Разработка у уроку русского языка "Лексика"
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Презентация
Карточки – 2 жёлтые, 3 зелёные, 1 красная.
Текст о толковых словарях
Текст о архаизмах и историзмах
Грамматическая задача – 6
Карты - 6
Тест
ОРГ. МОМЕНТ
Здравствуйте. Все встали.
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
Рада видеть вас в хорошем настроении, а это значит, что сегодня вы легко усвоите материал и правильно выполните все задания.
Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Все ровно сели, спинки подровняли. Ноги на месте. Теперь посмотрите на меня.
МОТИВАЦИЯ
Прочитаем слова: «Словом можно убить! Словом можно спасти! Словом можно полки за собой повести»
Как вы понимаете данные слова? А можно ли разбрасываться словами? Обзывать, говорить плохие вещи? А почему?
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ
Что такое слово? На сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в мир слов. Но о каких словах мы будем говорить, вы узнаете, если решите грамматическую задачу на ваших карточках. Ознакомьтесь с заданием.
У этого слова:
---Приставка, как у слова УЛЕТЕЛ.
---Корень, как у слова СТАРИК.
---Суффикс, как у слова СМОТРЕВШАЯ.
---Окончание, как у слова СИНИЕ.
Документ камера.
--Что это за слово?
Вы догадались, как звучит, тема нашего занятия?
У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Жизнь слова очень интересна.
Я предлагаю вам заполнить таблицу.
Что вы знаете об устаревших словах?
Что хотите узнать?
Какую цель мы могли бы для себя поставить на этом занятии?
Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад?
ПЛАН
Тогда давайте составим карту нашего путешествия:
Что мы сделаем в начале? А после? Соедини, пожалуйста, стрелочками. Ребята, по этой карте мы будем сегодня работать.
1. Узнаем, что такое устаревшие слова.
2. Познакомимся с некоторыми устаревшими словами.
3. Закрепим знания.
4. Подведём итог урока.
После выполнения каждого этапа вы должны поставить над ним +, если вы справились с этапом урока, -, если вы считаете, что не справились, и ?, если у вас возникли вопросы.
Давайте отправимся в путешествие.
Первое, что мы должны сделать – узнать, что такое устаревшие слова. Кто может ответить на этот вопрос?
Давайте проверим ваши предположения.
Не забывайте ставить +,- или ? в соответствии с тем, как вы справились с этапом урока.
Мы выполнили этот этап. А теперь, познакомимся с некоторыми устаревшими словами. Но в начале, я предлагаю вам вспомнить, какие устаревшие слова, знаете вы. Мне очень нравиться, что вы знаете там много устаревших слов. А с помощью чего вы можете объяснить значение устаревших слов? Какие толковые словари вы знаете? Толковые словари – это книги. А как мы обращаемся с книгами?
У вас на партах лежат карточки разного цвета. Те у кого карточки жёлтого цвета, предлагаю вам поработать в паре, вам нужно внимательно изучить информацию о толковых словарях и рассказать информацию ребятам. Можете приступать к работе. У вас есть 3 минуты. Только помните, что работать вы должны в паре, т.е. совместно и дружно, правила работы в паре лежат у вас на столах.
У кого карточки зелёного цвета, предлагаю поработать в группе. Вам нужно изучить отрывки из сказок, стихов, предложений. Найти в них устаревшие слова и попробовать объяснить их значение. Если у вас возникнут сложности, вы можете обратиться к словарю. Можете приступать к работе. Только помните, что работать вы должны в группе, т.е. совместно и дружно, правила работы в группе лежат у вас на столах.
А у тебя карточка красного цвета, тебе я предлагаю поработать самостоятельно с форзацем учебника, на котором представлены некоторые устаревшие слова. С помощью толкового словаря найди значение этих слов.
Если у кого-то возникнут сложности поднимайте руку и я к вам подойду.
Если вы справились с задание, покажите, пожалуйста, ваши карточки.
Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Оцените, пожалуйста, работу пары, группы. Как вы думаете, они справились с заданием?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)
Чтобы выполнить следующий этап, мы должны поработать на планшетах. Не забывайте о технике безопасности при работе с планшетами.
Тест:
Не забывайте ставить +, - или ?
Итак, давайте вернёмся к плану нашей работы и подумаем, справились ли мы с поставленной в начале урока целью.
Давайте вернёмся к нашей таблице и внесём изменения. Теперь вы знаете то, что хотели узнать.
Сегодня на уроке вы познакомились с новым материалом. Как вы думаете, а почему нужно знать эти слова. Ещё эти слова нужно знать, чтобы помнить историю своей страны, любить свой язык. А какой праздник, связанный с историей нашей страны состоится в ближайшее время? (12 июня – День России)
На ваших картах, я предлагаю написать 3 момента урока, которые вам больше всего запомнились или понравились.
ОЦЕНИВАНИЕ.
Лера получает 4, ты активно работала на уроке, но допустила ошибки в самостоятельной работе.
Маша получает 5, ты выполнила все задания верно и была активна на протяжении всего урока.
Всем спасибо, вы хорошо поработали на уроке.
Убираем за собой рабочие места.
РЕЗЕРВ:
Составить предложение с устаревшими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока русского языка по программе "Перспектива" для 2 класса
Урок был дан в 2010-2011 уч.году....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Разработка интегрированного урока (русский язык + информатика и ИКТ, 2 класс) на тему:«Правописание приставок и предлогов. Использование алгоритмов»
Урок интересен тем, что на русском языке дети нетолько пишут в тетради, но и работают на персональных компьютерах. Также используется на уроке интерактивное оборудование....
разработка интегрированного урока Русского языка и окружающего мира
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему мирув 3 классе по теме:Имя существительное (обобщение).Откуда произошли некоторые названия птиц. Цели урока:ОбразовательнаяОбобщить и си...
Разработка для уроков русского языка в 1 классе "Словарные слова"
Материал для учеников 1 класса, чтоб легко и интересно запомнить словарные слова....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....