Понятие о наречии как части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Гускина Светлана Михайловна

 

Урок с применением проблемного обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г Озёры

Урок русского языка

Тема: Понятие о наречие как части речи.

3 класс

Учитель высшей квалификационной категории: Гускина С.М.

Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические  признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- развивать у учащихся интерес к изучению русского языка;

-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе;

-воспитывать  потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид: урок решения познавательных задач

Метод: проблемный

Оснащение:учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

 Предполагаемая деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-подготовить обучающихся к работе на уроке;

-проверить подготовленность рабочего места  обучающихся к уроку,

-организовать внимание класса к работе на уроке,

-включить в учебный ритм,

-создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: создание психологического комфорта

Форма работы: фронтальная

Результат: полная готовность класса и оборудования, включение обучающихся  в деловой ритм

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, неуверенность. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок русского языка.

Выполняют дыхательную гимнастику

2

Чистописание

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: вспомнить каллиграфически верное написание букв и их соединений

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обратить внимание на правильность написания отдельных элементов букв, аккуратность выполнения работы.

Форма работы: фронтальная и индивидуальная

Результат: верный наклон и  высота букв,правописание слов, требующих запоминания .

-Написание какой буквы  мы вспомним на этом уроке, если с неё начинается  словарное слово, означающее головной убор для женщин на  Руси (Платок)

-Индивидуальную словарную работу на доске будет выполнять…….

-Из   каких элементов состоит строчная буква «п»? Пропишите половину строки.

- Из каких элементов состоит заглавная буква «П»? Пропишите половину строки.

 -Что за предложение записано на доске? (читают)

Петь хорошо вместе , а говорить порознь.

-Верно, это пословица.  Как вы её понимаете?

- Правильно, чтобы понимать и слышать друг друга..

- И сегодня на уроке я вам желаю, чтобы  мы с вами придерживались этой  пословицы .

 -Спишите эту пословицу, выполнив правильные соединения букв и  вставьте пропущенные буквы. ( с комментированием)

- Букву»пэ»

На доске слова с пропущенными орфограммами  (Работу выполняет один ученик)

Пл…ток

Праз…ник

П…л..то

П…нал

П…с..ажир

П..тух

П…года

П…суда

Пш..ница

П..том

Другой  ученик  проверяет работу.

2

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

-стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.

- Сегодня  ребята, я приготовила задание, а какое  именно,  попробуйте сами сформулировать.

(Учащиеся читают   запись на доске).

-Так какое задание я бы вам смогла задать?

(Верно,  составить из слов предложение.)

Запишите  его самостоятельно.

Издалека доносился глухой раскат грома.

-Определите части речи в этом предложении.

(Один ученик выполняет самостоятельно за доской).  

Проверка

- У кого получилось иначе?

- Выясним, что не сходится, начнём с последнего слова.

- Итак, издалека – кто  считает, что это имя сущ? Прил? Глагол? Другая часть речи?

- А кто не смог определить  часть речи?

- Что получилось?  Задание я давала  одно, а мнений – много.

- Почему так случилось? Что мы ещё не знаем?

Составить из слов предложение.

Индивидуальная самостоятельная работа за доской.

Грома – сущ., раскат – сущ.,глухой –прил., доносился – гл.

Какая это часть речи.

3

Открытие нового знания

Цель которая должна быть достигнута обучающимися:

в процессе фронтальной и групповой работы   и через подводящий диалог выяснить, что такое наречие,

какова  его роль в предложении, тексте

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формирование  понятия о наречии, как части речи

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

 

Результат: открытие нового знания

1. Исследование  через проблемный диалог

- Давайте проведём исследование.

- Посмотрите на доску и прочитайте предложения попарно.

 1. Мы шли по опушке леса./ Мы медленно  шли по опушке леса.            

2. Показалась маленькая речушка./ Вдали показалась маленькая речушка.    

3. Раздавались крики птиц./     Оттуда раздавались крики птиц.

- Что вы можете сказать об этих предложениях в двух столбиках?

 - Давайте их найдём.

- Найдите слова, которые они  поясняют и задайте от них к нашим словам вопросы.

_______  (……….?)  медленно

________(………..?) вдали

________(………..?) оттуда

(1 – ученик – у доски, остальные в тетради)

-Какое слово главное в каждом словосочетании? Какой частью речи они являются?

-Значит какую  часть речи поясняют наши выбранные слова ?

- Верно , глаголы.

- Вот уже первое в исследовании нам ясно  (Составляется схема «поясняет глагол»)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

7 вопросов просто чудо

Их запомнить можно так

Где, когда, куда, откуда

Почему , зачем и как

- Что мы сегодня узнали про эту часть речи?  Расскажите  по опорной схеме .

ФИЗМИНУТКА

Наклонитесь – 2р.. Подтянитесь, распрямитесь, Приседайте – 2р

Пошагайте – 2 р.

Встали на носок, на пятку,

Поскачите – ка в присядку.

Глубоко теперь вдохните.

На меня все посмотрите.

 - Ребята, мы ещё не всё узнали об этой части речи.

2. Исследование в группах.

-Предлагаю поработать с карточками в группах.

Задача: Прочитать задание, обсудить, вставить и ответить на вопросы

Проверка

(Выходит вся группа.

Алгоритм ответа группы на карточках:

 1- читает задание.; 2- предложения; 3- что получилось;  4- назвать новую часть речи;  5 – изменилась ли она?  

Задания:

1 группа

Измените глагол и поставьте  форму нас. времени

2 группа

Измените глагол и поставьте  форму  мн. числа

3 группа

Измените глагол и поставьте  форму м.рода

4 группа

Измените глагол и поставьте  в н ф

_Какой вывод сделали?

(Исследуемая часть речи не изменяется)

Что нового можно добавить к схеме о новой части речи?

(Добавим к схеме)

Во 2 столбике  добавлены слова, которые уточняют и поясняют предложение.)

 (Медленно, вдали, оттуда)

(Называют глаголы)

4

Сообщение темы и целей урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цели    урока;

-учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, -отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.  

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-Создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

-Таким образом,  мы на сегодня многое узнали об этой части речи. Теперь смело можем ей дать название – наречие.

- Откройте страницу учебника 135. Найдите правило , прочитайте про себя и скажите, правильные ли выводы вы сделали о наречии.

(Чтение вслух)

-Что узнали о первой части правила?

 -Из второй?

 -Из третьей?

Наречие… Что это такое?

-На каком наречии говорит наречие? Давайте заглянем с помощью словарей и справочников  вглубь истории. История нередко проливает свет на многое. Поэтому поговорим об этимологии названия.

Послушайте сообщение ученика

Сообщение ученика

Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.( Кстати, слово наречие раньше означало и “слово”, “решение”, “вопрос”, “дело”, “спор”, “способ”, “предмет” и др.)

Древние римляне эту часть речи называли adverbum, что означает “приглаголие” - находится при глаголе. Интересно?

Как же оно выглядит? В отличие от числительного … оно не умеет считать, не любит никакого порядка, то есть всё делает беспорядочно. Да и делает не само, а заставляет метаться глагол слева направо, то вниз, то вверх и всё равно кое-как. А ещё обожает наречие имя прилагательное. Прилипнет и никак отставать не хочет: очень доброе, слишком самоуверенное, чересчур заботливое.

5

Закрепление материала.

(дифференцированное)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

-формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

-работать над развитием навыка практического применения знаний;

-развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический, игровой

Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Физминутка: повернулись к друг к другу, скрепили ручки в замочек и совершаем круговые движения. А теперь сжали пальчики.

  1. Работа в парах по карточкам разной степени сложности.

1 карточка

Задание 1. .  От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Бежать (когда?)  сегодня, завтра, утром.

Бежать (где?)  здесь, рядом, впереди.

Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием

пальчики оближешь - /вкусно/, куры не клюют - /много/

2 карточка

Задание 1 . «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Здание 2. Замените фразеологизмы наречием

как с гуся вода - /бесполезно/, сломя голову - /быстро/

 (Пара, выполнившая задание, поднимает скрепленные замочком  вверх  руки.)

 Проверка.

6

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-формировать осознанность и критичность учебных действий;

-осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.

Как вы поняли  новый материал,  поможет оценить  игра «Верно – неверно». Приготовьте светофорчики.

1) Наречие это  самостоятельная часть речи     (да)

2) Наречие – это изменяемая часть речи. (нет)

3)Отвечает на вопросы: Где, куда , откуда? Как? Почему?. ….. (да)

4) Чаще всего поясняет  прилагательное (нет)

 -Молодцы

-Теперь можно вернуться  к началу урока и ответь, какой частью речи является слово «издалека»? Почему?

7

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная.

Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне.

Домашним заданием будет:

  1. Упр. 387  и правило на с.  135
  2.    А также  дополнительное задание желающим:  на каждую букву слова  «наречие»  придумать наречие.
  3.  Откройте упр., прочитайте задание. (разбор задания)
  4. Откройте дневник, запишите его.

8

Итог урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах учения

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

 

Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение учащимися информации о результатах учения.

-  В конце любого исследования необходимо сделать выводы.  Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

-  С какой темой  познакомились на уроке?

-Какие секреты наречия открыли вы сегодня?

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

- На следующем уроке вы узнаете, как наречия используются в пословицах, загадках, напишем – мини- сочинение о наречии.

-Мне очень понравилось, как вы провели исследование и поработали в парах.

 Оценки за урок.

 - Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о наречии как части речи

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

"Понятие о наречии как части речи"

Урок русского языка по программе "школа 2100" Бунеев Р.Н....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Понятие о наречии как части речи

Урок русского языка в 3 классе...

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...