Конспект урока по русскому языку в 4 классе ( Программа "Школа России") на тему "Правописание наречий."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Митрофанова Наталья Георгиевна

Повторение по теме "Характеристика наречия как части речи" .

Ознакомление с правилами правописания наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie-konspekt_uroka.docx26.36 КБ
Файл narechie-prezentatsiya_k_uroku.pptx201.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4А КЛАССЕ

(Программа «Школа России», учебник «Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.,1 часть, 2017г.)

(Урок учителя начальных классов Митрофановой Н.Г.)

Тема: «Правописание наречий». 

Цель: Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.

Задачи:

Образовательные:

 Уточнить представления детей о наречиях.

 Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.

Формировать навык правописания наречий.

Учить правильно записывать наречия.

Обогащать активный словарь учащихся.

Развивающие:

-уметь  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником;

- умения структурировать знания;

- умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза;

- умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

- уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Воспитательные:

формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

- воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: учебник по русскому языку В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого (4 класс, 1 часть), мультимедийная презентация, карточки разного цвета.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

     II.Чистописание.

На доске запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.

-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали  блестяще.

-На какие вопросы отвечают данные слова? (Как?)

Что обозначают данные слова? (Признак действия)

-К какой  части речи относим данные слова? (Наречия.)

Запишите наречия:

Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.

- Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).

- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.

- Назовите слова  с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

- Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

- Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

   III. Повторение пройденного.

а).- Повторим с вами, что же такое наречие?

Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

КАРТОЧКА

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

б).Проверка работы - сравнение своих ответов с образцом. ( - - + + - + +) Подведение итогов.)(СЛАЙД 2)

-Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)(СЛАЙД 3)

в). - Все  записанные вами  наречия образованы от прилагательных.

( внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.)

- Чем отличается написание  слова блестяще от других слов? (Суффикс -Е)

- Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.

IV. Работа в парах.

- Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.

КАРТОЧКА

Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.

- Какие суффиксы вставили?

- Как определили, какой суффикс писать?

- От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)

Проверка по образцу (СЛАЙД 4)

V. Физминутка

Если наречие – выполняем приседание.

(Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверху, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает, красиво, дом, весело)

VI. Знакомство с новым материалом

(Запись на доске):

Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.

Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?

(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)

- Запишите слова,

Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела.

вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево,

- Все слова имеют приставку? Выделите приставки.

(СЛАЙД 5)

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

Есть разные способы запоминания нового правила.

 

Послушайте текст.

- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.

- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-

пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

- Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить.  

Слева, направо, издалека, налево, досуха, наглухо, засветло, справа.

 Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?

VII. Работа по учебнику.

С. 76 упр.132 (Выписать все слова, в которых выделенная часть является суффиксом. Т.е., какую часть речи вы выпишите?)

 

             VIII. Дополнительно

(СЛАЙД 6)

На доске записаны фразеологические обороты. Замените их наречиями-синонимами.

Окончания слов есть в подсказках.

 IX. Домашнее задание.

 1. Уч. Упр.129 стр.75

                 

                  2. Творческое задание(по желанию)

  Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.

                                     

                                 КАРТОЧКА

 издалека                                                       набело

             наверняка                                                    внимательно

 свысока                                                        засветло

 слегка                                                           старательно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание наречий Русский язык Программа «Школа России» Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Митрофанова Наталья Георгиевна

Слайд 2

ПРОВЕРКА 1) - 2) - 3) + 4) + 5) - 6) + 7) + ПРОВЕРКА

Слайд 4

ПРОВЕРКА Блестящ е Свеж о Неуклюж е Негодующ е Певуч е Хорош о Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.

Слайд 5

Буквы О – А на конце наречий с приставками Если Если ИЗ – В - ДО – ПИШИ А НА – ПИШИ О С – ЗА -

Слайд 6

Фразеологические обороты Пальчики оближешь - … сно Битый час - .. лго Кот наплакал – .. ло На край света - .. леко Откуда ни возьмись - … запно Чуть свет - …. Как снег на голову - ….. данно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Именительный падеж.

Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация

Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...