Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
статья по русскому языку
Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarno-orfograficheskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарно-орфографическая работа в начальной школе.
Всем известно, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. является одной из ведущих. Ведущей проблемой в курсе русского языка в начальных классах является формирования орфографического навыка, от степени сформированности которого, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. Структура орфографического действия довольно сложна для младших школьников. Трудность состоит в том, что ученик должен сам пройти шаги орфографического действия:
- найти орфограмму;
- определить ее тип;
- наметить способ решения;
- определить последовательность шагов решения задачи;
- выполнить намеченную последовательность действий;
- написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;
- осуществить самоконтроль.
Но также, программа начального обучения по русскому языку дает обязательное усвоение ряда слов (словарные), правописание которых не проверяется, а основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить.
Термин «трудные слова»: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания.
Трудные слова делят на следующие группы:
- слова, трудные для учащихся с точки зрения:
1) написания (велосипед),
2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз);
3) написания и значения (жокей, без удержу);
4) написания и связи с другими словами (перила);
5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать);
6) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).
Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы Cловарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка [7]. Поэтому одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы (Лободина Н.В., Прудинкова А.В, Ладыженская Т.А, Баранов М.Т.), выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Учитель в процессе работы может связать различные виды словарной работы с содержанием занятий:
- работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
- работа может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок);
- словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит и др.).
Хорошая память. – это залог успеха в работе над трудными словами.Любая недооценка памяти ребенка, умения запоминать и воспроизводить, может принести немалый вред, особенно в начальных классах, где у детей еще мало знаний и опыта, позволяющих строить сложные цепи рассуждения, т.е. решать грамматико-орфографические задачи, делать самостоятельные выводы. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.Процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов: зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные органы восприятия и быть достаточно разнообразными.
В работе со словарным словами условно выделяются несколько разделов:
- объяснение нового слова для запоминания;
- закрепление, включение его в речевую практику;
- лексические значение
Все части взаимосвязаны и применяются на уроках в теснейшей зависимости друг от друга, переплетаются, дополняя одно другим.
Этапы работы с словами с непроверяемыми орфограммами:
- Предъявление нового слова
- Работа над запоминанием, включение в активный словарь ребенка
- Проверка уровня усвоения
Приведем пример некоторых видов работы со словарными словами:
1 этап
- загадка
- картинка, желательно с образным выделением проблемного места
- описание признаков \лексическое значение
- ребус
- предъявление слова синонима\антонима
- анаграмма
- игра «Найди лишнее слово\картинку»
- составить слово из проблемных букв других словарных слов
- собрать из букв, слогов
- кроссворд
- и т.д.
2 этап
- проговаривание слова правильно, с выделением проблемного места
- проговаривание по слогам
- уточнение лексического значения слова
- подбор синонимов \ антонимов \ однокоренных слов
- составление словосочетаний \ предложений
- картинки – ассоциации
- слова – ассоциации (кАрман-дырА)
- стишки-рифмовки
- тематические группы для запоминания
- запись слова , выделяя другим (зеленым) цветом орфограмму
- вставить в слова пропущенные буквы
- запись слов по алфавиту, постановка ударения. деление на слоги, выделение нужный буквы
- разделить слова на группы по разным критериям
- в конце каждой домашней работы , ребенок прописывает слово целую строчку, но не менее 5 раз , используя зеленую ручку
- синквейн
- письмо по памяти четверостиший, в которых есть словарные слова
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)
- списывание и трактование фразеологизмов\пословиц со словарными словами (Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).)
3 этап
- картинный диктант
- карточки - слова с «окошечками»
- диктант, в котором надо записывать только слова по заданному признаку (например, только 1 склонения…)
- зрительные диктанты
- творческий диктант\диктант по лексическим значениям
- диктанты самих учеников по цепочке выбранные ими слова
- вспомнить и записать все слова на заданную букву, при проверке с проговариванием дописывать слова, которые вспомнили товарищи
- кроссворды составленные учителем
- кроссворды , составленные учениками дома
- найти и исправить ошибки в записанных на доске\карточке словах
Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами. Необходимо предлагать учащимся задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря. Только в таком случае работа станет содержательной, интересной для детей, а значит и более эффективной, так как всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Литература
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
- Кулакова Н.В., Автушко Л.И., Веккессер М.В., Мамаева С.В. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
- Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
- Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
- Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.
- https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20542
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....
Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...
Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время
из опыта работы...
Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...
ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе....
Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...