Обучение грамоте. Первые шаги/ Индивидуальные карточки
картотека по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте. Первые шаги
Дифференцированные задания на карточках можно использовать как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время. Все задания разделены на варианты по группам в соответствии с уровнем овладения учениками навыком чтения: 1-я группа – ученики, находящиеся на ступени овладения звуко-буквенными соответствиями; 2-я группа – ученики, находящиеся на ступени медленного слогового чтения; 3-я группа – ученики, находящиеся на ступени слогового чтения и становления целостных приемов восприятия; 4-я группа – ученики, находящиеся на ступени становления синтетического чтения.
Тема. Буква “Р”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Р Р Р Р Ь Р Р Р Р 2. Прочитай. ар-ра ор-ро ыр-ры ир-ри ур-ру Обведи в кружок все буквы р. |
Группа 2 1. Прочитай. Ру-лон тор-тик ро-син-ка ру-сал-ка Подчеркни односложные слова. 2. Составь предложение. Ирины, растут, у, кактусы Начерти схему предложения. |
Группа 3 Прочитай. На не-бе ра-ду-га. Все ра-ды. Расставь ударения в тексте. |
Группа 4 Прочитай. ВОРОБЕЙ Зимой воробей – около дома. Он ест там крошки, корки, зёрна. Голодно ему зимой. Зимой лиса часто ходит в деревню. Голодно и галке, и вороне, и сороке. Сделай им кормушку. Насыпай в кормушку крошек и зёрен. Зимой корми птичек. Они летом берегут наши сады и огороды. 1. Подчеркни лишнее предложение. |
Тема. Буква “В”
Группа 1 Прочитай. ав ов ув ыв ив ов ва во ву вы ви Обведи в кружок все буквы в. |
Группа 2 Прочитай. лав-ка вин-тов-ка ру-кав то-вар вул-кан сло-во Подчеркни все согласные буквы. |
Группа 3 Прочитай. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает. 1. Посчитай, сколько предложений в тексте. |
Группа 4 Прочитай. Мама варит кисель. Влад сел за стол. Взял чашку. Ждёт. Мама тоже любит кисель. Влад глядит на маму. Мама устала. Влад встал. Достал ещё чашку. 1. Озаглавь текст. |
Тема. Буква “Е”
Группа 1 Прочитай. е у о а е ы а и ие ое ее уе ае ые ве не ке ле ре Обведи в кружок все буквы е. |
Группа 2 1. Какое слово рассыпалось? о е н т 2. Составь слова со слогами. Ле ре е ло се ет ли ка са ла 3. Составь предложение. в, Се-ва, Ле-на, и, те-ат-ре |
Группа 3 Прочитай. Лето прошло. Дует ветер. Наступила осень. Птицы улетают. 1. Сколько слов в каждом предложении? |
Группа 4 1. Прочитай. В ТЕАТРЕ Сева и Лена в театре. Какие тут артисты! Слон и мишка, котик и мартышка, серые мыши и морские свинки, енот и ворона. Мартышка катает свинок в карете. Енот стирает в корыте. Смешно! Вышел слон. Он кивает всем. Весело Севе и Лене. 2. Найди все восклицательные предложения. |
Тема. Буква “П”
Группа 1 Прочитай. ап оп уп ып ип еп па по пу пы пи пе 1. Обведи в кружок все буквы п. |
Группа 2 По-ли-на Па-вел По-ля Пав-лик Пе-тя Стё-па 1. Какое слово лишнее? |
Группа 3 Прочитай. По-ли-на А-лек-се-ев-на – по-вар. О-на сто-ит 1. Посчитай, сколько предложений в тексте. |
Группа 4 Прочитай. Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил. 1. Подчеркни непонятные слова. |
Тема. Буква “Б”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Б Б Б Б Б В Б Б Б 2. Прочитай. аб об уб ыб иб ба бо бу бы би бе баб боб буб быббиб беб бак бол бис бын бут кеб либ роб руб бим боз паб пиб нба кбу бти бсы бло рбе бва бму бант краб бокс бланк бинт банан бусы блины ботва Обведи в кружок все буквы б. На последней строке в двусложных словах поставь ударение. |
Группа 2 1. Игра «Буква потерялась». оры елка зера кора 2. Составь из слогов слова. бул ва бел ры боб ба бук ка ки бан ра ран Подчеркни согласные буквы. 3. Составь предложение. Бориса у барабан |
Группа 3 1. Прочитай. У нас в реке живут бобры. Подчеркни двусложные слова. |
Группа 4 Прочитай. ЗАПАСЫ БЕЛКИ В лесу росла высокая ель. В дупле ели было гнездо белки. Всю осень белка готовила запасы на зиму. Лиса собирала грибы и ягоды. Она нанизывала их на иголки ели и сушила. Потом убирала всё в гнездо. 1. Найди в тексте лишние слова. |
Тема. Буква “Д”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Д Д Д Д Л Д Д Д 2. Прочитай. ад од уд ыд ид ед да до ду ды ди де дад дуд дод дыд дид дед дон дат муд быд зуд нда кдо дту дсе рды вди дра пдо дпе мда дму дзы зди дбе бдо бди два дети дуб долина двор диск дата Лида Дима Обведи в кружок все буквы д. Подчеркни трёхсложные слова. |
Группа 2 Прочитай. Лида и Дима дома были одни. Подчеркни восклицательные предложения. В остальных предложениях подчеркни согласные буквы. |
Группа 3 Как мы ездили в ________ Мама говорит: 1. Продолжи заголовок текста. Куда ездили мальчик с мамой? |
Тема. Буква “Я”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Я Я Я Я Я Р Я Я Я Я 2. Прочитай. я яма ягода яблоко Обведи в кружок все буквы я. Поставь ударение в трёхсложных словах. |
Группа 2 Прочитай. На поляне Ребята гуляли в лесу. Они пришли на поляну. На поляне красные ягоды. Таня и Катя собирали ягоды. Коля набрал ягоды в банку. Дети ели ягоды и яблоки. – Ой, как вкусно! 1. Найди предложение, в котором есть ошибка. Зачеркни лишнее слово. |
Группа 3 Прочитай. Старая кукла Аня и Катя приехали на дачу. Они первым делом бросились разбирать старые игрушки, про которые давно забыли. И нашли куклу. Кукла была старая, несчастная, некрасивая, разбитая. 1. Перескажи текст, как запомнил. |
Тема. Буква “Г”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Г Г П Г Г Г Г Г 2. Прочитай. аг ог уг ыг яг иг ег га го гу гы гя ги ге гаг гок гел гус Обведи в кружок все буквы г. На последней строке в двусложных словах подчеркни гласные буквы. 3. Из данных слов составь предложение. на, играли, дети, лугу |
Группа 2 Прочитай. У гно-ми-ка в ле-су на по-ля-не до-мик. О-ко-ло до-ми-ка рас-тут ге-ор-ги-ны, гвоз-ди-ки, ро-зы, гла-дио-лусы, пио-ны, не-за-буд-ки. В ле-су мно-го ма-ли-ны, го-лу-би-ки, зем-ля-ни-ки и грибов. 1. В первом предложении над словами поставь ударение. 2. Подчеркни названия цветов синим карандашом, а названия ягод – красным. |
Группа 3 Прочитай. Наша Галя У меня жила сорока по кличке Галя. Ох, и озорница была! Больше всего она любила кататься. Сядет моему семилетнему сынишке на шею или на плечо. Стук клювом по затылку: «Беги!» Сын и бежит, а Галя подгоняет: «Быстрее, быстрее!» Очень мы Галю избаловали. Она даже на ночь в клетку отказывалась идти. Спала на спинке кровати у меня в ногах. Однажды около нашего дома расселась сорочья стая. Сидят, стрекочут. Видно, Галю вызывают. Как услышала их Галя, так с веранды – к ним. Те ещё пуще застрекотали. Приветствуют. Потом взлетела сорочья стая. И Галя с ними. Больше мы её не видели. За Галю я не беспокоился – не пропадёт. А в доме стало пусто без Галиной болтовни. И порядка стало меньше. На столе – винты и гвозди, булавки и монетки. Некому утащить. Долго ещё мы находили разную мелочь в укромных местах. (Н. Коростелёв) 1. Каких птиц ты знаешь? 2. На какие группы можно их разделить? |
Тема. Буква “Ч”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Ч Ч Ч Ч Ч У Ч Ч Ч Ч Ч 2. Прочитай. ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че чак чон чуд чит леч ряч меч буч пич счу члы чга чко рче вчи чпу мчи часы матч пачка почта очки четверг чемпион 3. Обведи в кружок все буквы ч. 4. Со словами последней строки составь предложения. |
Группа 2 Прочитай. На-сту-пил ве-чер. Ма-ма при-го-то-ви-ла вкус-ны-е пон-чи-ки, че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом. Све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е! 1. Озаглавь текст. 2. Сколько предложений в тексте? Подчеркни восклицательное предложение. |
Группа 3 Прочитай. Кролик Это крольчиха. У неё два крольчонка. Они такие же, как и мать. Только маленькие. Уши длинные. Хвостики короткие. Глазки круглые. Так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жуёт крольчонок травинку. Вся мордочка так ходуном и ходит. Носик из стороны в сторону ворочается. А травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка. Крольчонок другую откусит и снова жуёт. Принесука я им морковку. Да капустный лист. Да корочку хлебца. Пускай жуют. (Е. Чарушин) 1. Чем питаются кролики? Расскажи. 2. Расскажи о своих домашних животных. |
Тема. Буква “Ь”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Ь Ь Ь Ь Ь Б Ь Ь Ь Ь 2. Прочитай. день пень конь брать гусь мель соль тень линь лось ель зверь семь звать день-ки пень-ки конь-ки у-голь чи-тать у-чить кри-чать тет-радь бук-варь маль-чик Оль-га Кузь-ма Клязь-ма Ря-зань Кремль Обведи в кружок все буквы ь. В именах подчеркни мягкие согласные буквы. |
Группа 2 Прочитай. ___________________________ Маль-чи-ки и де-воч-ки и-дут на ка-ток. Поставь предложения по порядку, чтобы получился рассказ. Порядок предложений отметь цифрами. Придумай название рассказу. |
Группа 3 Прочитай. Осьминог В океане живёт чудоюдо, у которого прямо из головы растёт восемь ног! Называется оно осьминогом. Залезет осьминог в нору, ноги наружу выставит и ощупывает всё, что мимо плывёт. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они сплошь покрыты присосками. Если уж присосётся осьминог к чемунибудь, ни за что не оторвёшь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивлённый враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он жёлтый, а на газете – полосатый, в белую и чёрную полоску. 1. Расскажи, что ты запомнил об осьминоге. 2. Каких ещё морских обитателей ты знаешь? Нарисуй их. |
Тема. Буква “Н”
Группа 1 1. Обведи в кружок все буквы н. П Н К Т Ш Н П Т Н Т К Ш М Н 2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Н Н Н Н Т Н Н Н 3. Прочитай. на но ну ны ни ан он ун ын ин нан Почему последние слова написаны с большой буквы? |
Группа 2 1. Игра «Буква потерялась». -и-а, И--а, оси-а, о-и Прочитай слова, вставляя пропущенную букву. 2. Игра «Превращение слов». лёд слог сок сыр ра-ма лу-па сал-ки се-ло Замени одну букву в словах буквой н. Какие слова получились? 3. Прочитай. Подчеркни зелёным цветом букву, которая обозначает мягкий звук [н’]. У Ни-ны и А-ни ня-ня. |
Группа 3 Прочитай и расставь ударения. У На-ты шар. Он си-ний, как не-бо, как мо-ре, как ре-ка. На-та ра-да. |
Группа 4 Прочитай. Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. 1. Отметь трудные для чтения слова. |
Тема. Буква “С”
Группа 1 1. Обведи в кружок все буквы С. О Ю С Б О С Ю Р С Э С Э О С 2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. С С С С С С С С Э 3. Прочитай. ас ос ус ыс ис са со су сы си сас сос сус сыс сис Подчеркни согласные буквы. |
Группа 2 Прочитай. А-ся Са-ня Кос-тя Кос-тик Стас Ста-сик Та-ся По каким признакам можно разделить эти слова на группы? |
Группа 3 Прочитай скороговорку. Научись произносить её быстро. Но-сит Се-ня се-но в се-ни. |
Группа 4 Прочитай. Сегодня стужа. Слабо светит солнце. Серый, стылый сумрак. Сеют, сыплются снежинки. 1. Какое время года описывается в тексте? |
Тема. Буква “К”
Группа 1 1. Прочитай. ак-ка ок-ко ук-ку ык-кы ик-ки ска ско ску скы ски Обведи в кружок все буквы к. 2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. К К К К К К К Х К К К К |
Группа 2 Прочитай. Ко-сы о-сы сук сок ко-ни ки-но 1. Найди двусложные слова. |
Группа 3 Прочитай. У А-ни куд-ри. В куд-рях бант. 1. Подчеркни восклицательное предложение. |
Группа 4 Прочитай. Это село Коньки. Оно вот чем славно. Жил здесь мастер. Делал крыши резные. На крыше конёк. Для красы. Все коньки разные. Все хороши. И старый дом украсит. Приладит конька – и порядок. 1. Отметь главное слово в тексте. |
Тема. Буква “Т”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Т Г Т Т Т Т Т Т Т 2. Прочитай. ат от ут ыт ит та то ту ты ти тат тот тут тыт Обведи в кружок все буквы т. |
Группа 2 1. Игра «Буква потерялась». Ка-ок с-ук аис- ко- кус -ы ни-ки кана- кис-и 2. Игра «Слоговое лото». Составь слова из слогов. ка ан та нит тик нат ты ток на ти ки ко ка |
Группа 3 Прочитай. Ко-тя-та У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та по-е-ли, а по-том ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и Мур-зик. 1. Сколько предложений в тексте? |
Группа 4 Прочитай. Транспорт шумел. Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкнул Тузик. Такой тарарам! 1. Озаглавь текст. |
Тема. Буква “Л”
Группа 1 1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. Л Л Л Л А Л Л Л 2. Прочитай. ал ол ул ыл ил ла ло лу лы ли лал лол лул лыл лил лак лус лын лот нла нло нлу нлы нли кла кло клу клы кли лна лку лто лсы сли лук стул лик лист Обведи в кружок все буквы л. |
Группа 2 1. Игра «Буква потерялась». Кук-а сто- усну- ос-ик А-ик 2. Игра «Слоговое лото». Составь слова из слогов. кук лу ны ли ла са на сло В каком слове звук [л] мягкий? |
Группа 3 Прочитай. У О-ли кук-ла Ля-ля. У А-ли-ны ос-лик И-а. У У-ли сло-нё-нок и ли-сё-нок. А у Ло-ли-ты ко-ляс-ка. О-ко-ло ко-ляс-ки кук-ла А-лён-ка. О-на... 1. Продолжи текст. |
Группа 4 Прочитай. Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица. 1. Отметь трудные для чтения слова. |
а в з а р т Подчеркни гласные буквы. 3. Прочитай. На-сту-пи-ла зи-ма. Зи-на се-ла на сан-ки. Придумай продолжение. |
Группа 3 Прочитай. За за-бо-ром зеб-ра. Ей на-ли-ли во-ды. Да-ли мор-ковь. Зеб-ра бе-рёт е-ду гу-ба-ми. По-том жу-ёт. Мор-ковь хрус-тит. Озаглавь текст. |
Группа 4 Прочитай. ЗВЕРИ В ЛЕСУ В лесу живут разные звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка. 1. Какая часть текста пропущена? Расскажи. 2. Нарисуй иллюстрацию к тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте.Первые шаги (№1)
Дифференцированные задания по группам, которые можно использовать на уроке и во внеурочное время. все задания разделены по группам в соответствии с уровнем овладения учениками навыком чтения....
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...
Обучение грамоте. Первые шаги
Обучение грамоте. Первые шаги...
Индивидуальные карточки с заданиями для текущего контроля по курсу обучение грамоте в 1 классе к учебнику « Азбука. 1 класс» Часть 2 авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Винаградская, М.В.Бойкина УМК « Школа России».
Индивидуальные карточки предназначены для учащихся 1 классов, а также для учителей, стремящихся помочь ученику в национальной школе освоить русский ( неродной) язык....
ФГОС Контрольная работа 1класс обучение грамоте первое полугодие
Контрольная работа 1 класс обучение грамоте первое полугодие...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...
Обучение грамоте. Первые шаги
Дифференцированные задания на карточках, которые можно использовать как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время. Все задания разделены на варианты...