"Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный конспект урока может использоваться на уроке русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приёмы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Слов.: слово учителя | 10:20- 10:21 | Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Садитесь! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Открываем тетради, записываем число. Сегодня четвертое апреля, классная работа. Кто готов, руку на локоток. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний Нагл.: уч. презентация Сл.: уч. диалог Слов.: уч. диалог Словесный : Беседа | 10:21- 10:26 | Ребята, внимательно послушайте стихотворение, будьте готовы ответить на вопросы. Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ Вы поняли о чём это стихотворение? Что в нем спрятано?( Местоимения) -Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их). -Какие части речи заменяют местоимения в речи?( Имена существительные) Верно, местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. -Как вы думаете, для чего существуют местоимения в речи? (Они помогают нам разнообразить речь, мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного) Молодцы. Местоимения- они , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. -Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная). Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. -Какие вы знаете самостоятельные части речи? ( существительное, прилагательное, глагол) -Что обозначает существительное? Прилагательное? Глагол? Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. | Слушать, воспринимать информацию Отвечать на вопросы учителя Отвечать на вопросы | К: Построение речевого высказывания. Р: действие с учетом выделенных учителем ориентировки |
Постановка учебной задачи и ее решение Нагл.: уч. презентация Слов.: слово учителя | 10:26- 10:27 | Определение темы и целеполагание Тема нашего урока «………….местоимения». По ходу урока мы узнаем, какие же местоимения мы будем с вами изучать. Какие цели поставим на урок?
| Формулировать тему и цели урока | П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию. П:формулирование познавательной цели и задач. |
Решение частных задач
Словесный метод: беседа Фронтальный опрос Пр.: работа с таблицей Нагл.: уч. презентация Слов.: беседа Практический Фронтальная работа Сл: слово учителя | 10:27- 10:34 10:34- 10:35 | Изучение нового материала Послушайте диалог( двое учащихся разыгрывают сценку) Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я) Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). А как бы Юля могла назвать себя и Сашу одним словом? (Мы). ("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник". -Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Сашу указывает местоимение ТЫ. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо). -Как бы Юля обратилась к Саше, Вове, Кате, о которых спрашивала?. (Вы - "2 -е лицо"). -Как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. Например, если вы напишите письмо Ксении Александровне « С праздником, Вас, Ксения Александровна», а если обращение будет, например, к классу, то вы уже будет с маленькой буквы. -Юля и Саша говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо"). -Ребята, как бы вы назвали Юлю и Сашу одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо") -Каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо"). Значит, можем сделать вывод, что -местоимения 1-го лица -я, мы указывают на того, кто говорит. -местоимения 2-го лица -ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. -местоимения 3-го лица -он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят. Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Т.е., ребята, с какой группой местоимений мы с вами познакомились? ( Личные местоимения) Прослушайте стихотворение. Я и мы, Давайте, ребята, все вместе хором: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. -Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). В "Толковом словаре" Ожегова записано: Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите. Физминутка Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), | Слушать диалог Отвечать на вопросы учителя Слушать учителя Слушать стихотворение Отвечать на вопросы учителя Слушать учителя Выполнять физические упражнения | П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач. |
Практический метод Нагл.: рассматривание иллюстрации Пр: самостоятельная работа | 10:35- 10:42 | Продолжение темы урока Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе. Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д). Понаблюдаем, как изменяются личные местоимения. Вернемся к таблице. Местоимения по горизонтали разделены на две группы. Как вы думаете, какие? Даю подсказку , местоимения изменяются по числам. -Какие вы знаете числа?( единственное и множественное число) Назовите местоимения единственного и множественного числа. На слайде вы видите предложения, разделите их на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа. Запишите 1вариант- первую группу, 2вариант- вторую группу. Все предложение писать не нужно, напишите только местоимения Мы читаем книгу. Я играю с братом. Ты пойдёшь в кино? Он живёт в деревне. Они улетят на юг. Оно ярко светит. Куда вы идете? Кого мы ждем? Ключ : 1 группа( ед.ч.)- я, ты, он 2 группа( мн.ч)- они, оно, вы, мы | Слушать стихотворение Отвечать на вопросы учителя Выполнять упражнение в тетради | |
Практический: работа по карточкам | 10:42 - 10:47 | -Ребята, теперь давайте с вами еще раз вспомним, для чего нам нужны местоимения?( для разнообразия в речи) Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача вставить пропущенные местоимения, сверху подписать лицо и число местоимений Пишем свое имя и фамилию на карточке. (1 вариант. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку). Ребята, а теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайде ответы. Если нет ошибок ставьте плюс рядом с предложением, если есть -. У кого выполнено все верно? Ставим отметку 5. У кого 1-2 ошибки- ставим 4 От 3 и более ошибок ставит отметку 3. Отложите карточки на край стола, в конце урока сдаем их мне. | Работать по карточкам Выполнять задания | |
Словесный: слово учителя | 10:47- 10:48 | Информация о домашнем задании Выучить таблицу с личными местоимениями на стр 93, выполнить в тетради упражнение 160 на с. 94. | Записывать домашнее задание | П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации. |
Пр.: первичный анализ | 10:48- 10:55 | Ребята, глядя на таблицу на странице 93, ответьте на мои вопросы -Какие местоимения 1-го лица?( я, мы) -Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?( ты, вы) -Найдите местоимения 3-го лица( он, она, оно, они) -Личные местоимения употребляются вместо...( имени существительного) Личные местоимения... а) называют предметы; б) указывают на предметы. У.—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках. Слайды № 13, 14,15,16,17. У. 1)Первый слог-личное местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква) 2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он нужен.(я-корь) 3)Какие два местоимения мешают автомобилям плавно двигаться по дороге, если стоят рядом.(я-мы) 4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я) 5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.) | Отвечать на вопросы теста Выполнять самопроверку | Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. П: смысловое чтение |
Рефлексивный Сл.: ответы на вопросы Проверка восприятия Сл.: обобщающая беседа | 10:55- 10:56 | Итог урока -Ребята, так какую же мы изучали с вами тему?( личные местоимения) -Какие цели урока мы с вами сегодня ставили? -Каких достигли? | Отвечать на вопросы Подводить итоги урока | К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осуществлять синтез; обобщать; строить речевое высказывание. |
Пр.: самооценка | 10:59- 11:00 | Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку. Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку. Всем спасибо за урок. Вы очень активно и хорошо поработали. Хорошего дня! | Оценивать свою деятельность на уроке | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...
Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.
Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...
Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...