Открытый урок "Имя числительное"
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема «Имя числительное»
Цель урока: Познакомить учащихся с новой для них именной частью речи – имя числительное.
Задачи:
Обучающие:
- научить распознавать среди известных частей речи имя числительное.
- развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.
Развивающие:
- расширить кругозор, учиться рассуждать и доказывать свою точку зрения, развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.
Воспитательные: формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.
УУД: Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Познавательные УУД – доопределять учебные задачи, принимать цель урока, работать с планом урока, сравнивать понятия, делать выводы в результате совместной работы класса.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канапкина, В.Г.Горецкий, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие) - 1 мин
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам урок начать.
Шесть, семь, восемь, девять.
Темы прошлые проверить.
Будем мы их вспоминать,
И для точности считать
Запись числа, орфографическая минутка (прописывание трех букв и двух словарных слов: трактор и черный).
- Обсудите и определите, к каким частям речи относятся слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают. - 4 мин
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Пенал, обедать, мы, восемь, воробей, жёлтый, она, третий, яблочный, четыре, работать. Слайд 1
- Все эти слова можно разделить на несколько групп.
- Подумайте, по какому признаку это сделать? (части речи)
Работа в группах.
Выпишите каждая группа слова предложенной вам части речи.
Дети записывают в карточки
Сущ. Прил. Гл. Мест слайд 2
- Проверьте свои записи.
- Докажите, что вы правильно определили части речи.
-Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.
-Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?
-Докажите, что эти слова – глаголы?
-А что вам известно о местоимениях?
У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы работали в группе
- Прочитайте пословицу (сначала про себя, затем вместе) слайд 3
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Обсудите друг с другом, как вы понимаете пословицу, когда так говорят? А как вы считаете, что лучше? (ответы детей)
- запишите ,определите и подпишите части речи. 3 мин
3. Выявление затруднения.
- Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему не распределили слова?
(Мы не знаем, куда их распределить. Они не подходят к изученным частям речи)
Возникла проблема, которую мы с вами должны сегодня решить
- Что вызвало затруднение в пословице? Все ли части речи смогли определить?
К какой части речи отнесли слово “сто”, что оно обозначает (число).
- Когда мы употребляем эти слова в нашей речи?
- Это слово относится к новой для вас части речи
Определение темы:
Какую цель поставим на этом уроке?
Давайте вместе подумаем, чему будем учиться и составим план нашей работы.
4. Целеполагание и построение проекта.
Составим план работы. (начертить лестницу знаний) слайд 4
1. Выяснить как называются слова.
2. Что обозначают.
3. На какой вопрос отвечают.
4. Для чего нужны в речи. - 5 мин
5. Реализация проекта. “Открытие” нового знания
-
1) Выбор термина. - Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз. - Что называют слова?(четыре, восемь, третий, сто ) ЧИСЛА - Попробуйте дать им название. - Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. - Сформулируйте тему урока. 2) Наблюдение над именем числительным. -Нас ждёт исследовательская работа. Откройте тетрадки. -Сколько учеников в классе? (Один, два, три.) Запишите слова. -Какая это часть речи? -Что обозначают слова? - На какой вопрос отвечают? (Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько?) Представьте, что не на уроке русского языка, а на физкультуре. -Даётся команда: по порядку номеров рассчитайтесь! -ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой. -Какие слова вам помогли выполнить это задание? -Запишите их. (Первый, второй, третий, четвёртый.) -Какая это часть речи? -Что они обозначают? (порядок при счете) - На какой вопрос отвечают? (который?) (Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – который?) Оцените свою работу на этом этапе. Как активно вы участвовали в исследовании. |
ФИЗМИНУТКА. Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши. |
-Давайте обобщим наши знания. - Что мы узнали об имени числительном? Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника страница 60 - Хорошо, мы справились. |
5. Работа по учебнику
Упражнение 103 стр. 59
-Прочитайте считалку, найдите имена числительные.
-Назовите имена числительные. Докажите. Обозначим имена числительные сокращенно ЧИСЛ
2) Наблюдение над именем числительным.
- Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока, проведем исследование, а поможет нам в этом памятка
Если слово обозначает число, то мы его отнесем к части речи имя числительное
Памятка.
Имя числительное – это часть речи.
Обозначает:
1. Предмет;
2. Признак предмета;
3. Количество предметов;
4. Порядок предметов при счёте.
Отвечает на вопросы:
1. Кто? Что?
2. Который?
3. Сколько?
4. Что делает?
Учащиеся наблюдают за числительными, отвечают на вопросы учителя, делают пометки в памятках.
- Распределите имена числительные в два столбика, правильно поставив к ним вопрос:
Сколько? Который?
- Запишите в тетрадь. Слайд 6
- Подчеркните эти вопросы в памятке.
развернуть таблицу
Сколько? | Который? |
семь | первый |
шесть | второй |
восемь |
|
развернуть таблицу
- Что обозначают имена числительные 1-го столбика?
- А что обозначают имена числительные второго столбика?
- Отметьте это в памятке. 7 мин слайд 7
3) Знакомство с правилом.
- Пользуясь памяткой, сделайте вывод, что такое имя числительное. (Это- часть речи, обозначает количество при счете или порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? который?)
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 60 (самостоятельно читают правило затем все вместе читают, сравнивают) - 3 мин
7. Первичное закрепление.
Коллективная работа.
-На доске написана считалка, прочитайте её (чтение хором, считаем количество птиц)
Начинается считалка:
На б__резу села галка, слайд 8
Две в__роны, в__робей,
Три с__роки, с_ловей.
- Назовите имена числительные. Докажите. Обозначим имена числительные сокращенно ЧИСЛ.
- Спишите, вставьте орфограммы.
- Назовите орфограммы. Какие буквы вставили? 7 мин
2) Словарная работа.
- Среди имен числительных есть тоже такие слова, которые необходимо запомнить.
- Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы. (Сколько?)
- Составим вместе предложения со словами четыре и восемь, запишите.
- Запомните написание этих слов. 7 мин
8. Работа в парах.
- Выполним упражнение 104 на стр. 59. Эту работу будем выполнять в парах.
- Прочитайте задание.
- Запишите ответы на вопросы. (Выполняют упражнение в тетради, обсудив его выполнение в паре.)
- Проверим, как вы ответили на вопросы. (По очереди зачитывают ответы). - 10 мин
9. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа.
- Выполните тест
1. Именем числительным называется
А) часть речи, которая обозначает признак предмета
Б) часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете
В) часть речи, которая обозначает действие предмета
2. Найдите имя числительное
А) стулья
Б) бежать
В) девять
3. Найдите числительное, обозначающее количество предметов
А) семь
Б) второй
В) десятый
4. Найдите числительное, обозначающее порядок предметов при счете
А) три
Б) шесть
В) восьмой
- Самопроверка в парах по ключу (Б; В; А; В)
10. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы теперь ответите на вопросы, которые были поставлены в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке.
Итог: Все ли задачи урока выполнили? (Лесенка знаний)
Вспоминали и считали,
Много нового узнали.
Что узнали, подскажи,
Всем ребятам расскажи
11. Домашнее задание.Упражнение 105 стр. 60, правило; запишите пословицы, поговорки и фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".
Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся с именем числительным, с обычаями празднован...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Порядковые числительные"
Урок разработан с использованием интерактивного ресурса к учебнику Spotlight 4 класс....
Открытый урок на тему : "Имя числительное" Технологическая карта. Программа "Начальная школа 21 век"
Открытый урок на тему :"Имя числительное"....
открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20"
открытый урок английского языка 3 класс на тему: "Числительные от 13 до 20" по УМК "Rainbow English"...
Открытый урок по теме "Имя числительное"
Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.(УМК «Начальная Школа 21 век» В. Иванов Русский язык 4 класс)...
Открытый интегрированный урок по русскому языку и математике. 4 класс Тема: «Секреты имён числительных»
Цель: познакомить с употреблением формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; тренировать в правильном напис...
Открытый урок русского языка в 4б классе по теме "Имя числительное"
Статья рекомендована учителям начальных классов....