Урок - исследование , русский язык, 3 класс. Тема: «Род имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок - исследование , русский язык, 3 класс.
Тема: «Род имён существительных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - исследование , русский язык, 3 класс. Тема: «Род имён существительных» | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тушнолобова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МКОУ «Школа № 20» г. Пласта
Урок - исследование , русский язык, 3 класс.
Тема: «Род имён существительных»
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
- повторить признаки имен существительных;
- формировать умения определять род имен существительных путем
- подстановки личного и притяжательного местоимения;
- развитие умения группировать слова по определенным признакам;
- развитие умения употреблять слова в переносном значении;
- воспитание любви к родному языку, краю.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
- учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»;
- ИКТ;
- Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;
- плакат по определению рода имен существительных;
- сигнальные карточки (у учащихся).
слайд | Деятельность учителя |
Слайд 1 Улыбнитесь | Здравствуйте, меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, Улыбнитесь гостям, Улыбнитесь мне. Желаю успешной работы! |
Слайд 2 Девиз Слайд Оценочный лист | Мы работаем под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами, в том числе есть тайны у существительного. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие. Прежде чем приступить к заданиям, обратите внимание, у каждого из вас на столах лежит оценочный лист. В течение всего урока на каждом этапе вы будете оценивать себя. Если вы считаете, что справились с данным заданием, то закрашиваете кружок зеленым цветом, а если вы считаете, что недостаточно справились с заданием – закрашиваете красным. |
Слайд 3 Игра | Игра «Огонь по стоявшим» - Чтобы подготовится к новым открытиям, вы должны вспомнить всё, что вы знаете по теме: «Имя существительное.» - Прошу 2-х выйти к доске, сидящие в классе задают вопросы по имени существительному. - Обобщим, что такое имя существительное? Заполним оценочный лист. |
Слайд 4 Начинаем исслед - е Слайд 5 Сказка Слайд Слова Слайд Таблица Слайд Тема урока | -Начинаем исследование. На доске: Число, существительное, род, предмет. - О каком понятии мы ещё не говорили? - А что такое род? -Где мы можем прочитать толкование этого слова? - Автор толкового словаря С. И. Ожегов объясняет, что род – это: 1) Организация, объединенная кровным родством. 2) Ряд поколений, происходящих от одного предка. -Сколько значений слова род мы прочитали? - Какое это слово: однозначное или многозначное? - А в предмете русский язык слово род – это грамматический признак имени существительного. - А сейчас послушайте лингвистическую сказку. Лингвистическая сказка об имени существительном. Имя существительное путало своих родственников. Так они были похожи. Однажды оно издало указ: «Кто узнает секрет, как их различить, тот будет вознаграждён». Услышали муж и жена, жившие в другом городе об этом указе и решили помочь. Муж набрал себе слов и сказал: «Это мои». Жена набрала и сказала: «А это мои». А все остальные, которые остались в середине, оказались лишними. Пришли они и говорят. Муж: «Вот ключ к моим словам» Жена: «А вот ключ к моим словам» - Давайте, ребята, и мы попробуем подобрать ключ к словам. - Сколько групп у них получилось? - Давайте и мы попробуем разделить слова на 3 группы. На доске: цветок, метель, музей, здоровье, аллея. - Как вы считаете, какие слова подсказки взял муж? Как назовём 1 группу (используя слово РОД)? - А какие взяла жена? Как назовём 2 группу? - А какое слово осталось лишнее? - А почему? - Сделайте вывод. Вывод: Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. (вешаю ключ) - Следовательно, скажите, ребята, какова тема сегодняшнего урока? - Определите цель урока. - Научиться различать существительные жен, муж. и ср. рода. Заполним оценочный лист. |
Слайд Моё правило | - Сейчас работаем по учебнику – знакомимся с правилом. - А я вам предлагаю правила в стихах: Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё. ДАРЮ - Приведите примеры имён существительных м.р., ж.р.,ср.р. Заполним оценочный лист. |
Слайд Продолжаем исслед - е | - Продолжаем наше исследование. -Запишите в тетрадях в столбик 3 слова: шар осень кольцо - Определите род. - Измените слова по родам. - Какое открытие вы сделали? Вывод: имя существительное не изменяется по родам, оно имеет постоянный признак. - Составьте сочетания слов с прилагательным золотой. - Какое влияние имеет имя существительное на прилагательное? Выделите окончание. Вывод: род меняет у прилагательного окончание. Заполним оценочный лист. |
Слайд Исслед-е «Ты мне – я тебе» | Исследование «Ты мне – я тебе» Работаем в парах. - Попробуем применить правило на практике. I ст II ст вечер молоко масло гусеница бабочка день - К каждому слову I ст. подобрать слова II ст., которые предшествуют предмету или явлению и определить род. - Проверяем при помощи сигнальных карточек и доказываем. Заполним оценочный лист. |
Физминутка | 1,2,3,4,5 Будем род определять. Вот пред нами лист-он, мой Значит это род мужской. Вот высокая сосна – Женский род-она, моя. Тут и синяя река, В том же роде и она. Вот и солнышко взошло, Средний род-оно, моё. Как здесь каждый ему рад, Можно выйти, погулять. |
Слайд Работа с учебником Слайд Магазин Слайд Работа в группах | Работа с текстом. с.20 упр.406 1. Чтение текста учителем. - Почему к буханке хлеба нужно относиться бережно? - Ребята, в тексте встречается новое словарное слово магазин. - Слово магазин арабского происхожденияи первоначально означало амбары, склады, где хранились товары, в том числе продукты питания. В наш язык слово пришло из французского более 150 лет назад. До этого магазины назывались лавками. - Запишите слово магазин в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые безударные гласные. - задания к тексту, ребята, выполним по группам. I гр. Выписать 1 предложение, определить род имён существительных. II гр. Выписать из текста по 2 имени существительных м.р., ж.р., ср. р. III гр. - Составить 2 – 3 предложения со словом магазин. - Выбрать человека, который защищает работу группы. - Заслушиваю ответы в группах. Заполним оценочный лист. |
Слайд Выбрать ключевое слово. Слайд Схема | - Выбрать ключевое слово по теме в каждом ряду. 1. Прилагательное, существительное, глагол. 2. Род, признак, действие. 3. Мужской, множественное, неизменяемая. 4. Я, ты, он. 5. Твой, мой, свои. - Это логическая схема при определении рода имени существительного. - Какое новое понятие вы узнали? - Можно ли имена существительные изменять по родам? - Назовите род имен существительных. Заполним оценочный лист. |
Хочу поблагодарить за активность, инициативность, творчество, сотрудничество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Род имён существительных". 3 класс. "Планета знаний"
Путешествие в страну "Речь"....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"
Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100
Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам" для 2 класса....