Конспект урока по русскому языку в 4 классе ( Программа "Школа России") на тему "Правописание наречий."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Повторение по теме "Характеристика наречия как части речи" .
Ознакомление с правилами правописания наречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie-konspekt_uroka.docx | 26.36 КБ |
narechie-prezentatsiya_k_uroku.pptx | 201.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4А КЛАССЕ
(Программа «Школа России», учебник «Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.,1 часть, 2017г.)
(Урок учителя начальных классов Митрофановой Н.Г.)
Тема: «Правописание наречий».
Цель: Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о наречиях.
Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.
Формировать навык правописания наречий.
Учить правильно записывать наречия.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
-уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником;
- умения структурировать знания;
- умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза;
- умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
- уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
- формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: учебник по русскому языку В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого (4 класс, 1 часть), мультимедийная презентация, карточки разного цвета.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
II.Чистописание.
На доске запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.
-На какие вопросы отвечают данные слова? (Как?)
Что обозначают данные слова? (Признак действия)
-К какой части речи относим данные слова? (Наречия.)
Запишите наречия:
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
- Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).
- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.
- Назовите слова с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
III. Повторение пройденного.
а).- Повторим с вами, что же такое наречие?
Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
КАРТОЧКА
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
б).Проверка работы - сравнение своих ответов с образцом. ( - - + + - + +) Подведение итогов.)(СЛАЙД 2)
-Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)(СЛАЙД 3)
в). - Все записанные вами наречия образованы от прилагательных.
( внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.)
- Чем отличается написание слова блестяще от других слов? (Суффикс -Е)
- Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.
IV. Работа в парах.
- Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.
КАРТОЧКА
Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.
- Какие суффиксы вставили?
- Как определили, какой суффикс писать?
- От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)
Проверка по образцу (СЛАЙД 4)
V. Физминутка
Если наречие – выполняем приседание.
(Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверху, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает, красиво, дом, весело)
VI. Знакомство с новым материалом
(Запись на доске):
Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.
Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?
(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)
- Запишите слова,
Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела. | вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево, |
- Все слова имеют приставку? Выделите приставки.
(СЛАЙД 5)
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
Есть разные способы запоминания нового правила.
Послушайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-
пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…
- Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить.
Слева, направо, издалека, налево, досуха, наглухо, засветло, справа.
Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?
VII. Работа по учебнику.
С. 76 упр.132 (Выписать все слова, в которых выделенная часть является суффиксом. Т.е., какую часть речи вы выпишите?)
VIII. Дополнительно
(СЛАЙД 6)
На доске записаны фразеологические обороты. Замените их наречиями-синонимами.
Окончания слов есть в подсказках.
IX. Домашнее задание.
1. Уч. Упр.129 стр.75
2. Творческое задание(по желанию)
Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.
КАРТОЧКА
издалека набело
наверняка внимательно
свысока засветло
слегка старательно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРКА 1) - 2) - 3) + 4) + 5) - 6) + 7) + ПРОВЕРКА
ПРОВЕРКА Блестящ е Свеж о Неуклюж е Негодующ е Певуч е Хорош о Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.
Буквы О – А на конце наречий с приставками Если Если ИЗ – В - ДО – ПИШИ А НА – ПИШИ О С – ЗА -
Фразеологические обороты Пальчики оближешь - … сно Битый час - .. лго Кот наплакал – .. ло На край света - .. леко Откуда ни возьмись - … запно Чуть свет - …. Как снег на голову - ….. данно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России
Цели: повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; ...
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение
Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:· Предметные:•...
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Именительный падеж.
Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация
Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:· Предметные:•...
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа
Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:• Предметные:•...