Урок русского языка 4 класс по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тюхно Татьяна Геннадьевна

Урок русского языка 4 класс по теме "Словосочетание". Программа "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема.   Словосочетание.  Урок 110.

Класс. 4

Тип урока. Открытия нового знания.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами; сигнальные карточки; «Толковый словарь», Ожегов; оценочные таблицы.

Цель: познакомить с сочинительной связью между однородными членами предложения,                         продолжить наблюдение за словосочетаниями и фразеологизмами, определять главное и зависимое слово, формировать действие самоконтроля.

Формулируемые УУД:

Личностные:

  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации общения.

Познавательные:

  • проведение синтаксического анализа словосочетания, многоаспектного анализа текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической и лексической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Регулятивные:

  1. определение общей цели и путей ее достижения;
  2. умение вести самостоятельный поиск информации;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  4. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  5. умение вести самостоятельный поиск информации;
  6. способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

Коммуникативные:

  • коммутикативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения задания.

Технологическая карта урока.

п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Организационный момент

Создание эмоционального фона

-Друзья мои, я очень рада                                   Войти в приветливый наш класс,                          И для меня уже награда                                 Сиянье ваших светлых глаз.

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Повернемся, поздороваемся, улыбнемся – ведь улыбка – это частичка души.

 Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

Я тетрадочку открою и с наклоном положу, спинку ровно я держу.

Записываем число, классная работа.

-       На уроке стараемся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

 

 

 

 

 Приветствие

 

 

 

 

 Дети записывают число, классная работа  

 

2

Минутка чистописания.

Отработка  навыков каллиграфии

Слайд.

Сформировать группы слов. Задание 44.

Найди закономерность, напиши:

яЯ яяЯЯ яяяЯЯЯ

-- Для чего нам это нужно?

 Прописывают образцы.

 Чтобы отрабатывать навыки каллиграфии, правильно писать соединения букв, красиво писать

самооценка

3

Словарная работа.

Развитие словарного запаса учащихся.

 Слайд.

Метро, одежда автобус, собака.

Оса – фонетический  разбор слова.

Оса – о с а

О     – гл., безуд.

С     - согл., глух, пар,

А     - гл., уд.

3буквы, 3 звука.

Отгадывают слова, делают анализ.

самооценка

4

Постановка темы и целей урока.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель.

 

- Отгадайте загадку:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...(Весна)

 Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).

- Звонкое журчание чего мы слышим весной?

-Когда тают сосульки звон чего мы слышим?

-А что набухает на ветках деревьев весной?

-А какой цветок первым появляется из-под снега весной?

-Что ещё зеленеет на проталинках?

 -Какая птичка пела эту песенку?                          И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.

 журчание  ручейков, звон  капели, почки              вербы, белый  подснежник, зелёная травка, звонкий  жаворонок

- Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко. Ребята, что написано на каждом лучике? /Как называются пары слов, связанные по смыслу?/

- Предположите тему нашего урока.

- К какому разделу русского языка относится данная тема?

-Выделите главное слово в записанных словосочетаниях и задайте вопрос к зависимому.

 Послушайте стихотворение о словосочетании.  Назовите  ключевые слова.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот. Запомни как основу.

 

Отгадывают загадку.

- Весна

 

Дети отвечают.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 Журчание ручейков

Звон капели.

Почки вербы

Белый подснежник

Зеленая травка

Жаворонок звонкий

На каждом лучике написаны словосочетания

Словосочетания        

Как устроен наш язык

Чтение стиха

самооценка

5

Актуализация знаний

Повторение пройденного

- Что такое словосочетание? /соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно поставить вопрос)/

- Какое главное слово в словосочетании? /то, от которого мы задаем вопрос к зависимому/

- А какие сочетания не являются словосочетаниями? /подлежащее и сказуемое-главные чл. предложения, а главные чл. предложения как король и королева никому не подчиняются, они равноправны/

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вам еще хотелось узнать о словосочетании?:

1.познакомить с другими видами связей в словосочетаниях,                                              2.учиться выделять словосочетания               3.учиться определять главное и зависимое слово

- Зачем это нужно изучать? /Чтобы развивать свою речь, учиться составлять предложения, быть грамотным/

Ответы на вопросы

Ставят задачи

6

Работа по теме урока.

Развивать умение составлять словосочетания и определять тип связи в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. Прочитай предложения. Выпиши однородные члены.

Весна радует  капелями и  солнцем.

Игрок уверенно бросил мяч, но не попал в ворота.

Со всех концов слышались смех и веселые голоса.

Попробуйте от одного слова к другому задать вопрос.

Можно ли назвать однородные члены словосочетанием?

( учащиеся высказываются)

-Свой вывод сравните с выводом в учебнике, рубрика «Обрати внимание» с.109

- как называется связь между однородными членами предложения? /сочинительной/

Работа с учебником с.110 № 2.

Запиши по группам:

Словосочетания: младшая сестра, играть в футбол, деревянный стол, громко петь, озеро в лесу.

Однородные члены предложения: марки и открытки, едет и смотрит, груши, а не яблоки, звонко, радостно,

Грамматические основы предложений: машина едет, чайник кипит, музыкант играет, цветы растут.

 Слайд. Рубрика «Давай подумаем» с.110

  Понаблюдаем за фразеологизмами и сравним словосочетания и фразеологизмы /устойчивые сочетания слов/.

Бить баклуши – бить в барабан.                                   Валять дурака – валяться на диване.                        Зарубить на носу – уткнуться носом.                          Водить за нос – водить гулять.

Где фразеологизмы, а где словосочетания?

Как вы думаете являются ли фразеологизмы словосочетаниями? Почему?

Прочитайте мнение Марины и Гали. С кем ты согласишься?

 Вывод. Рубрика «Обрати внимание»: фразеологизмы словосочетаниями не являются.

 

Дети записывают и составляют словосочетания с этим словом, определяют тип связи.

 

 

-читают учебник с.109

Записывают слова по группам

 

 

 самооценка

 

Дети отвечают и доказывают.

 

самооценка

7

Физминутка.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

 Музыкальная с презентацией.

 

 

 Выполняют движения.

8

Работа в парах.

Закрепление  

Обобщать  и систематизировать знания детей

 Слайд. с.111 №3

- Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. - Что одному не под силу, то легко коллективу. Вам предстоит выписать только словосочетания:

Ломать голову, ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, работать спустя рукава, спать без задних ног, спать на диване.

Проверь себя: здесь 4 словосочетания.

Ребята выписывают словосочетания

 

 

 

 Выслушать ответы детей.

самооценка

9

Закрепление  индивидуальная разноуровневая работа

 Цель: закрепление навыков и умений, приобретённых в процессе изучения темы “Словосочетание”.

 Слайд.

Игра “ Фантазёры”.   

-  Что видите на картине? (лес)

Условия игры: к слову «лес»  подобрать как можно больше словосочетаний записать за 3 мин.  Выигрывает тот, кто за отведённое время сумел придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний.

 

 Войти в лес, летний лес,  лес летом , весенний лес, прекрасный лес…

 

Индивидуальный опрос (ученик, работает по карточке)

Задание: допишите предложения. Выполняется самостоятельно, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ (смыслу)

В словосочетании различаются _____________________ (главный) член и зависимый.

 От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому) ставится вопрос.

Словосочетаниями не являются _____________________________________главные члены предложения, однородные члены, фразеологизмы.

Дети читают и выбирают задание по своему усмотрению, работают на листах.

самооценка

самооценка

10

Домашнее задание.

 

- Домашнее задание  : с.112 № 4,

 Найти пословицы и поговорки о весне.

Дети   записывают   задание

11

Итог урока.

Рефлексия.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Вспомним, какие учебные задачи мы ставили перед собой.

- Выполнили мы их?

- Слайд. продолжи фразу:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я понял(а), что  …

      Изучение этой темы поможет мне

Вы показали свои знания и умения по теме урока. На память о нашем уроке каждый из вас получает необычный цветок. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих наш урок, записав их на лепестках цветов.

Зачитывание.

А теперь в серединке цветка поставьте отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили за работу на уроке.

Выставление оценок.

 

самооценка

 

Работа на уроке

Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

Оценивание

 

 

 

 

 

 

Работа на уроке

Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

Оценивание

 

 

 

 

 

 

Работа на уроке

Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

Оценивание

 

 

 

 

 

 

Работа на уроке

Оценочная таблица: Ф.И. ученика…………………………………………………………

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

Оценивание

 

 

 

 

 

 

Задание: допишите предложения.  

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ . В словосочетании различаются _____________________  слово и зависимое.

 От ___________________  слова к _____________________ ставится вопрос.

Словосочетаниями не являются __________________________________________________________,

______________________________________________________________________________________

Задание: допишите предложения.  

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ . В словосочетании различаются _____________________  слово и зависимое.

 От ___________________  слова к _____________________ ставится вопрос.

Словосочетаниями не являются __________________________________________________________,

______________________________________________________________________________________

Задание: допишите предложения.  

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ . В словосочетании различаются _____________________  слово и зависимое.

 От ___________________  слова к _____________________ ставится вопрос.

Словосочетаниями не являются __________________________________________________________,

____________________________________________________________________________________

Задание: допишите предложения.  

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ . В словосочетании различаются _____________________  слово и зависимое.

 От ___________________  слова к _____________________ ставится вопрос.

Словосочетаниями не являются __________________________________________________________,

______________________________________________________________________________________

Приложение 2

Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, всё чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое «счастье – это когда тебя понимают», ученическое счастье – это когда он, ученик, понимает. Можно долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно продвигаться в решении других проблем обучения.

В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.

К обучению понимания текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Сама система обучения пониманию текста предполагает работу на всех уроках: русского языка, литературного чтения, развития речи, риторики, да и на всех других уроках.

Как организовано обучение пониманию на данном уроке? Урок начинается с  постановки проблемы, которая соответствует содержанию учебного материала и применяется для развития самостоятельности мышления учащихся.

Работа над словом – это первый уровень понимания текста учеником. Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к словам. Это может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу, но может быть и ключевое слово, от которого зависит понимание предложения и даже целого текста.

Для объяснения значения слова  на уроке будет использоваться  «Толковый словарь», который всегда должен быть под рукой, так как с раннего возраста необходимо приучать детей к пользованию словарями.

Словарная работа традиционно является важным элементом урока русского языка. На данном уроке эта работа представлена в подборе однокоренных слов и в решении лингвистической задачи. Словарная работа проводится для того, чтобы подготовить детей к осмыслению текста, к пробуждению речевой чуткости, формированию дара слова.

Далее учащиеся составляют словосочетания и предложения – это установление связи между образами, стоящими за словами, обобщают эти связи и обозначают их стержневой мыслью. При такой работе дети через языковые средства учатся понять воздействие слов и выражений на чувства и мысли.

На этом этапе задача учителя состоит в том, чтобы не только научить представлять образ предметов или явлений, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение и письмо.

Для работы над пониманием текста используются такие виды заданий:

- дополни текст именами существительными;

- дополни текст именами прилагательными;

- работа с деформированным текстом;

- замени данные слова в тексте другими словами, близкими по значению;

- продолжи текст по его началу.

Для этих видов заданий будут использоваться тексты-описания, так как они требуют активности воображения.

При заполнении пропусков в тексте происходит развитие творческого воображения в соответствии с жизненным опытом детей. Им интересно не только представлять окружающий мир, но и задуматься над смыслом прочитанного.

Урок завершается дифференцированной работой, где 3 уровень представлен  в самостоятельном творчестве детей - продолжи текст по его началу, который является одним из важных критериев эффективности работы над пониманием текста.

При зачитывании своих работ в продолжение текста следует позитивная оценка творчества учеников.

Учащимся в ходе урока  предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием,  чтобы увереннее двигаться вперед. В связи с этим на уроке создаются условия для взаимопроверки и самоконтроля, которые влияют на успешность обучения, так как в основе контроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с образцом.

На уроке используется работа в группах, так работая вместе, дети расширяют свои знания, анализируют, сопоставляют записи с определением предложения, совещаются, приходят к выводу.

Чтобы урок не способствовал утомлению школьников, виды деятельности чередуются, устанавливаются межпредметные связи, связи с ранее полученными знаниями и умениями, так как предыдущий опыт человека очень сильно влияет на понимание.

Для эффективного восприятия на уроке используется слайдовая презентация, что позволяет:

- усилить познавательный интерес;

- овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- лучше представлять образ.

Урок строится, не выходя за рамки требований современной программы  начальной школы, однако усиливается мотивационная сторона обучения.

Считаю, что цели данного урока выполнены, материал усвоен, на это указывает работоспособность учащихся и результативность выполнения заданий.

К.Д.Ушинский неоднократно напоминал педагогам о том, что «хороший учитель как будто только и делает, что повторяет, а между тем он быстро движется вперёд».

Вот и материал, представленный на уроке, совпадает с этим утверждением: он позволяет организовать работу с учащимися по повторению, закреплению пройденного, а также помогает обобщить, систематизировать изученное, стимулирует углубление знаний, умений, навыков.     

Показали на уроке конкретные, понятные и доступные любому учителю пути решения проблемы понимания текста. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями (Я могу!), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Но всего дороже тот огонёк сотворчества, который появляется в глазах ребят и удовлетворение от работы, которое бывает тогда, когда ты понимаешь и тебя понимают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...