"Понятие о наречии как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка по программе "школа 2100" Бунеев Р.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1243ro.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Понятие о наречии как части речи»

Цель:  Формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия как части речи, развитие умений отличать наречие от слов других частей речи.

 – Дальнейшее овладение языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий.

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

II. Формулирование проблемы.

Постановка основного вопроса уроков.

Используется побуждающий к вопросу (проблеме) диалог.

1. (Задание 1) – Прочитайте предложение и определите части речи в нём.

Вчера шёл сильный дождь.

– Какой частью речи является слово вчера? На какой вопрос оно отвечает?

– Сформулируйте основной вопрос урока. Как называется часть речи, которая отвечает на вопрос когда? Что это за часть речи?

Примечание. Если ученики определили, что наречие (название появилось на вводном уроке по частям речи), то вопрос может звучать так:

Что такое наречие, какие у него есть признаки?

2. ( Задание 2) Наблюдение по учебнику.

Упр. 384. Работа в парах.

Ученики называют слова, которые они не отнесли к известным (изученным) частям речи.

– Можете уточнить формулировку вопроса, данную в начале урока? (К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы когда? как? где? куда? откуда?)

– Сравните с формулировкой на с. 196.

– Составим план урока.

III. Открытие новых знаний.

Используется подводящий диалог.

1. (Задание 3) Наблюдение по учебнику.

а) Упр. 385.

Ученики работают в парах по заданиям.

Вопросы на понимание нового материла:

– Как называются выделенные слова?

– На какие вопросы они отвечают?

– От каких слов задавали вопросы?

– Запишите словосочетания, покажите стрелкой, от какого слова задавали вопрос.

Шумит (как?) весело и т.д.

– Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? Почему? (Самостоятельная, так как можно задать вопрос к слову.)

– Можно ли изменить эти слова по родам, числам?

Сделайте вывод: что такое наречие? Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы как? где? когда? куда?, наречие не изменяется.

б) Упр. 386.

– Рассмотрите таблицу. Что в ней выделено?

– Какие ещё вопросы, кроме названных вами, здесь представлены? (Откуда, почему, зачем?)

– Прочитайте подряд все вопросы и заучите их, как стихотворение. (Перед последним вопросом поставьте и: где?, когда?, куда?, откуда?,

почему?, зачем? и как?)

– От каких частей речи мы задаём вопросы? В какой колонке они названы?

– Прочитайте наречия и приведите свои примеры.

2. Чтение определения в рамке учебника (с. 135).

– Выделите в определении 3 части.

– Запишите ключевые слова для наречия по каждой части.

часть речи

вопросы

не изменяются

Ключевые слова фиксируются на доске

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 387 – развивается умение отличать наречие от слов других частей речи (существительных).

– Как вы будете действовать? (Задавать вопросы, пробовать изменить слова.)

2. Упр. 388 – развивается умение находить среди сочетаний слов сочетания глаголов с наречиями, графически обозначать зависимость наречия от глагола.

Выборочное списывание (6 словосочетаний).

3. Упр. 389 – развивается умение определять разные виды смысловых отношений (антонимические, синонимические), которые возможны среди наречий.

4.(Задание 4)  Составление плана устного рассказа «Что я узнал о наречии».

5. (Задание 5) Устные рассказы по плану (работа в парах или группах).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Итог урока.

– Ответьте на основной вопрос уроков. (Что такое наречие, какие у него признаки?)

– Прочитайте ключевые слова в конце темы. Какие слова можно к ним добавить? (Вопросы где? и т.д., синонимы.)

– Подберите антоним и синоним к наречию близко (антоним – далеко, синоним – рядом).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

– Выпишите из учебника «Литературное чтение» 2–3 предложения, в которых есть наречия. Наречия подчеркните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о наречии как части речи

Урок с применением проблемного обучения...

Понятие о наречии как части речи

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Понятие о наречии как части речи

Урок русского языка в 3 классе...

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...