Статья на тему: «Развитие коммуникативных умений в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности»
статья по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Академия Ледовых видов спорта «Динамо СПб» Василеостровского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развитие коммуникативных умений в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Сайкина Екатерина Викторовна
2021
Современное образование и общество постоянно меняются. Появляются новые требования к навыкам и умениям обучающихся, но самым важным является адаптация и социализация обучающихся к современному миру.
Главным фактором успешной адаптации ребенка в обществе являются развитые коммуникативные умения.
Новые ФГОС начального образования ставят развитие коммуникативных универсальных учебных действий одним из важных этапов развития детей, их основой являются коммуникативные умения. В соответствии с ноыми стандартами именно развитие коммуникативных универсальных учебных действий необходимо для успешной социализации ребенка в современном обществе.
Коммуникативные умения - это умения непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения общения. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели.
Коммуникативные умения это также умения, правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от
партнеров по общению.
Коммуникативная компетенция это способность человека не только четко высказывать свои мысли, грамматически правильно строить предложения, выражать свои мысли и эмоции с различной интонацией, но также и соблюдать речевую культуру, умение общаться, слышать и слушать, уметь понимать то, что имеет в виду оппонент.
Развитие коммуникативных компетенций – это не только развитие речи, но и развитие мышления, это важный результат деятельности процесса обучения.
В начальной школе обучение коммуникативным умениям является одной из важных задач, т.к. речь тесно взаимосвязана с развитием мыслей. Задача педагога научить детей выражать свои мысли четко и ясно, уметь быстро и грамотно строить предложить и передавать свои мысли.
Ученые, педагоги и психологи отмечают, что часто учащиеся не умею создавать тексты и монологи, которые выражают мысли и чувства ребенка. И это является одной из важных задач на этапе обучения в начальных классах.
Для того, чтобы решить данную задачу важно уделять внимание развитию речи и мышлению на всех уроках и занятиях внеурочной деятельностью.
Развивая коммуникативные умения важно заниматься такими аспектами, как: пополнение словарного запаса, развитие фразовой речи; развитие навыков речевого развития, развитие правильного звукопроизношения, грамотное и четкое произношение контроль над темпом речи, развитие фонематического слуха, развитие грамматической стороны речи.
Основные формы коммуникации, используемые в начальной школе:
-монологические высказывания,
- диалогические высказывания и ведение дискуссии,
-учебная беседа учителя и ученика, в парах и группах,
-пересказ,
- защита проекта и доклады,
- ответы на вопросы;
-задавать вопросы, следя за темой;
Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.
На всех уроках и внеурочной деятельности учитель начальных классов может использовать следующие упражнения, которые будут способствовать развитию коммуникативных умений младших школьников.
Для развития коммуникативных умений можно использовать:
1. работу с текстом - чтение образцов, работа над интонацией и выразительностью речи.
2. вопросы учителя. Важно задавать вопросы нацеленные на составление сложных предложений. Педагог должен стимулировать детей на развернутые ответы под контролем педагога.
3. составление распространенных и сложных предложений.
4. выражение мысли в нескольких вариантах предложения, уточнение и распространение информации
5. выделение времени на развитие коммуникативных умений. Доказано, что педагогу нужно систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания на всех уроках и занятиях внеурочной деятельностью.
6. беседы о рассматриваемых предметах и понятиях (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
7. введение новых слов и их объяснение, для помощи ученику в выражении понятий, мыслей, чувств;
8. работа с крылатыми пословицами и поговорками, афоризмами и высказываниями великих людей – это возможно на всех уроках,
9. любая игровая деятельность, нацеленная на развития коммуникативных умений.
Коммуникативные навыки и умения имеют важную роль в жизни каждого человека. Овладение коммуникативными компетенциями является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся на всех этапах обучения.
Педагогу необходимо создать условия для формирования коммуникативных умений, чтобы учащийся самостоятельно проявлял желание общаться и взаимодействовать с окружающими, соблюдал нормы и правила общения с окружающими, умел организовать общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»
«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...
Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года"...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Развитие коммуникативных умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Формирование коммуникативных умений является одной из приоритетных задач школы.В данной статье Вы познакомитесь с классификацией коммуникативных умений, особенностями их формирование и приемами ...
Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...