Статья «Освоение младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений»
статья по русскому языку

В статье раскрываются некоторые особенности освоения младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Освоение младшими школьниками предложно-падежных и наречных средств обозначения пространственных и временных отношений»

Философские категории пространства и времени интересуют человека с древнейших времен. Еще в эпоху античности философы говорили о связи пространства и времени. В современной философии отмечается, что связь пространства и времени является настолько тесной, что имеет смысл говорить о едином «пространстве-времени». Формирование картины мира любого человека невозможно без понимания пространственных и временных отношений, а формирование языковой картины мира не может быть полноценным без изучения языковых средств выражения пространственных и временных отношений.

Когнитивной предпосылкой освоения языковых средств выражения пространства и времени служит освоение пространственных и временных отношений. При этом, в свою очередь, и освоение языковых средств выражения пространства и времени также влияет на формирование когнитивной базы ребенка, на формирование у него адекватных представлений о пространственных и временных отношениях.

Предложно-падежные и наречные средства выражения пространства могут являться и средствами выражения времени. В грамматике русского языка указывается на то, что некоторые средства выражения пространственных отношений могут выражать и временные отношения. Также через выражение времени могут быть выражены пространственные отношения 

В настоящее время активно исследуются закономерности освоения предложно-падежных и наречных средств выражения пространственных и временных отношений детьми разных возрастов. Изучение этих закономерностей является особенно актуальным в настоящее время, поскольку находится в русле исследований соотношения речевого и когнитивного развития детей (в частности – детей младшего школьного возраста), активно обсуждаемого в современной науке.

Безусловно, педагоги в школе, как на начальной ступени обучения, так и в среднем звене, уделяют внимание формированию у учащихся умения точно выражать свои мысли, говорить в соответствии с нормами русского литературного языка. Вместе с тем, современные учителя и родители все чаще указывают на трудности, возникающие у детей как в процессе продуцирования собственных высказываний, так и в понимании ими прочитанного, в том числе и в области языковых средств, рассматриваемых в данном исследовании.

С древнейших времен человек старался осознать существующий вокруг него мир и свое место в этом мире. Важнейшими категориями, необходимыми для создания любой картины мира, являются пространство и время.

Время и пространство как важные элементы языковой картины мира осознаются любым человеком. Эти понятия являются взаимосвязанными, что находит отражение в языке. Лингвистами (М. В. Всеволодова, Е. Ю. Владимирский) указывается на сходство значений пространства и времени, на наличие общих языковых средств, относящихся как к выражению пространственных отношений, так и временных.

Идея  антропоцентричности языка в настоящее время считается общепризнанной: «…для многих языковых значений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета». Об этом писали В. Н. Топоров, Д. Ю. Апресян, Е. С. Яковлева.

Основываясь на изучении работ М. А. Еливановой, А. Н. Гвоздева, О. Г. Сударевой можно сделать вывод о том, что в онтогенезе пространственные отношения осваиваются ребенком раньше временных. Это можно объяснить тем, что время, в отличие от пространства, не может быть воспринято с помощью органов чувств. Время воспринимается опосредованно и субъективно. Пространственные и временные отношения тесно связаны в сознании человека, что отражается в языке и в процессе освоения языка ребенком (В. Д. Королев).

Пространство и особенно время осознается ребенком через язык в процессе общения со взрослыми и связано с когнитивным развитием ребенка.

В русском языке пространственное значение имеет большое количество падежных форм слов с предметным значением. Главным словом в таких словосочетаниях обычно является глагол со значением конкретного действия (отдыхать на даче). Значение места, направления выражается различными падежными формами с предлогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные отношения – 8 часов

УМК «Школа России»  «Математика»1 класс  I полугодие Технологическая карта № 1Тема (название и кол-во часов)Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные ...

Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...