Статья на тему " Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
статья (2 класс) на тему

Москалёва Наталья Владимировна

Стать о развитии самооценки обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка младших школьников как средство повышения

уровня  успеваемости.        

                 Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы знаний, умений, навыков, которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникационных способностей. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали в своих трудах: Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин. «Умение учиться» предполагает обеспечение самостоятельного эффективного выполнения учебной деятельности. Младший школьный возраст – время закрепления мотивации достижения успеха в устойчивое свойство человека. Это время формирования самооценки и естественного притязания. Ученик начинает различать свои способности и возможности, осознавать, что успех зависит от старания         и прилагаемых усилий, а не только от имеющихся способностей.

Эта тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решать эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1 классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Для развития самооценки учащихся подбирать разноуровневые варианты заданий. Такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. Но именно такая форма работы помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.

Основными факторами,  от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка , поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты плохой человек. Оценка является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы, прежде всего.

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе необходимо создавать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя разноуровневые формы работы, и вводить систему самооценки. Например, цветными карандашами  нарисовать на полях условные знаки : (+) - задание выполнено верно, (-) - задание выполнено неверно или вообще не выполнено; плюс-минус - задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка. Лишь потом идет проверка на доске или фронтально, ребенок сравнивает свою работу с реальной. Адекватность самооценки, можно фиксировать в лист индивидуальных достижений , а в тетради ребенка обвести красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подводится итог реальной самооценки достигнутых результатов.  В итоге ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальней ших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

Во 2 классе немного усложняются условия самооценки. Уже перед началом работы, ознакомившись с заданием, ученики должны на - "волшебной линеечке" , поделенной на 3 части , поставить крестик.: на верху - задание выполнено; на середине - сомневаюсь или затрудняюсь; внизу - не могу , не знаю , не справлюсь. Первые работают самостоятельно, вторые получают консультацию, последние получают доступное им задание, а затем индивидуально дорабатывают материал  после урока или получают задание на дом в отдельных тетрадях для индивидуальной домашней работы. Очень важно приучить ребенка писать вдумчиво и осознанно, уметь предупреждать и видеть собственные ошибки. Это существенно повышает результативность обучения и самооценку учащихся. Оценить достижение учеников в первом и втором классах в освоении метапредметных и предметных умений позволяют контрольные и диагностические работы по основным предметам.    Необходимо помнить, что метапредметные результаты лежат в зоне ближайшего развития ученика, поэтому оценка достижений метапредметных результатов носит диагностический характер. Ученики сами заполняют – закрашивают клетки на процентной шкале и видят оценку выполненной работы в процентах. Заполненные таблицы позволяют не только выявить существенные проблемы в освоении программы, но и построить программу по их ликвидации, а так же оценить успехи ученика в зоне ближайшего развития.                 
         Если ученик выполняет 70-100% проверочной работы, то его достижения можно характеризовать как успешные; 40-70% -средние; меньше40%-тревожные.                 
         Для самооценки своих умений помогают «Листы достижений».                
После проведения различных контрольных срезов знаний учащиеся фиксируют результаты в «Листы самооценки».         
           В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и возрастает его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

"Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".

Материал по данной теме очень актуален, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности...

Доклад на тему "Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"

Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости....

Выступление "Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".

  Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту зада...