Понятие о наречии как части речи
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_3_klasse_russkiy_narodnyy_teatr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Урок 30

Тема. Родная история и искусство – русский народный театр.

Цели : 

Иметь представление об истории русского народного театра.

Изобразить  кукол для  балагана; разыграть спектакль.

Эмоционально воспринимать театральное искусство, выражать своё отношение к нему.

Обязательный минимум содержания: балаган, театр, декорации (Н), сценарий, картина, вертеп (П). 

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Зрительный ряд: А. Тышлер «Русский народный театр Петрушки»; старинные куклы театра Петрушки; вертеп Новгородской губернии, XIX века.

Содержание

Этапы урока

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель записывает тему урока «Родная история и искусство – русский народный театр», читает стихи Н.А. Некрасова и просит ответить на вопросы:

«… Про балаган прослышавши,

Пошли и наши странники

Послушать, поглазеть.

Комедию с Петрушкою,

С козою, с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

<…> Шалаш полным-полнёхонек,

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся.

<…> И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо».

– Как вы думаете, о чём идет речь в этом стихотворении?

– В XIX–XX вв. театрализованные представления были важной частью российских людей. И тот, кто хоть однажды видел такой спектакль, запоминал его на всю жизнь.

Формулирование проблемы.

– Что вас удивляет в этой истории и какой вопрос у вас возникает?

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

1. Учитель предлагает поработать с текстом в технологии продуктивного чтения.

Театрализованные представления были важной частью жизни русских людей в 18-19 веках. Тот, кто хоть однажды видел такой спектакль, запоминал его на всю жизнь. Так велика была сила воздействия этих зрелищ.
        Своеобразные театральные «коллективы» существовали в деревнях и в маленьких городах. Актеры не были профессионалами. Как и мастера народных промыслов, они передавали свое мастерство от отца к сыну.
        На городских и сельских ярмарках в праздничные дни устраивались балаганы, в которых играли спектакли на сказочные и исторические темы.
        Большой популярностью в народе пользовались кукольные представления. Всеобщим любимцем был кукольный персонаж Петрушка.
        Под Рождество бродячие артисты ходили по домам с вертепом*, в котором деревянные куклы разыгрывали сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Дети из самых разных семей с нетерпением ждали таких артистов.
*вертеп – ящик о двух ярусах, в нем показывали разные сцены, относящиеся к Рождеству Христову

До чтения.

– Рассмотрите изображения на слайде и предположите, что могло привлекать людей в театральных представлениях?

Во время чтения.

– Проверьте себя по тексту

После чтения.

– Как вы поняли, что такое балаган, вертеп?

Просмотр видеоролика «Кукольный театр. Петрушка»

Каким вы представили себе Петрушку? Скоморохов?

Рассмотрите иллюстрацию. Опишите Петрушку, скоморохов.

Выражение решения проблемы.

Какую работу мы должны проделать, что бы создать свой собственный балаган?

Из чего он состоит? Какие персонажи будут  в вашем театре? – Какую роль играют актёры в кукольном театре?

– Что актёру необходимо знать о персонажах пьесы?

– Дайте  характеристику каждого героев в русском народном театре?

Кто из них понравился вам больше всего?

Как они выглядят? Во что одеты?

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Какие материалы и инструменты вам понадобятся?

Дети выполняют работу.

Разыгрывание сценки с использованием выполненных работ:

Скоморох-1:
Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
Здравствуйте, гости и гостюшки!
Скоморох-2:
Вот и мы к вам пришли на ярмарку сюда!
На товар посмотреть и себя показать!

Скоморох-1: Подходите, подходите, и на нас вы поглядите!
Скоморох-2: Подходите к нам скорей - вместе будет веселей!
Скоморох-1:
Нынче праздник у нас, будет ярмарка сейчас.
Всё на ярмарке найдёте, без покупки не уйдёте.
Вот орешки! Хороши орешки!
Вкусные на меду! Давай в шапку наложу!
Скоморох-2:
Вот ниточки! Есть иголочки!

Подходите покупать, девицы- душечки!
Иголки не ломки! Нитки, тесемки!
Румяна, помада, кому что надо?
Скоморох-1:
Тары- бары, растабары,
Расторгуем все товары!
Эх, и веселая же ярмарка у нас будет!
Скоморох-2: А что на ней делать будем?
Скоморох-1:
Торговать, играть, танцевать и веселиться.
Давайте мы о ней песню споем!

VII. Итог урока. Рефлексия.

 Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что вам нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме?

– Вы выполнили работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы вы оценили свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о наречии как части речи

Урок с применением проблемного обучения...

Понятие о наречии как части речи

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

"Понятие о наречии как части речи"

Урок русского языка по программе "школа 2100" Бунеев Р.Н....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...