Статья "Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города"
статья по чтению
В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изучение петербургских текстов лучше узнать свой город, его исторические места.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Петербургский текст как ресурс освоения младшими
школьниками культурно-образовательной среды города
Ключевые слова: культурно – образовательная среда, Санкт – Петербург, развитие личности, художественная литература, чтение.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изучение петербургских текстов лучше узнать свой город, его исторические места.
Petersburg text as a resource for the development of younger teenagers cultural and educational environment of the city
Elena Kozlova, G.
Abstract: This paper examines the influence of literature and cultural - educational environment of St. Petersburg on the personal development of younger teenagers. The author offers through a study of the texts of St. Petersburg to learn more about your city, its historical sites.
Keywords: cultural - educational environment, Saint - Petersburg, personality development, fiction, reading.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последние десятилетия: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Отсутствие интереса к чтению является зачастую главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Литературное образование помогает формировать культуру личности, культурно – образовательная среда также способствует гармоничному развитию личности младших школьников. Вот как пишет в своей монографии «Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования» кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. Герцена Кочетова А.А: «В результате анализа психолого-педагогических источников по проблеме в самом общем виде культурно-образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности». [2, с. 25]. Автор пишет о том, что культурно-образовательная среда является важным фактором формирования и развития личности, и именно в этом смысле она представляет научный интерес и педагогическую ценность.
Основой культурно-образовательной среды Санкт-Петербурга являются архитектурный облик города, его история, высокий культурный уровень населения. Все это создает особую петербургскую атмосферу, особый стиль, который впитывается жителями города с детства. Общественные институты, функции которых – образование детей: семья, школа, детские дома, учреждения дополнительного образования. Для Петербурга характерны опережающий общероссийские показатели рост числа гимназий и лицеев; широчайший спектр услуг дополнительного образования.
Большую роль в культурно-образовательной среде города играют учреждения культуры: библиотеки, кинотеатры, музеи, театры, концертные залы, цирки, планетарий. Средства массовой информации (коммуникации): телевидение, радио, периодическая печать, сеть «Интернет», - давно вошли в городскую культурно - образовательную среду, и, в отличие от учреждений культуры, имеют стопроцентный охват детской аудитории.
Таким образом, содержательный элемент культурно-образовательной среды Петербурга отличается особой насыщенностью, разносторонностью, творческой направленностью.
Всегда, когда речь заходит о литературе, о ее роли в России, мысль обращается к Санкт-Петербургу. Дело тут не в каком-то первенстве, не в особой важности этого города по сравнению с другими городами, а в особом отношении к нему. В произведениях, что так или иначе связаны с Санкт-Петербургом, мы найдем широчайшую гамму чувств и настроений. Каким бы ни изображался Санкт-Петербург, всегда ощутима зачарованность писателя этим городом, неотвратимая личная причастность к его судьбе. Оттого, может быть, город в литературе так многолик, создавая его образ, писатель вкладывает в него всего себя. Мы знаем Петербург пушкинский, гоголевский, некрасовский, Петербург Белого, Блока и других классиков русской литературы [1, с. 3].
Сегодня много имен петербургских писателей – наших современников, большой круг чтения о Санкт-Петербурге. Это и художественная литература и краеведческая, различные энциклопедии, путеводители. Целый пласт литературы о Петербурге! Но он не становится предметом интереса детей. Читать и перечитывать «петербургские» страницы русской литературы - труд не только привлекательный, способный подарить истинное наслаждение, но и необходимый каждому, кого интересует русская литература. Но прежде всего, это необходимо петербургским школьникам, которым приходит пора самостоятельно открывать свой город и искать в нем самих себя. Ведь город – это не только здания, улицы, реки, каналы, мосты, сады: это и все мы, живущие в этом прекрасном городе.
Библиографический список
- Качурин М.Г. Санкт-Петербург в русской литературе [Текст] : учебник-хрестоматия для учащихся 9-11 классов школ, гимназий, лицеев и колледжей / М. Г. Качурин, Г. А. Кудырская, Д. Н. Мурин. - СПб. : Свет, Б.г. - . Т. 1. - 1996. - 352 с.
- Кочетова А. А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования: Монография / Под ред. З. И. Васильевой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 257 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.
Развитие умения использовать лексические средства выразительности....
К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ
Статья к конференции по К.Д.Ушинскому....
"Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов для младших школьников"
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В соот...
Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий
В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...
Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы
Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы...
Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города
В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...