Понятие о наречии как части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок с применением проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОНЗ в 3 классе по программе "Школа 2100" | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г Озёры
Урок русского языка
Тема: Понятие о наречие как части речи.
3 класс
Учитель высшей квалификационной категории: Гускина С.М.
Цели урока:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
- развивать у учащихся интерес к изучению русского языка;
-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе;
-воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Вид: урок решения познавательных задач
Метод: проблемный
Оснащение:учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -подготовить обучающихся к работе на уроке; -проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку, -организовать внимание класса к работе на уроке, -включить в учебный ритм, -создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: создание психологического комфорта Форма работы: фронтальная Результат: полная готовность класса и оборудования, включение обучающихся в деловой ритм | - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, неуверенность. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок русского языка. | Выполняют дыхательную гимнастику |
2 | Чистописание | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: вспомнить каллиграфически верное написание букв и их соединений Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обратить внимание на правильность написания отдельных элементов букв, аккуратность выполнения работы. Форма работы: фронтальная и индивидуальная Результат: верный наклон и высота букв,правописание слов, требующих запоминания . | -Написание какой буквы мы вспомним на этом уроке, если с неё начинается словарное слово, означающее головной убор для женщин на Руси (Платок) -Индивидуальную словарную работу на доске будет выполнять……. -Из каких элементов состоит строчная буква «п»? Пропишите половину строки. - Из каких элементов состоит заглавная буква «П»? Пропишите половину строки. -Что за предложение записано на доске? (читают) Петь хорошо вместе , а говорить порознь. -Верно, это пословица. Как вы её понимаете? - Правильно, чтобы понимать и слышать друг друга.. - И сегодня на уроке я вам желаю, чтобы мы с вами придерживались этой пословицы . -Спишите эту пословицу, выполнив правильные соединения букв и вставьте пропущенные буквы. ( с комментированием) | - Букву»пэ» На доске слова с пропущенными орфограммами (Работу выполняет один ученик) Пл…ток Праз…ник П…л..то П…нал П…с..ажир П..тух П…года П…суда Пш..ница П..том Другой ученик проверяет работу. |
2 | Постановка проблемы | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы, -стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы. | - Сегодня ребята, я приготовила задание, а какое именно, попробуйте сами сформулировать. (Учащиеся читают запись на доске). -Так какое задание я бы вам смогла задать? (Верно, составить из слов предложение.) Запишите его самостоятельно. Издалека доносился глухой раскат грома. -Определите части речи в этом предложении. (Один ученик выполняет самостоятельно за доской). Проверка - У кого получилось иначе? - Выясним, что не сходится, начнём с последнего слова. - Итак, издалека – кто считает, что это имя сущ? Прил? Глагол? Другая часть речи? - А кто не смог определить часть речи? - Что получилось? Задание я давала одно, а мнений – много. - Почему так случилось? Что мы ещё не знаем? | Составить из слов предложение. Индивидуальная самостоятельная работа за доской. Грома – сущ., раскат – сущ.,глухой –прил., доносился – гл. Какая это часть речи. |
3 | Открытие нового знания | Цель которая должна быть достигнута обучающимися: в процессе фронтальной и групповой работы и через подводящий диалог выяснить, что такое наречие, какова его роль в предложении, тексте Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формирование понятия о наречии, как части речи Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый
Результат: открытие нового знания | 1. Исследование через проблемный диалог - Давайте проведём исследование. - Посмотрите на доску и прочитайте предложения попарно. 1. Мы шли по опушке леса./ Мы медленно шли по опушке леса. 2. Показалась маленькая речушка./ Вдали показалась маленькая речушка. 3. Раздавались крики птиц./ Оттуда раздавались крики птиц. - Что вы можете сказать об этих предложениях в двух столбиках? - Давайте их найдём. - Найдите слова, которые они поясняют и задайте от них к нашим словам вопросы. _______ (……….?) медленно ________(………..?) вдали ________(………..?) оттуда (1 – ученик – у доски, остальные в тетради) -Какое слово главное в каждом словосочетании? Какой частью речи они являются? -Значит какую часть речи поясняют наши выбранные слова ? - Верно , глаголы. - Вот уже первое в исследовании нам ясно (Составляется схема «поясняет глагол») - На какие вопросы отвечают эти слова? 7 вопросов просто чудо Их запомнить можно так Где, когда, куда, откуда Почему , зачем и как - Что мы сегодня узнали про эту часть речи? Расскажите по опорной схеме . ФИЗМИНУТКА Наклонитесь – 2р.. Подтянитесь, распрямитесь, Приседайте – 2р Пошагайте – 2 р. Встали на носок, на пятку, Поскачите – ка в присядку. Глубоко теперь вдохните. На меня все посмотрите. - Ребята, мы ещё не всё узнали об этой части речи. 2. Исследование в группах. -Предлагаю поработать с карточками в группах. Задача: Прочитать задание, обсудить, вставить и ответить на вопросы Проверка (Выходит вся группа. Алгоритм ответа группы на карточках: 1- читает задание.; 2- предложения; 3- что получилось; 4- назвать новую часть речи; 5 – изменилась ли она? Задания: 1 группа Измените глагол и поставьте форму нас. времени 2 группа Измените глагол и поставьте форму мн. числа 3 группа Измените глагол и поставьте форму м.рода 4 группа Измените глагол и поставьте в н ф _Какой вывод сделали? (Исследуемая часть речи не изменяется) Что нового можно добавить к схеме о новой части речи? (Добавим к схеме) | Во 2 столбике добавлены слова, которые уточняют и поясняют предложение.) (Медленно, вдали, оттуда) (Называют глаголы) |
4 | Сообщение темы и целей урока | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -сформулировать тему и цели урока; -учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, -отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -Создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися. Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения. Форма работы: фронтальная Метод: словесный (беседа) Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. | -Таким образом, мы на сегодня многое узнали об этой части речи. Теперь смело можем ей дать название – наречие. - Откройте страницу учебника 135. Найдите правило , прочитайте про себя и скажите, правильные ли выводы вы сделали о наречии. (Чтение вслух) -Что узнали о первой части правила? -Из второй? -Из третьей? Наречие… Что это такое? -На каком наречии говорит наречие? Давайте заглянем с помощью словарей и справочников вглубь истории. История нередко проливает свет на многое. Поэтому поговорим об этимологии названия. Послушайте сообщение ученика | Сообщение ученика Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.( Кстати, слово наречие раньше означало и “слово”, “решение”, “вопрос”, “дело”, “спор”, “способ”, “предмет” и др.) Древние римляне эту часть речи называли adverbum, что означает “приглаголие” - находится при глаголе. Интересно? Как же оно выглядит? В отличие от числительного … оно не умеет считать, не любит никакого порядка, то есть всё делает беспорядочно. Да и делает не само, а заставляет метаться глагол слева направо, то вниз, то вверх и всё равно кое-как. А ещё обожает наречие имя прилагательное. Прилипнет и никак отставать не хочет: очень доброе, слишком самоуверенное, чересчур заботливое. |
5 | Закрепление материала. (дифференцированное) | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -развивать умение логически строить цепь собственных суждений; -формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; -работать над развитием навыка практического применения знаний; -развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой Метод: практический, игровой Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи. | Физминутка: повернулись к друг к другу, скрепили ручки в замочек и совершаем круговые движения. А теперь сжали пальчики.
1 карточка Задание 1. . От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания. Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром. Бежать (где?) здесь, рядом, впереди. Бежать (куда?) вперед, назад, вниз. Задание 2. Замените фразеологизмы наречием пальчики оближешь - /вкусно/, куры не клюют - /много/ 2 карточка Задание 1 . «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия. Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно. Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе. Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно. Здание 2. Замените фразеологизмы наречием как с гуся вода - /бесполезно/, сломя голову - /быстро/ (Пара, выполнившая задание, поднимает скрепленные замочком вверх руки.) Проверка. | |
6 | Рефлексия. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость учебных действий для самого себя. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -формировать осознанность и критичность учебных действий; -осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить; -развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям Форма работы: фронтальная Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий. | Как вы поняли новый материал, поможет оценить игра «Верно – неверно». Приготовьте светофорчики. 1) Наречие это самостоятельная часть речи (да) 2) Наречие – это изменяемая часть речи. (нет) 3)Отвечает на вопросы: Где, куда , откуда? Как? Почему?. ….. (да) 4) Чаще всего поясняет прилагательное (нет) -Молодцы -Теперь можно вернуться к началу урока и ответь, какой частью речи является слово «издалека»? Почему? | |
7 | Задание на дом | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Метод: словесный . Форма работы: фронтальная. Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне. | Домашним заданием будет:
| |
8 | Итог урока. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах учения Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Метод: устный опрос Форма работы: фронтальная
Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение учащимися информации о результатах учения. | - В конце любого исследования необходимо сделать выводы. Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями. - С какой темой познакомились на уроке? -Какие секреты наречия открыли вы сегодня? - Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям? - На следующем уроке вы узнаете, как наречия используются в пословицах, загадках, напишем – мини- сочинение о наречии. -Мне очень понравилось, как вы провели исследование и поработали в парах. Оценки за урок. - Спасибо за работу. Урок окончен. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о наречии как части речи
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...
"Понятие о наречии как части речи"
Урок русского языка по программе "школа 2100" Бунеев Р.Н....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Понятие о наречии как части речи
Урок русского языка в 3 классе...
Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи
Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...