга. Пусть у вас в жизни всегда присутствуют все цвета радуги и несут вам только радость познания.
- Вернемся к нашему барометру.
(ссылка «Борометр»)
(слайд барометр)
- Что же он показывает?
- Куда установим стрелку? (На хорошее настроение.)
(щелчок)
XIV. Релаксация.
- Давайте отдохнем.
(ссылка «План урока»)
(ссылка «Релаксация»)
(слайд линии)
- Следите взглядом за стрелкой курсора.
- Теперь примите позу покоя.
(слайд текст)
- Произносите за мной.
Все умеют танцевать,
Бегать, прыгать рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая.
Очень легкая, простая.
Замедляются движения,
Исчезает напряжение.
И становится понятно –
Расслабление приятно.
- Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Порядковые числительные"
Урок разработан с использованием интерактивного ресурса к учебнику Spotlight 4 класс....
Открытый урок на тему : "Имя числительное" Технологическая карта. Программа "Начальная школа 21 век"
Открытый урок на тему :"Имя числительное"....
дидактические материалы для уроков английского языка, числительные
Карточки для игр по основным темам...
Урок на тему: "Числительные от 20 до 100"
Тип урока: комбинированный. В разделе занимает 26 урок, в теме "Числительные " - 3....
открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20"
открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20" по УМК "Rainbow English"...
Открытый урок "Имя числительное"
Урок для 3 класса...
Открытый урок русского языка в 4б классе по теме "Имя числительное"
Статья рекомендована учителям начальных классов....