Статья по теме: " Освоение младшими школьниками системных отношений в лексике"
статья по русскому языку (2 класс)

Формирование понятий лексики в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освоение младшими школьниками системных отношений в лексике.

         Лексическая(словарная) работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности, связанной со словом. Она может осуществляться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значением слов, над оттенками значений, над уместным употреблением, над активизацией словаря и т.д. Большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Поэтому встает вопрос о совершенствование приемов работы над словом на уроках русского языка.

       Необходимо ставить своей целью совершенствование у младших школьников лексические учебно-языковые умения через восприятия слов в системе семантических связей.

      Основное внимание практических заданий должно быть направлено на выработку у младших школьников умений обогащать и активизировать запас слов, постепенно формируя понятия о языке как о функционирующей системе. С этой точки зрения предлагаются вами- омонимами, синонимико- антонимическими связями, синонимическими рядами и антонимическими парами, построенными на многозначности.

     Система работы включает 3 этапа:

    2-й класс- подготовительный этап;

    3-й класс- основной этап;

    4-й класс- этап углубления и обобщения лексических знаний и умений.

    На первом (подготовительном) этапе у учащихся формируются понятия о лексическом значении слова, словах-синонимах, словах-антонимах, словах-омонимах (с введением терминов). Школьники овладевают умениями разъединять понятия «слово» и «предмет», определять значения многозначным слов, использовать их как в устной, так и в письменной речи, подбирать слова, близкие и противоположные по значению, находить синонимы, антонимы, омонимы в контекстах, составлять собственные предложения с этими словами.

  На втором (основном) этапе на уроках русского языка продолжается изучение синонимов, антонимов и омонимов. Водятся понятия синонимического ряда, главного слова данного ряда, антонимической омонимической пары. Далее рассматриваются элементы словообразовательной синонимии и антонимии, позволяющие глубже осознать семантические отношения между словами. Школьники исследуя ряды синонимов и антонимические пары разных частей речи, фразеологические синонимы и антонимы. Представление о семантических связях слов («лексической парадигме») формируются практическим путем при выполнении лексических, лексико-семантических, лексико-стилистических, лексико-грамматических и лексико-орфографических упражнений. Ведущую роль на данном этапе занимают схемы(модели), демонстрирующие отношения между лексемами и позволяющие преодолеть некоторую абстрактность изучаемых языковых связей.

    На третьем этапе (этапе систематизации знаний и умений) проводится работа по углублению полученных лексикологических знаний и умений в аспекте взаимосвязанного изучения синонимических, антонимических и омонимических отношений как системных. С этой целью составляются и исследуются синонимические ряды к антонимической паре, антонимические пары синонимических рядов, смешанные тематические ряды синонимов и антонимов с постепенным переходом к новому качеству, синонимические антонимы, синонимы и омонимы по каждому значению многозначных слов.

   Например, поэтапная работа с синонимами к слову «друг». Предлагается список, содержащий и «конфликтные» слова, надо выбрать две группы близких по смыслу слов: друг, товарищ, приятель, вьюга, сон, ураган, метель. Далее ведется лексическая работа над сочетанием существительного и прилагательного: указать, какие слова можно подобрать к слову друг (верный, преданный, отзывчивый). На следующем этапе отыскивание синонимов в тексте: какие синонимы встречаются в пословице? (Приятелей много, а друга нет); замена высказывания одним словом: Не оставит в беде, окажет помощь(Друг). Затем данное слово вводится в контекст: необходимо восстановить авторский текст, указав нужные слова (Для врага все готов отдать, не буду есть, не буду спать. Последний хлеб, последний кров я с врагом разделить готов.) На заключительном этапе предлагается текст, в котором нужно избегать повторов, т.е. заменить повторяющееся слово синонимами: Утром… идут в школу вместе. Там… читают, пишут, играют. После занятия вместе идут домой. Дома…помогают друг другу выполнить домашнее задание. (Слова для справок: товарищи, друзья).

   Работа по осознанию синонимических, антонимических и омонимических отношений как системных проводится или в соответствии с изучаемой основной темой, или как этап словарной работы. При этом работа осуществляется в соответствии с программой.

   В программе «Школа России» авторов Л.М. Зелениной и Т. Е. Хохловой понятия синонимы и антонимы рассматриваются в разделе «Фонетика, графика». Учащиеся знакомятся со словами близкими по смыслу, словами противоположными по смыслу и оттеками их лексического значения, происходит обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширения тематики их самостоятельных высказываний, толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов, рассматриваются слова однокоренные, близкие по значению, слова однокоренные, противоположные по значению. В программе «Начальная школа, 21 век» учащиеся знакомятся с синонимами, антонимами без введения терминологии. Работа по развитию речи ведется с опорой на материал раздела «Лексика», который изучают во 2 классе. Развитие речи учащихся по системе Л,В. Занкова происходит при рассмотрении картин и других наглядных объектов, при чтении художественных текстов. Т.Г. Рамзаева уделяет большое внимание обогащению и уточнению словаря, умению пользоваться словарями различных типов. Работа по формированию системных отношений проводится в разделе «Лексика» в процессе изучения имени существительного, имени прилагательного, глаголов, а также на уроках чтения.

     Уточнение и углубление представлений о лексическом значении слов, об антонимах и синонимах, о тематической группировке слов, наблюдение над использованием этих слов в общении, введение терминов предлагает В.Г. Горецкий еще в период обучения грамоте. Изучение языковых понятий производится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений.

    Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах происходит путем овладения школьниками совокупности речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Статья на тему "Научить младших школьников учиться"

В период перехода на новые ФГОС НОО и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. Современный урок – это компетентностно ...

Статья "Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города"

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...

Статья «Освоение младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений»

В статье раскрываются некоторые особенности освоения младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений....

Реферат. Тема «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде».

Актуальность: экологические проблемы носят в настоящее время глобальный характер и затрагивают всё человечество. Экологическое воспитание людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты....

Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"

Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...