Разработка у уроку русского языка "Лексика"
методическая разработка по русскому языку

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

Карточки – 2 жёлтые, 3 зелёные, 1 красная.

Текст о толковых словарях

Текст о архаизмах и историзмах

Грамматическая задача – 6

Карты - 6

Тест

ОРГ. МОМЕНТ

Здравствуйте. Все встали.

 У. – В классе светло?

 Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

 Д. – ДА!

 У. – Уже закончился урок?

 Д. – Нет!

 У. - Только начался урок?

 Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

 Д. – Да!

 У. – Значит можно всем садиться!

Рада видеть вас в хорошем настроении, а это значит, что сегодня вы легко усвоите материал и правильно выполните все задания.

Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Все ровно сели, спинки подровняли. Ноги на месте. Теперь посмотрите на меня.

МОТИВАЦИЯ

Прочитаем слова: «Словом можно убить! Словом можно спасти! Словом можно полки за собой повести»

Как вы понимаете данные слова? А можно ли разбрасываться словами? Обзывать, говорить плохие вещи? А почему?

ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ

Что такое слово? На сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в мир слов. Но о каких словах мы будем говорить, вы узнаете, если решите грамматическую задачу на ваших карточках. Ознакомьтесь с заданием.

У этого слова:

---Приставка, как у слова УЛЕТЕЛ.

---Корень, как у слова СТАРИК.

---Суффикс, как у слова СМОТРЕВШАЯ.

---Окончание, как у слова СИНИЕ.

Документ камера.

--Что это за слово?

Вы догадались, как звучит, тема нашего занятия?

У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Жизнь слова очень интересна.

Я предлагаю вам заполнить таблицу.

Что вы знаете об устаревших словах?

Что хотите узнать?

Какую цель мы могли бы для себя поставить на этом занятии?

Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад?

ПЛАН

Тогда давайте составим карту нашего путешествия:

Что мы сделаем в начале? А после? Соедини, пожалуйста, стрелочками. Ребята, по этой карте мы будем сегодня работать.

1. Узнаем, что такое устаревшие слова.

2. Познакомимся с некоторыми устаревшими словами.

3. Закрепим знания.

4. Подведём итог урока.

После выполнения каждого этапа вы должны поставить над ним +, если вы справились с этапом урока, -, если вы считаете, что не справились, и ?, если у вас возникли вопросы.

Давайте отправимся в путешествие.

Первое, что мы должны сделать – узнать, что такое устаревшие слова.  Кто может ответить на этот вопрос?

Давайте проверим ваши предположения.

Не забывайте ставить +,- или ? в соответствии с тем, как вы справились с этапом урока.

Мы выполнили этот этап. А теперь, познакомимся с некоторыми устаревшими словами. Но в начале, я предлагаю вам вспомнить, какие устаревшие слова, знаете вы. Мне очень нравиться, что вы знаете там много устаревших слов. А с помощью чего вы можете объяснить значение устаревших слов? Какие толковые словари вы знаете? Толковые словари – это книги. А как мы обращаемся с книгами?

У вас на партах лежат карточки разного цвета. Те у кого карточки жёлтого цвета, предлагаю вам поработать в паре, вам нужно внимательно изучить информацию о толковых словарях и рассказать информацию ребятам. Можете приступать к работе. У вас есть 3 минуты. Только помните, что работать вы должны в паре, т.е. совместно и дружно, правила работы в паре лежат у вас на столах.

У кого карточки зелёного цвета, предлагаю поработать в группе. Вам нужно изучить отрывки из сказок, стихов, предложений. Найти в них устаревшие слова и попробовать объяснить их значение. Если у вас возникнут сложности, вы можете обратиться к словарю. Можете приступать к работе. Только помните, что работать вы должны в группе, т.е. совместно и дружно, правила работы в группе лежат у вас на столах.

А у тебя карточка красного цвета, тебе я предлагаю поработать самостоятельно с форзацем учебника, на котором представлены некоторые устаревшие слова. С помощью толкового словаря найди значение этих слов.

Если у кого-то возникнут сложности поднимайте руку и я к вам подойду.

Если вы справились с задание, покажите, пожалуйста, ваши карточки.

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Оцените, пожалуйста, работу пары, группы. Как вы думаете, они справились с заданием?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)

Чтобы выполнить следующий этап, мы должны поработать на планшетах. Не забывайте о технике безопасности при работе с планшетами.

Тест:

Не забывайте ставить +, - или ?

Итак, давайте вернёмся к плану нашей работы и  подумаем, справились ли мы с поставленной в начале урока целью.

Давайте вернёмся к нашей таблице и внесём изменения. Теперь вы знаете то, что хотели узнать.

Сегодня на уроке вы познакомились с новым материалом. Как вы думаете, а почему нужно знать эти слова. Ещё эти слова нужно знать, чтобы помнить историю своей страны, любить свой язык. А какой праздник, связанный с историей нашей страны состоится в ближайшее время? (12 июня – День России)

На ваших картах, я предлагаю написать 3 момента урока, которые вам больше всего запомнились или понравились.

ОЦЕНИВАНИЕ.

Лера получает 4, ты активно работала на уроке, но допустила ошибки в самостоятельной работе.

Маша получает 5, ты выполнила все задания верно и была активна на протяжении всего урока.

Всем спасибо, вы хорошо поработали на уроке.

Убираем за собой рабочие места.

РЕЗЕРВ:

Составить предложение с устаревшими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Разработка интегрированного урока (русский язык + информатика и ИКТ, 2 класс) на тему:«Правописание приставок и предлогов. Использование алгоритмов»

Урок интересен тем, что на русском языке дети нетолько пишут в тетради, но и работают на персональных компьютерах. Также используется на уроке интерактивное оборудование....

разработка интегрированного урока Русского языка и окружающего мира

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему мирув  3 классе по теме:Имя существительное (обобщение).Откуда произошли некоторые названия птиц. Цели урока:ОбразовательнаяОбобщить и си...

Разработка для уроков русского языка в 1 классе "Словарные слова"

Материал для учеников 1 класса, чтоб легко и интересно запомнить словарные слова....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....