"Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кондратичева Ольга Владимировна

Данный конспект урока может использоваться на уроке русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Слов.: слово учителя

10:20-

10:21

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Садитесь! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Открываем тетради, записываем число. Сегодня четвертое апреля, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Нагл.: уч. презентация

Сл.: уч. диалог

Слов.: уч. диалог

Словесный : Беседа

10:21-

10:26

Ребята, внимательно послушайте стихотворение, будьте готовы ответить на вопросы.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ 
При НИХ на берегу 
ЕГО ловили. Но, увы: 
Я плавать – не могу! 
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, 
ВЫ ИМ, обратно, НАС. 
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, 
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС… 
Хоть МНЕ известно, что ОНО 
ИХ любит больше ТЕХ, - 
Всё ЭТО тайной быть должно 
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Вы поняли о чём это стихотворение? Что в нем спрятано?( Местоимения)

 -Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их).

-Какие части речи заменяют местоимения в речи?( Имена существительные)

Верно, местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

-Как вы думаете,  для чего существуют местоимения в речи?

(Они помогают нам разнообразить речь, мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

Молодцы. Местоимения- они , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

-Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные.

-Какие вы знаете самостоятельные части речи? ( существительное, прилагательное, глагол)

-Что обозначает существительное? Прилагательное? Глагол?

 Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами.

Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Слушать, воспринимать информацию

Отвечать на вопросы учителя

Отвечать на вопросы

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентировки

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя

10:26-

10:27

Определение темы и целеполагание

Тема нашего урока «………….местоимения». По ходу урока мы узнаем, какие же местоимения мы будем с вами изучать.

Какие цели поставим на урок?

  1. Узнать, что такое «…………….местоимения»
  2. Научиться определять «…………..местоимения»

Формулировать тему и цели урока

П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

 

Словесный метод: беседа

Фронтальный опрос

Пр.: работа с таблицей

Нагл.: уч. презентация

Слов.: беседа

Практический

Фронтальная работа

Сл: слово учителя

10:27-

10:34

10:34-

10:35

Изучение нового материала

Послушайте диалог( двое учащихся разыгрывают сценку)
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? 
- Да, хорошо. 
- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? 
- Нет, её нет. 
- А Вова? Он дома?

Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). А как бы Юля могла назвать себя и Сашу одним словом? (Мы).

("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

-Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Сашу указывает местоимение ТЫ. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).

-Как бы Юля обратилась к Саше, Вове, Кате, о которых  спрашивала?. (Вы - "2 -е лицо").

-Как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. Например, если вы напишите письмо Ксении Александровне « С праздником, Вас, Ксения Александровна», а если обращение будет, например, к классу, то вы уже будет с маленькой буквы.

-Юля и Саша говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо").

-Ребята, как бы вы назвали Юлю и Сашу одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

-Каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

Значит, можем сделать вывод, что

-местоимения 1-го лица -я, мы указывают на того, кто говорит.

-местоимения 2-го лица -ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

-местоимения 3-го лица -он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят. Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Т.е., ребята, с какой группой местоимений мы с вами познакомились? ( Личные местоимения)

Прослушайте стихотворение.

Я и мы
Ты и вы
Он, она, оно, они - 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения. 

Давайте, ребята, все вместе хором: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано: 
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного?

Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Физминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Слушать диалог

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы  учителя

Слушать учителя

Выполнять физические упражнения

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Практический метод

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Пр: самостоятельная работа

10:35-

10:42

Продолжение темы урока

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д). Понаблюдаем, как изменяются личные местоимения. Вернемся к таблице.

Местоимения по горизонтали разделены на две группы. Как вы думаете, какие? Даю подсказку , местоимения изменяются по числам.

-Какие вы знаете числа?( единственное и множественное число)

Назовите местоимения единственного и множественного числа.

На слайде вы видите  предложения, разделите их  на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа. Запишите 1вариант- первую группу, 2вариант- вторую группу. Все предложение писать не нужно, напишите только местоимения

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

Куда вы идете?

Кого мы ждем?

Ключ : 1 группа( ед.ч.)- я, ты, он

2 группа( мн.ч)- они, оно, вы, мы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

Практический: работа по карточкам

10:42 -

10:47

-Ребята,  теперь давайте с вами еще раз вспомним, для чего нам нужны местоимения?( для разнообразия в речи)

Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача вставить пропущенные местоимения, сверху подписать лицо и число местоимений

 Пишем свое имя и фамилию на карточке.

(1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку).

Ребята, а теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайде ответы. Если нет ошибок ставьте плюс рядом с предложением, если есть -.

У кого выполнено все верно? Ставим отметку 5.

У кого 1-2  ошибки- ставим 4

От 3 и более ошибок ставит отметку 3.

Отложите карточки на край стола, в конце урока сдаем их мне.

Работать по карточкам

Выполнять задания

Словесный: слово учителя

10:47-

10:48

Информация о домашнем задании

Выучить таблицу с личными местоимениями на стр 93, выполнить в тетради упражнение 160 на с. 94.

Записывать домашнее задание

П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации.

Пр.: первичный анализ

10:48-

10:55

Ребята, глядя на таблицу на странице 93, ответьте на мои вопросы

 -Какие местоимения 1-го лица?( я, мы)

 -Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?( ты, вы)

-Найдите местоимения  3-го лица( он, она, оно, они)

-Личные местоимения употребляются вместо...( имени  существительного) Личные местоимения...

а) называют предметы;

б) указывают на предметы.

У.—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Слайды № 13, 14,15,16,17.

У. 1)Первый слог-личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)

    2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он  нужен.(я-корь)

    3)Какие два местоимения мешают автомобилям плавно двигаться по дороге, если стоят рядом.(я-мы)

    4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)

    5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на)

       Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.)

Отвечать на вопросы теста

Выполнять самопроверку

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П: смысловое чтение

Рефлексивный

Сл.: ответы на вопросы

Проверка восприятия

Сл.: обобщающая беседа

10:55-

10:56

Итог урока

-Ребята, так какую же мы изучали с вами тему?( личные местоимения)

-Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?

-Каких достигли?

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока  

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осуществлять синтез; обобщать;

строить речевое высказывание.

Пр.: самооценка

10:59-

11:00

Рефлексия

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку.

Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик

И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку.

   Всем спасибо за урок. Вы очень активно и хорошо поработали. Хорошего дня!

Оценивать свою деятельность на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...