Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
статья
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narvatkina_t.a._2.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальная школа.
Нарваткина Т.А.
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» город Саранск.
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Нарваткина Татьяна Александровна
Для того, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, ему необходимо овладеть коммуникативной компетентностью, т.е. научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, при этом соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться . Ребенок в школе, не просто должен повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова ,а учиться мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.
Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. По результатам психолого-педагогических исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствии и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на I ступени обучения, не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания.
В целом для изучения в начальном звене выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение (на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.
Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из главных задач сегодня в школе. Из этого следует, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо решить две задачи:
1) исправление недостатков речевого развития у детей;
2) использование возможности урока.
I. Исправление недостатков речевого развития - это воспитание звуковой культуры речи;
уточнение словарного запаса речи;
выявление уровня сформированности фразовой речи;
совершенствование речевого общения;
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
- развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), этому способствуют скороговорки, артикуляционная гимнастика;
- отчётливое произношение слов и фраз, для этого используют игры-инсценировки на уроках;
- корректировка темпов речи, где используются скороговорки;
- развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры. Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с одинаковым звуком», «Замени один звук на другой»;
Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Для этого необходимо выполнить четыре условия
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, новых значений слов;
2) уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
3) активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, уместность их употребления в том или ином тексте;
4)устранение не литературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Над выяснением значением слова использую следующие приёмы работы:
1) Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подоконник?»
2) Выяснение значения слова по толковому словарю;
4) Показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
5) подбор синонимов
6) подбор антонимической пары
7) работа с многозначными словами: кудрявый клен, кудрявый мальчик.
Для выявления уровня сформированности фразовой речи можно использовать пересказ небольшого текста.
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через:
- развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
- учебное общение в паре или в группе;
- установление связей между понятиями (ложка – каша, сад - яблоня);.
II. Использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности в большей степени решается на уроках русского языка и вовремя внеурочных занятий.
Основные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. Для организации свободного высказывания поставим вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок или вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка (Какой снег, если дети лепят снеговика?);
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью.
Использую следующие приёмы работы над предложением:
1) Самый простой и в тоже время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Для интонирования незаменимы загадки. Стихотворения.
2) Следующий приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. Например: «Что дети нашли в лесу?» Предложение – ответ: «Дети нашли в лесу ….». Вопросы могут наталкивать учащихся на составление сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему для предложения, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про лису?».
3) Конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов.
- все слова даны в нужной форме: «видели, лису, рыженькую, дети, лесу, в»;
- некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, лиса, маленькая, дети, лес, в».
б) Работа с деформированным текстом. Например, - Гнёздышко, а, птички, в его, ветвях, маленькой.
- Целый, они, хлопочут, день.
- Собирает, грибочки, белочка.
- Всем, и птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чащелеса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей на встречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу».
5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Дано, например, неясное предложение: «Птицы прилетели». – «Какие птицы?» - «Откуда вернулись?» - «Перелётные птицы прилетели из тёплых стран». – «Куда прилетели?» Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а так же устанавливать связи между словами и предложениями.
6) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
Наприме: «Коля поехал в летний лагерь,…», затем предлагается несколько вариантов закончить его:
- и мама осталась одна дома;
- а Коля отправился с отцом в Москву;
- чтобы там заняться альпинизмом;
7) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, даётся предложение: «В марте с первого числа, начинается весна»; дети составляют варианты предложений:
Закапало с крыш, значит, весна скоро.
Если с крыш закапало, значит, весна скоро.
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Следует отметить важнейшие требования, предъявляемое к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели.
Изучение русского языка, этого единственного предмета в школьной программе, где правописание как основа грамотной письменной речевой деятельности изучается лишь частично: грамотно писать научаются не все учащиеся, многие из них после выпуска из школы пишут с орфографическими, пунктуационными и синтаксическими ошибками.
Еще хуже обстоит дело с обучением устной речевой деятельности, грамотной в смысле словоупотребления, синтаксиса и соответствия нормам литературного языка. Надежда на приобретение умения правильно строить устную речь на занятиях по всем учебным предметам не оправдывается из-за отсутствия на это времени в стесненном графике школьного урока: на долю каждого ученика в течение учебного дня выпадает не более 2 минут среднеарифметического времени для устного ответа и участия в дискуссиях. В этих условиях активно говорят только наиболее смелые и уверенные, а большинство молчит.
Между тем данные психологических исследований, проведенных в разные годы, говорят о возможности успешного обучения школьников грамотной письменной и устной речи, начиная уже с первого класса.
Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.
Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....
Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка
Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...