Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Однокоренные слова" составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием проблемно-диалогиской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 2 класс "Однокоренные слова" | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
«Русский язык» автор: В.П. Канакина. В.Г. Горецкий.
2 класс
Технологическая карта урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проблемно-диалогическая с использованием ИКТ
Оборудование:
У учителя:
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук.
У учащихся
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, ноутбуки для индивидуальной и парной работы;
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
Учитель: Ширяева Е.В.(высшая категория)
Тема | Однокоренные слова | ||||
Цель изучения темы | Научить: различать и определять в речи однокоренные слова. Формировать: -образовательные компетенции учащихся (информационные, коммуникативные, рефлексивные, креативные) | ||||
Термины и понятия | Корень слова, однокоренное слово, родственные слова, близкие по смыслу слова, форма слова. | ||||
Информационно образовательная среда | Ресурсы:
Электронные источники информации:
| Межпредметные связи: Литературное чтение. «Поэтическая тетрадь»-чтение стихов. Информатика и ИКТ: умение работать на ноутбуке с презентацией и текстовым редактором. | |||
I. Планируемые результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е данной технологической карты) | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Ученик научится: Определять корень слова и однокоренные слова в речи. Сравнивать слова в предложении. Анализировать состав слова. Составлять небольшие рассказы на заданную тему, используя знания об однокоренных словах. Выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; Правильно читать и писать, участвовать в диалоге. Составлять несложные монологические высказывания. | Регулятивные УУД Ученик научится: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать выполнение учебной задачи урока Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения Познавательные УУД Ученик научится: Анализировать состав слова Выделять корень слова из всего слова. Находить однокоренные слова в предложениях Сравнивать, группировать и классифицировать слова в речи. Определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения Узнавать, сравнивать и различать времена года по природным признакам. Коммуникативные УУД Ученик научится: Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор. Понимать обобщённый смысл пословиц и поговорок, загадок, толковать их. Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию. Осваивать правила выполнения работы в группе. Находить и определять необходимый материал для выполнения заданий. Выполнять правила работы в малой группе, в парах. | Высказывает свое мнение о нахождении корня слов и однокоренных слов. Анализирует тексты, задания. Аргументирует свое мнение о выборе нужного ответа на вопрос. Применяет полученные знания в ходе выполнения заданий и игр в парах и в группах. |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Применение ИКТ, ЭОР. | |||
1 этап. Организационный. Мотивация учебной деятельности (1 мин). | ||||||
Цель: создать условия для обеспечения положительного эмоционального настроя на уроке. | ||||||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | ||||
2 этап. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа (6 мин). | ||||||
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | ||||||
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь – Записать слова, подчеркнуть орфограммы. 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. – Какое это слово? Запишите его. Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Как можно назвать тему нашего урока? Что необходимо сделать на уроке. чтобы научиться писать, узнавать однокоренные слова? | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока -Вставить пропущенные буквы. -Проверить написание этих слов по словарю. -Написание нужно запомнить. Еоеоее оееоее … -Если их соединить, то получится слово. Корень. Это слово многозначное Это часть слова. Общую неизменяемую часть слова. О словах и корнях слов. (Дети читают слова, определяют однокоренные слова, доказывают свою точку зрения ) -Корень в словах. Однокоренные слова. Научиться узнавать их по корню, по смыслу, записывать упражнения в тетради, определять корень. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - постановка и решение проблемы; - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | Мультимедийный проектор: Белка, беленький, белить, (В конце работы открываются иллюстрации с правильными ответами) | |||
3 этап. Изучение нового материала (6 мин). | ||||||
Цель: научиться применять алгоритм определения однокоренных слов. | ||||||
Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! Что вы заметили? Как определить однокоренные слова? Будут ли однокоренными словами сад, в саду, за садом? -Давайте хором повторим алгоритм нахождения однокоренных слов. | Сад, рассада, посадки, садовод, садовник. -У них одинаковый корень. Существительное. -Сад -Сад -Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково -Чтобы определить однокоренные слова, надо найти близкие по смыслу слова, выделить в них главную часть – корень. -Это форма одного слова. Эти слова не являются однокоренными. (Дети хором произносят алгоритм). | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | На экране- правило об алгоритме нахождения однокоренных слов. | |||
Физкультпауза-игра (2 мин) Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают. Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара. | ||||||
4 этап. Первичное закрепление нового материала. (10 мин). | ||||||
Цель: Проверка понимания способа действия. Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова. | ||||||
1 Игра «Выбери пару» (Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями). - Соединить пары однокоренных слов. Расскажите, какие пары однокоренных у вас получились? 2. Работа с учебником (упр. (№87, стр 62) -Прочитайте задание.
| Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. -Корень- еж, чиж, стриж. Это общая часть слова. Они похожи лексическим значением. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ноутбуки у учащихся с презентацией. В презентации представлены слова. Из них только однокоренные нужно соединить стрелками. (Весна-весенний, весны, вода-водитель, водный и т.п.) | |||
Физкультпауза и гимнастика для глаз (2 мин) | ||||||
Вверх рука и вниз рука. -А теперь пусть глаза отдохнут. | (Ребята выполняют под музыку упражнения и гимнастику для глаз) | Мультимедийная музыкальная презентация (гимнастика для глаз) | ||||
5 этап. Самопроверка. Рефлексия (8 мин). | ||||||
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | ||||||
1.Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. (Учитель диктует предложения). У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. 2. Интерактивная игра «Суета» Распознать однокоренные слова. Проверка правильности выбора (Мудрый ворон). | (Работа в паре: дети советуются, записывают предложения, вставляют подходящие по смыслу слова. Производят самооценку в оценочных листах). Дети находят однокоренные слова и расставляют их в таблицу( работа в парах). | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Мультимедийный проектор: на доске после диктанта появляется текст с правильными словами. Мультимедийная презентация. Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. | |||
6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия (5мин) | ||||||
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | ||||||
1.-Какая была цель нашего урока? -Как вы считаете, она достигнута? -Назовите основное правило, выведенное на уроке. -Кого вы можете вспомнить, кто больше всего нам сегодня помогал на уроке? -Кто был самым активным в группе? -Какие трудности возникли? Отметьте в оценочных листах уровень усвоения алгоритма определения однокоренных слов, а так же свое настроение 2. Объяснение домашнего задания. (Упр.90, стр. 64.) - Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? -На какое правило встречаются в словах пропущенные буквы? Найдите однокоренные слова. Почему вы так решили? 3. Завершение урока: Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Скажем спасибо друг другу за урок. | Дети вспоминают, делают выводы. Дети работают в оценочных листах (Дети слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, записывают задание в дневник.) Спасибо за урок! | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. | Мультимедийный проектор: После подведения итогов, появляется правило определения однокоренных слов. Мультимедийный проектор Спасибо за урок! (Звучит победная музыка). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя безударными гласными....
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...