Статья на тему: «Развитие коммуникативных умений в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности»
статья по русскому языку (1 класс)

Сайкина Екатерина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saykina.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Академия Ледовых видов спорта «Динамо СПб» Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Развитие коммуникативных умений в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности»

 

Выполнила:

Учитель начальных классов

Сайкина Екатерина Викторовна

2021

Современное образование и общество постоянно меняются. Появляются новые требования к навыкам и умениям обучающихся, но самым важным является адаптация и социализация обучающихся к современному миру.

Главным фактором успешной адаптации ребенка в обществе являются развитые коммуникативные умения.

Новые ФГОС начального образования  ставят развитие коммуникативных универсальных учебных действий одним из важных этапов развития детей, их основой являются коммуникативные умения. В соответствии с ноыми стандартами именно развитие коммуникативных универсальных учебных действий необходимо для успешной социализации ребенка в современном обществе.

Коммуникативные умения -  это  умения непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения общения. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели.

Коммуникативные умения  это также  умения, правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от

партнеров по общению.

Коммуникативная компетенция это способность человека не только четко высказывать свои мысли, грамматически правильно строить предложения, выражать свои мысли и эмоции с различной интонацией, но также и соблюдать речевую культуру, умение общаться, слышать и слушать, уметь понимать то, что имеет в виду оппонент.

Развитие коммуникативных компетенций – это  не только развитие речи, но и развитие мышления, это важный результат деятельности процесса обучения.

В начальной школе обучение коммуникативным умениям является одной из важных задач, т.к. речь тесно взаимосвязана с развитием мыслей. Задача педагога научить детей выражать свои мысли четко и ясно, уметь быстро и грамотно строить предложить и передавать свои мысли.

Ученые, педагоги и психологи отмечают, что часто учащиеся не умею создавать тексты и монологи, которые выражают мысли и чувства ребенка. И это является одной из важных задач на этапе обучения в начальных классах.

Для того, чтобы решить данную  задачу важно уделять внимание развитию речи и мышлению на всех уроках и занятиях внеурочной деятельностью.

Развивая коммуникативные умения важно заниматься такими аспектами, как: пополнение словарного запаса,  развитие  фразовой речи; развитие навыков речевого развития, развитие правильного звукопроизношения, грамотное и четкое произношение контроль над темпом речи, развитие фонематического слуха, развитие грамматической стороны речи. 

Основные формы коммуникации, используемые в начальной школе:

-монологические высказывания,

- диалогические высказывания и ведение дискуссии,

-учебная беседа учителя и ученика, в парах и группах,

-пересказ,

- защита проекта и доклады,

- ответы на вопросы;

-задавать вопросы, следя за темой;

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.

На всех уроках и внеурочной деятельности учитель начальных классов может использовать следующие упражнения, которые будут способствовать развитию коммуникативных умений младших школьников.

Для развития коммуникативных умений  можно  использовать:

1. работу с текстом - чтение образцов, работа над интонацией и выразительностью речи.

2. вопросы учителя. Важно задавать вопросы нацеленные на составление сложных предложений. Педагог должен стимулировать детей на развернутые ответы под контролем педагога.

3. составление распространенных и сложных предложений.

4. выражение мысли в нескольких вариантах предложения, уточнение и распространение информации

5. выделение времени на развитие коммуникативных умений. Доказано, что педагогу нужно систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания на всех уроках и занятиях внеурочной деятельностью.

6. беседы о рассматриваемых предметах и понятиях (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);

7. введение новых слов и их объяснение,    для помощи ученику в  выражении понятий, мыслей, чувств;

8. работа с крылатыми пословицами и поговорками,  афоризмами и высказываниями великих людей – это возможно на всех уроках,

9. любая игровая деятельность, нацеленная на развития коммуникативных умений.

Коммуникативные навыки и умения имеют важную роль в жизни каждого человека. Овладение коммуникативными компетенциями является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся на всех этапах обучения.

Педагогу необходимо  создать условия для  формирования коммуникативных умений, чтобы учащийся самостоятельно проявлял желание общаться и взаимодействовать с окружающими, соблюдал нормы и правила общения с окружающими, умел организовать общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Развитие коммуникативных умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных умений является одной из приоритетных задач школы.В  данной статье Вы познакомитесь с классификацией коммуникативных умений, особенностями их формирование и приемами ...

Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...